Когнитивное развитие, развитие интересов и склонностей на протяжении подросткового - раннего юношеского возраста.

Вопрос 57. Общая характеристика познавательной сферы человека. Основные формы представления реальности

Характеристика познавательной сферы.

Познание – это набор психических процессов, возможностей, которые обеспечивают живому существу оптимальную ориентировку, т.е. возможность выделить значимый элемент. Познание – процесс получения информации об окружающем мире и о себе самом; Оно тесно связано с жизнедеятельностью и успешной адаптацией. Познание предметно.

Познавательные процессы – процессы, связанные с получением информации: получение, переработка, хранение и использование информации. Где информация – это количественная мера уменьшения неизвестности (Винер).

Психология познания выделилась из философии и поэтому воспроизводила философскую проблематику. Философия рассматривала познание как родовое свойство человека, психология – изучала особенности человека, которые обеспечивают процесс познания. Нужно было соотнести психологию с философскими знаниями. Психология познавательных процессов изучает процессы познания.

Виды познания: - чувственное познание (посредством органов чувств)

- рациональное познание (посредством разума).

Но чувственное познание и рациональное очень тесно переплетены. Сфера познания работает вся в целом, а связи между частями сферы познания подобны сети.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют 3 крупные группы психических явлений: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы обладают определенными динамическими характеристиками. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. Психические процессы могут быть разделены на 3 гр.: познавательные, эмоциональные и волевые.

Проблема выделения отдельных познавательных процессов.

Познавательные процессы Веккер разделил на 2 группы:

1. специфические: ощущение, восприятие, мышление (собственно познавательные процессы)

2. универсальные: память, внимание, воображение.

Специфические обеспечивают приобретение новых знаний: ощущение – те, с помощью которых происходит отражение на разных уровнях, ощущения – на уровне отдельных свойств, восприятие – на уровне отдельных образов, мышления – на уровне отношений между существующими явлениями. дают знания об отдельных свойствах предмета, восприятие – отражение предмета в целом, образ предмета- образ восприятия, перцептивный образ или перцепция; мышление – об отношениях между предметами, опосредованное познание, рациональное; иррациональное – эмоции и воля) – существенный свойства и отношения предмета. Понятия, суждения, умозаключения – результат.

Универсальные включены в другие познавательные процессы. Например, внимание не имеет своего продукта, проявляет через себя другие продукты, имеет отношение к настоящему; память – фиксирует результаты восприятия, ощущения и мышления, имеет отношение к прошлому; воображение – образ, представление, имеет отношение к будущему.

Каждый процесс познания характеризуется тем, что

- происходит во времени

- имеет результат

- имеет свою специфику в отношении к задаче.

Феноменология и функции отдельных познавательных процессов.

Можно рассматривать классификацию по трем критериям (предметно-содержательный ( что отражается?)

Функциональный ( зачем)

Генетический ( когда появляется)

Ощущение

Ощущение – минимальный познавательный элемент; элементарный образ, который характеризуется наличием только сенсорного качества и возникающий при условии воздействия на органы чувств отдельных видов физической энергии.

Ощущения – отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Классификация ощущений: 1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителями; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражения.

По виду делятся: на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Ощущение - простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде.

Сущность процесса

Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды наличие в ней значимых биологических факторов.

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Этот процесс осуществляется посредством органов чувств, или анализаторов человека, которые с рождения приспособлены для восприятия и переработки разных видов энергии в форме стимулов-раздражителей. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит некоторое время или латентный период, во время которого происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по структурам нервной системы и ее уровневое переключение. Итогом возникновения ощущения является чувство.

Классификация

В зависимости от видов стимулов-раздражителей:

- проприоцептивные (дают информацию о мышечной системе)

- интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов),

- специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.

В зависимости от энергии, воспринимаемой стимулами-раздражителями:

- зрительные,

- слуховые,

- вкусовые,

- обонятельные

- осязательные и т.д.

По генетическому – протопатическая и эпикритическая (Хед) Протопатическая (подкорковая, витальная, ноцицептивная) — филогенетически более древняя чувствительность — связана преимущественно с таламусом и служит для проведения и восприятия сильных, угрожающих организму раздражении (резкие болевые и температурные раздражения и т. п.).

Эпикритическая (корковая, гностическая) чувствительность — филогенетически более новая, совершенная — связана с корой большого мозга и служит для тонкого дифференцирования качества, характера, степени и локализации раздражения (тактильная чувствительность, дискриминация, мышечно-суставное чувство, восприятие индифферентных температур (27—35 °С и др.).

Развитие процесса

Ощущения поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения.

Важно владеть приемами временной активизации работы органов чувств (разминка, глубокое дыхание, обтирание при высокой температуре, массаж биологически активных точек.

Восприятие

Восприятие - процесс порождения чувственных образов, возникающий при условии воздействия внешнего мира на органы чувств, а также результат-образ.

