Самосознание (самооценка и уровень притязаний)

Самосознание – открытие своего «Я», приводящее к формированию «Я - образа», «Я - концепции».

Самооценка – более или менее конкретное проявление самосознания, - оценивание школьником своих возможностей одновременно со своей точки зрения и точки зрения других (со стороны).

Уровень притязаний– желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).

Характер самооценки (благоприятная, т.е. адекватная и неблагоприятная – завышенная или заниженная) влияет на поведение ребенка, успешность его деятельности и общения.

Шкала самооценки личности

Данная шкала, разработанная А.М. Пригожиным, представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых прежде всего введением дополнительного параметра уровня притязаний. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки. Методика нормирована на выборках учащихся VII - X классов (79).

Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.

Инструкция. Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:

здоровье,

умственные способности,

характер,

авторитет у сверстников,

умение многое делать своими руками, умелые руки,

внешность,

уверенность в себе.

Шкала самооценки

             
0 0
Здоровье Умственные способности Характер Авторитет у сверстников Умелые руки Внешность Уверенность в себе

На каждой линии написано, что она обозначает.

На каждой линии черточкой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.

Итак: " - " - уровень развития у Вас качества, стороны личности в настоящий момент; " х " - такой уровень развития качества, стороны, к которому Вы стремитесь, достигнув которого, Вы будете удовлетворены собой.

Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка). Например, на линии "здоровье" нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя - абсолютно здорового.

Задание.

Далее изображено семь линий, длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина - едва заметной точкой.

Порядок проведения. Методика может проводиться как фронтально - с целым классом или группой учащихся, так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу: пройдя по классу, посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12 минут.

Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют задание: сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа «глупая», «я это не способен», отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение (с разницей не менее 5 мин.). Все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.

Обработка результатов. Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала «здоровье» рассматривается как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой линии равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:

1 этап

По каждой из шести шкал («ум», «способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») определяются:

а) уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы («0») до знака «х»;

б) высота самооценки - от «0» до знака «-» ; в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценка - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до «-»; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

Записывается значение каждого из трех показателей (уровень притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

2 этап

Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем шести шкалам.

3 этап

Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «х» (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значениями. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и, соответственно, тем меньшее значение она имеет. При очень сильной дифференцированности, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие - очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использован лишь для ориентировки.

4 этап

Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью (указывается только самооценка или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.п.

Определение количественных уровней состояния самооценки и уровня притязаний.

Для выявления интервалов различных состояний самооценки необходимо ввести следующие допущения:

а) высокой самооценке (уровню притязаний) можно приписать следующий интервал медиан: 0,70-0,99

б) достаточно высокой – интервал в 0,60-0,69

в) средне выраженной – интервал в 0,50-0,59

г) нижесредней – интервал в 0,20-0,49

Качественная характеристика самооценки (уровня притязаний) производится путем наложения интервалов на соответствующие примерные типы самооценок (уровней притязаний): оптимальный, достаточно адекватный, почти адекватный, не вполне адекватный.

Оптимальный вариант самооценки (уровня притязаний)

Отражаются наиболее значимые личностные качества, особенности поведения и общения. Осознаются различия наиболее и наименее развитые качества.

Довольно точно определяются собственные возможности в ситуации выбора посильных для себя целей из веера возможных. Уровень притязаний выше самооценки, но разрыв невелик и соответствует возможностям успешно проявить себя в значимой ситуации.

Оценка себя и своих возможностей проводится достаточно полно, без значительных затруднений и за небольшое время! Проявляется умение сложный процесс самооценивания провести самостоятельно в соответствии с требованиями ситуации.

Достаточно оптимальный вариант самооценки (уровня притязаний)

Достаточно полно и точно оцениваются наиболее развитые качества, но испытываются затруднения в распознании остальных свойств личности, а также особенностей поведения и общения. Различия в оценке отдельных психологических характеристик осознаются с трудом.

Уровень притязаний почти по всем показателям выше или равен самооценке, что в общем соответствует личностным возможностям. Выбор наиболее оптимальной цели иногда проводится ошибочно.

В оценке собственных качеств и возможностей хотя и проявляется самостоятельность, но порой возникает необходимость в помощи извне.

В целом процесс самооценивания сложился, но еще забирает много времени и требует усилий.

Средний вариант самооценки (уровня притязаний)

Осознаются наиболее броские, «лежащие на поверхности» черты личности, особенности поведения и общения. Встречаются неточности в оценке различий состояния важнейших психологических качеств. Затрудняется в выборе посильных целей в ситуациях неопределенности.

Уровень притязаний не всегда согласуется с самооценкой, может то превышать, то опускаться ниже и не совсем соответствовать личностным возможностям. Процесс самооценивания идет с затруднениями, возникает потребность в помощи извне.

Ниже средний вариант самооценки (уровня притязаний).

Самооценка личностных качеств, особенностей поведения и общения носит фрагментарный и не всегда адекватный характер. Не осознаются различия между отдельными психологическими признаками. Выбор стратегии поведения в ситуации веера целей затрудняется и не соответствует личностным возможностям.

Уровень притязаний может оказаться ниже самооценки.

Процесс самооценивания идет с большими затруднениями и нуждается в большой помощи извне.

Наши рекомендации