Достаточно высокое развитие интересов
В целом, в школе бывает интересно и учиться, и общаться с друзьями, хотя есть скучные предметы. Некоторые школьные предметы, несомненно, пригодятся в жизни, но пока это представляется очень смутно. Можно бы в расписание внести дополнительно 2-3 учебных предмета, но при условии выведения некоторых трудных или скучных дисциплин.
В свободное время иногда выполняются трудовые дела, читаются книги, но большая часть времени отводится развлекательным видам отдыха.
Привлекают несколько профессий, пока трудно сделать окончательный выбор, т.к. не во всем совпадают общие и профессиональные интересы, но принимаются меры по решению этой задачи: просматриваются теле- и радиопередачи, обращается внимание на советы родителей, знакомых, друзей и т.д.
Средне выраженные интересы
Школа привлекает лишь некоторыми позициями. Среди учебных предметов есть интересные, но большинство из них особенно не привлекают внимания. Некоторые предметы представляются полезными для будущего. Хочется введения нескольких новых дисциплин, но при условии, что они будут занимательными и легкими для усвоения.
В свободное время чаще всего слушается музыка и просматриваются развлекательные телепередачи, хотя иногда оказывается помощь родителям или приходится что-либо мастерить. Книги читаются очень редко, да и то в основном детективы.
Не сложившиеся интересы
В школе мало интересного, кроме отдельных моментов на уроках, во внеклассной работе и общении с друзьями.
В основном бывает скучно на уроках, а в расписание желательно включить 2-3 предмета: физкультуру, ОБЖ и еще что-нибудь. Свободное время заполнено общением с друзьями, слушанием музыки, просмотром роликов или ничегонеделаньем. Книги практически не читаются, трудом тоже заниматься лень, если не обязывают родители.
Пока нет привлекательных профессий, может быть, пристроюсь в какой-нибудь фирме или попробую стать «челноком», Мало интересующей передачи и вообще всякие разговоры о труде, профессиях, учебе и т.п.
Мотивы учебной деятельности
Мотив – побуждение к деятельности. Бывают положительные мотивы: любознательность, наслаждение процессом деятельности, стремление к самосовершенствованию, интерес и т.д. Отрицательные мотивы: страх, корысть, подражание, желание выделиться и т.д.
Положительные мотивы обеспечивают и эффективность деятельности, и успешность психического развития ребенка. Отрицательные мотивы в определенной мере тоже ведут к успеху, но временно, однако неблагоприятно влияют на личность.
Обычно у человека складывается набор и тех и других мотивов, но важным является их строение, т.е. удельный вес каждого мотива в общей структуре, которая всегда иерархична.
Благоприятной для личностного развития является иерархия с ведущей ролью положительных мотивов.
Обычно психологи чаще всего изучают не столько сам мотив, сколько мотивацию, т.е. объяснение испытуемым своего мотива (а это не всегда одно и то же). Приведем один из многих опросников в изучении мотивации.
Опросник
Дорогой друг!
Учеба занимает в Вашей школьной жизни большое место. Просим Вас высказать свое мнение по этому вопросу.
Какие, по Вашему мнению, причины побуждают учиться большинство учеников Вашего класса и Вас лично?
Обведите номер вопроса, соответствующего Вашему мнению, за класс кружком, а за себя поставьте перед вопросом знак (+). Можно отмечать несколько вопросов (1-3), если это соответствует Вашему мнению.
Вопросы
1. Учимся, потому что хотим больше знать.
2. Учимся, потому что сейчас все учатся.
3. Учимся, потому что интересно.
4. Потому что нравится учиться.
5. Привлекает сам процесс учебы.
6. Из-за любопытства.
7. Заставляют родители.
8. Потом легко будет устроиться на работу или поступить в вуз.
9. Хочу быть авторитетным в школе.
10. Неприятно испытывать наказание за плохую учебу.
11. Люблю заниматься самообразованием.
Обработка
Количественная обработка данных опроса проводится с помощью таблицы.
Кол-во учащихся | Из них по позициям | ||||||||||
Абсолютное число (%) по классу | |||||||||||
Абсолютное число (%) индивидуальных |
Качественная обработка
Установление иерархии мотивов – расположить по значимости (на основе величины в %) мотивы в общий ряд. Оценка полученной иерархии мотивов: соотношение удельного веса положительных и отрицательных мотивов. Для получения более точной оценки мотивации учебной деятельности школьника и класса в целом целесообразно сопоставить реальный иерархический ряд с оптимальным с помощью метода ранговой корреляции. В качестве оптимального ряда можно условно принять следующий:
1. Учимся, потому что хотим больше знать.
2. Учимся, потому что интересно.
3. Привлекает сам процесс учебы.
4. Потому что нравится учиться.
5. Из-за любопытства.
6. Люблю заниматься самообразованием.
7. Потом легко будет устроиться на работу.
8. Хочу быть авторитетным в школе.
9. Заставляют родители.
10. Неприятно испытывать наказание.
11. Потому что сейчас все учатся.
Степень совпадения реальных вариантов иерархии с оптимальным можно определить на основе следующих эмпирически найденных интервалов значений коэффициентов корреляции.
Ч1 = 0,7-0,98 - высокий
Ч2 = 0,6-0,69 – достаточно высокий
Ч3 = 0,4-0,59 - средний
Ч4 = 0,1-0,39 – ниже среднего
Качественная оценка проводится путем наложенния указанных интервалов на примерные типичные варианты мотивации учебной деятельности школьников, представленные ниже.
Высокая мотивация
Ощущается желание узнать как можно больше нового, необычного. Нравится сам процесс учебы, люблю искать неизвестное в задачах, вычислять, применять формулы, работать с компьютером. Любопытство не имеет границ, хочется разгадать тайны природы и человека.
Хочется самому открыть что-то новое или самостоятельно решить уже найденное ранее другими. И каждая удача приносит большую радость, а неудача не только огорчает, но и побуждает дойти до истины.
Но бывает, что иногда приходится «подгонять» себя сознанием чувства ответственности, стыда перед родителями, которые тяжело переживают мои неудачи в учебе.