Восприятие психические процессы отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – отражение комплексного раздражителя. 4 уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация, опознание. Первые два – перцептивные, последние 2 – к опознавательным действиям. Свойства восприятия – целостность, контактность, структурность, осмысленность, избирательность. Виды – восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения.

Сущность процесса

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.

Свойства

Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами.

Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.

Категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу.

Развитие процесса

Развитие восприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением опыта, знаний, усилением его связей с памятью, воображением, мышлением, вниманием, чувствами и волей.

Мышление

Мышление – даёт возможность действовать с материалом, который не дан при помощи органов чувств. Широкое определение: активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Узкое: процесс решения задач. Как отдельный процесс выделяют воображение, хотя оно является вариантом образного мышления.

Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи. Мыслительные операции – сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация, конкретизация. Формы – суждение, умозаключение, понятие. Виды – практически-действенное, наглядно-образное, теоретически абстрактное.

Мышление - это высший познавательный процесс.

- это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях)

- это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Сущность процесса

Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Классификация

Если по функциональному, то теоретическое и практическое и другая классификация творческое и критическое.

МЫШЛЕНИЕ

Практическое

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

Теоретическое

Понятийное образное

Когнитивное развитие, развитие интересов и склонностей на протяжении подросткового - раннего юношеского возраста. - student2.ru

Теоретическое понятийное мышление- это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решения задачи с начало до конца в уме, выраженными в понятийной форме, суждениях умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление- отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Наглядно – образное– мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Наглядно – действительное– Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта.

Развитие процесса

Теоретическое понятийное и теоретическое образное в действительности оба сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное - позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.

Разница между теоретическим и практическими видами мышления состоит в том что «они по разному связаны с практикой». Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.

Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.

Внимание

Внимание – связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём. Это процесс, у которого нет своего результата.

Внимание – направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (создания), предполагающие повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Особенности – опосредовано, т.е. существует благодаря какому-либо средству; активно, волевая операция или действие.

Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).

Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость (проба Бурдона), объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени (Тахистоскоп. С помощью тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты — формы, буквы, слова и т. д. Объем внимания в его опытах составлял величину порядка пяти объектов.), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения. Эксперимент на последние две красно-черные таблицы Шульте.

Когнитивное развитие, развитие интересов и склонностей на протяжении подросткового - раннего юношеского возраста. - student2.ru Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Сущность процесса

Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

По наличию отсутствию средств.

Непроизвольное-неопосредованное, пассивное внимание. Добрынин говорил, что это вынужденное внимание., заивсит от особенностей объекта, от его новизны, контраста.

Произвольное опосредованное – активное внимание. Связано с развитием волевой сферы. Вторичное внимание, связано с возможностью управлять своей деятельностью.

Непроизвольное опосредованное – послепроизвольное. Человеку интересно то, чем он занимается.

Свойства

Устойчивость – способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.

Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других.

Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

Объем – размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Развитие процесса

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

Этапы развития:

1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.

Функции – текущий контроль и итоговый

Память.

Память - когнитивный процесс получения, хранения и использования информации.

Память – накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение накопленного опыта. Виды – зрительная, звуковая, эмоциональная, осязательная, обонятельная, словесная, образная; по времени сохранения – кратковременная, долговременная, оперативная; непроизвольная, опосредованная и непосредственная (механическая, смысловая). Процессы - запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, неверное припоминание или узнавание.

ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Сущность процесса

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Классификация

Мгновенная 0,1 – 0,5 с – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации. (память – образа).
Кратковременная до 20 с – представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация которая привлекает к себе повышенное внимание.
Оперативная до нескольких дней - хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком.
Долговременная Неогран   - хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.
Генетическая   - информация которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.
Зрительная   - сохранение и воспроизведение зрительных образов.
Слуховая   - запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.
Двигательная   - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.
Эмоциональная   - память на переживания. То что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, Обонятельная...   - удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах:

Непроизвольное запоминание - происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи.
Произвольное запоминание - процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. При условии наличия мнемической задачи.

Развитие процесса

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности.

И напрямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

Сущность процесса

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений.

В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.

Классификация

Определяется четырьмя видами:

Активное Пассивное Продуктивное Репродуктивное
возникает по собственному желанию, усилием воли. возникает у человека спонтанно, по мимо воли и желания. действительность сознательно конструируется человеком. (но при этом в образе она творчески преобразуется) воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть. (элементы фантазии)

Представление разделяют

по функционированию ведущего органа чувств

- зрительные

- двигательные

- и др.

по содержанию

- технические

- топографические

- музыкальные и др.

Развитие процесса

Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь.

Воображая человек, творит – художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.

Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.

Речь.

Речь. Главное свойство языка – условность, произвольность знака. Знак заменяет предмет по своей чувственной форме, можно оперировать объектом без практического действия с ним. Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь - процесс использования языка; форма общения, опосредствованная языком. Функции речи: 1. Коммуникативная - основная функция, 2. Экспрессивная - ею обязательно обладает аффективная речь, 3. Индикативная (указание на объект), 4. Номинативная (называние), 5. Сигнификативная (обозначения, приписывание значения), 6. Гностическая (сохранение и передача общественного опыта в виде знания), 7. Планирование, 8. Регуляция действий.

