Развитие познавательных процессов

Психологическая перестройка подростков

Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.
Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков скачок роста приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет. У девочек - обычно начинается и кончается на два года раньше. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги – и в последнюю очередь туловище. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), утомляемость, перепады настроения, неуравновешенность. Начинается процесс полового созревания.

Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности.


Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом.
2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.
3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. У них появляется склонность к усвоению групповых норм, привычек и ценностей, подражательность.

Развитие личности и кризис 13 лет

Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.
Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

13 лет - подросток становится более интровертированный, самокритичным и чувствительным к критике, растет избирательность в дружбе, интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

Учебно профессиональная деятельности старшего школьника

В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

Развитие познавательных процессов

У подростков появляется чувство взрослости. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
Так же развитие познавательных процессов, самосознания, критичность мышления, половое созревание, интерес к противоположному полу, частая смена настроений, неуравновешенность. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, но любят, когда их опекают. От настроения зависит все - и работоспособность, и самочувствие.

Кризис 17 лет

12 - 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. После 16 лет у них появляется совесть.
Желание соответствовать своим нравственным принципам.
Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

Часто в 17 лет бывают недовольны своей внешностью или отдельными ее частями. Они переживают из-за отличия их внешности от стандартов мужской и женской красоты, носителями которых являются кинозвезды, шоумены, спортсмены, фотомодели.

Девочки могут болезненно переживать из-за своего небольшого роста. Некоторые девочки негативно воспринимают свой высокий рост. Причиной отрицательных эмоций могут являться также мелкие дефекты кожи, избыточный вес.

7. Кризис взрослости : 30, 40 пенсионер, смерть молодость.

В период взрослости человек переживает 3 кризиса: 30 лет, 40 лет и пенсионный кризис.

Кризис 30 лет

Приблизительно в возрасте тридцати лет большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис тридцати лет нередко называют кризисом смысла жизни. С периодом тридцати лет связаны поиски смысла существования. Эти поиски называют переход от молодости к зрелости. Проблема появляется уже в начале молодости, а иногда, при личностной развитости, даже в подростковом возрасте. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.

Кризис 40 лет

У некоторых людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, возникающий внутри данного периода. Это кризис сорока лет. Оно происходит тогда, когда кризис тридцати лет не привел к должному решению проблем.

Кризис сорока лет – это период критической самооценки: решаются проблемы морали, человек испытывает неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного роста. Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией.

Кризис среднего возраста также связан со страхом старения и осознания того, что достигнуто иногда значительно меньше, чем предполагалось, и является недолгим пиковым периодом, за которым следует постепенное уменьшение физической силы и остроты ума. Человеку присуща преувеличенная озабоченность собственным существованием и отношениями с окружающими. Физические признаки старения становятся все очевиднее и переживаются как утрата красоты, привлекательности, физических сил и сексуальной энергии. Все данные проявления и на личностном и на социальном уровне оценивается негативно.

Пенсионный кризис

Для большинства людей уход на пенсию – это одно из изменений статуса, происходящих в поздней взрослости. Работа обеспечивает человека структурой для планирования своих повседневных дел. Ею определяется круг регулярно встречаемых людей, роли и функции человека. Уход на пенсию может быть связан с необходимостью значительной перестройки личности и всего образа жизни. Время окончания профессиональной деятельности связано не только с появлением большого количества свободного времени. Людям необходимо вырабатывать способы с трудностями, решения проблемы создания собственной социальной реальности. Легкость зависит от ряда факторов физического здоровья: экономического положения, отношения окружающих, потребности в удовлетворении, даваемом работой, и др. Если уход на пенсию связан с резкими изменениями в жизни человека, перемены переносятся тяжело.

Одним из важных факторов является здоровье. Огромное количество пожилых людей, независимо от собственного желания, оставляют работу из-за проблем со здоровьем.

В наилучшем положении находятся здоровые люди, желавшие выйти на пенсию.

8. Характеристика зрелого возраста, пожилого возраста, старости, и долгожители. Старость – процесс универсальный и неизбежный, представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Общий запас энергии у них становится все меньше и меньше.

Зрелость – наиболее продолжительный период жизни человека.

Развитие в период зрелости связано с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личностной индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности.

Пожилой возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию) — это, прежде всего, ожидание, а в лучшем случае — подготовка к пенсии.

Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75–80 лет и старше).

Долгожитель — символ будущей долгой жизни для других членов семьи.

Долгожитель — явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.

Наши рекомендации