Речь – выражение определенного мыслительного содержания средствами объективной системы языка, использование языка для целей общения и сообщения. Язык – система знаков. Знак → язык → речевая деятельность. Функции – выражение, сообщение, обозначение, воздействие. Виды – устная (диалогическая, монологическая – обе могут быть активной и пассивной); письменная; кинестетическая, внутренняя (процесс мышления); внешняя (общение, обмен информацией).

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Сущность процесса

Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Классификация

Речь является полиморфной деятельностью - в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах:

внешняя, внутренняя, монолог, диалог, письменная, устная и т. д.

Внешняя – средство общения;

Внутренняя – средство мышления;

Письменная – один из способов запоминания информации;

Диалог – двусторонний обмен информации;

Монолог – процесс рассуждения;

Развитие процесса

Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека.

С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения.

Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи. Пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.

Смысл – отношение к мотиву.

В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т. д.

Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное "поле" и объект его деятельности.

Очень яркое проявление функции чувственных образов в сознании реального мира мы наблюдали в исследовании восстановления предметных действий у раненых минеров, полностью ослепших и одновременно потерявших кисти обеих рук. Так как у них была произведена восстановительная хирургическая операция, связанная с массивным смещением мягких тканей предплечий, то они утрачивали также и возможность осязательного восприятия предметов руками (явление асимболии). Оказалось, что при невозможности зрительного контроля эта функция у них не восстанавливалась, соответственно у них не восстанавливались и предметные ручные движения.

на уровне рефлектирующего сознания субъект способен дифференцировать восприятие реального мира и свое внутреннее феноменальное поле. Первое представлено сознательными "значимыми" образами, второе - собственно чувственной тканью.

Работа систем познания связана с внутренней репрезентацией. Существует три вида репрезентаций:

1. действенная, 2. образная, 3. знаковая.

В процессе развития представления о мире происходит поразительное смещение акцентов. Сначала ребёнок знает свой мир главным образом благодаря тем привычным действиям, с помощью которых он управляется с этим миром. Со временем мир оказывается представленным ему ещё и в образах, сравнительно свободных от действий. Постепенно формируется дополнительно ещё один новый и мощный путь: перевод действия и образов в языковые средства, что создаёт третью систему представления. Каждый из трёх способов представления – действенный, образный и символический – отражает события своим особым образом. Каждый из них накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребёнка в разных возрастах; в интеллектуальной жизни взрослого человека взаимодействие всех трёх линий сохраняется, составляя одну из главных её черт.

Из наблюдения за поведением можно узнать, какого типа презентация реальности у данного индивида.

Презентация через действие

В конце 1 года жизни ребенка узнавание объектов зависит в большей степени от того, какие действия они вызвали. Два наблюдения Пиаже: Лоран раскачивает папиросную коробку – случайно роняет ее так, что она вылетает из поля его зрения – он смотрит на свою руку выражением удивления и разочарования, вызванного исчезновением. Но, никак не считая потерю невозвратимой, он начинает снова размахивать рукой, хотя она пуста. После этого он взглядывает на нее снова. Невозможно толковать его поведение иначе, как попытку заставить объект появиться снова; Люсьен – хватает ткань, покрывающую стенки кровать – тянет на себя, но выпускает из рук. Тогда она подносит к глазам крепко сжатую руку и осторожно разжимает ее. Она внимательно глядит на свои пальцы и повторяет действие сначала. Для нее достаточно дотронуться до объекта, чтобы решить, что он у нее в руках. Вид коробки побуждает Лорана раскачивать ее, но, когда коробка исчезает, то действие используется для того, чтобы снова увидеть коробку. Люсьенн ожидает увидеть складки материи у себя в руке, сжав ее так, как если бы материя все еще была в ней. На более поздних этапах детства этот способ представления объектов не исчезает полностью (феномен Фрейда «всемогущество мысли» - смешение мысли о действии с самим действием).

В конце 1 года возникает тесная связь между действием и восприятием. Первоначально, действие принимает форму «устремления взгляда», обнаруживающегося в движении глаз или ориентировке головы. Эта форма действия является врожденной. Позднее – схватывание рукой, захватывание ртом и т.д. По Пиаже характеризует стадию сенсомоторного интеллекта, в которой предметы скорее "переживаются", чем "мыслятся", действие и внешний опыт оказываются слитыми. Уподобляет интеллект этого типа необратимой и фиксированной последовательности статистических образов, каждый из которых связан с действием. Сначала ребенок реагирует на исчезновение предмета поиском только в том случае, если его активно изъяли из его рук; на первом году достаточно удалить объект в то время, как «ребенок только начал тянуться к нему»; задолго до 2 лет – ищет уже спрятанные предметы. «Сущест

Наши рекомендации