Онтогенетическое развитие интересов

Зачатки интересов можно наблюдать на первом году жизни ребен­ка. Основой их возникновения являются ориентировочная реакция (рефлекс «Что такое?») и развивающиеся потребности. Постоянный и непосредственный контакт ребенка с предметами, сопровождающий процесс удовлетворения потребностей, является одним из условий возникновения его интересов. Первоначально интерес проявляется в непроизвольном сосредоточении внимания на ярком, звучащем или передвигающемся предмете, в стремлении схватить этот предмет, в реакции удовольствия от контакта с ним. Затем возникает интерес к игре, в том числе и к ролевой, становящийся ведущим в дошкольном возрасте. В четыре года сильно вы­ражен познавательный интерес.

В преддошкольном возрасте появляется интерес к бытовым и трудовым операци­ям взрослых, к рисованию, лепке, пению, танцам и музыке. Интересы дошкольника непосредственны, неустойчивы, определяются конкретной ситуацией.

В младшем школьном возрасте появляются интересы ко всем видам работы в школе, которые в 3-4-х классах начинают дифференцироваться. Появляется инте­рес к коллекционированию.

Исследование развития интересов школьников-подростков позволило Д. И. Фельдштейну выявить стадиальность этого процесса. Первая стадия характеризуется раз-5росанностью интересов, стремлением все попробовать, во всем принять участие. Поэтому более 60% учащихся 10-11 лет состояли в трех и более кружках, секциях и т. п. (правда, посещали их только по 1-2 раза)- На второй стадии подросткового периода, в 12-13 лет, интересы детей стабилизируются. В трех и более кружках зани­мались уже 50% школьников. На третьей стадии подросткового возраста (14-15 лет) три занятия выбрали только 28% школьников а больше половины отдали предпочте­ние только 1 -2 занятиям.

У подростков отмирают старые интересы и появляются новые: к общественной казни, технике, чтению книг приключенческий и о героическом; у многих выраже­ны спортивные интересы.

У юношей познавательные интересы дифференцируются еще больше, их интере­суют отдельные науки и учебные предметы. Появляется интерес к вопросам мора­ли, мировоззрения, психологии людей.

Возрастные этапы, становления профессиональных интересов школьников изучены Л. А. Головей (1996). Ею выделены четыре этапа. На первом этапе, в воз­расте 12-13 лет, профессиональные интересы характеризуются высокой изменчи­востью, слабо интегрированы, не связаны с психологическими особенностями личности и являются в основном познавательными. На втором этапе, в 14-15 лет, отмечается тенденция к большей сформированности профессиональных интере­сов, их интеграции, включенности в общую структуру индивидных и личностных особенностей. На третьем этапе, в возрасте 16-17 лет, усиливается интеграция профессиональных интересов и в то же время возрастает их дифференцированность в соответствии с полом; имеет место объединение познавательных и профес­сиональных интересов, усиливаются связи последних с индивидуально-психоло­гическими свойствами. Четвертый этап относится уже к юношам, выбравшим про­фессию, т. е. связан с начальной профессионализацией. Происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью.

Зарубежные авторы в профессиональном самоопределении выделяют три этапа: фантазийный выбор (от 10 до 13 лет), период поисков (14-16 лет) и реальный выбор (17 лет и старше).

В. И. Журавлев(1983) показал, что внешкольная социальная среда не является для учащихся референтным основанием для выбора профессии. Она скорее выпол­няет роль источника информации, на основе которой осуществляется профессио­нальный выбор. К сожалению, учителя в этом деле тоже оказываются плохими по­мощниками. Таким образом, решающая роль принадлежит интересам школьников либо родителям, по совету или настоянию которых выпускники школ поступают в то или иное профессиональное учебное заведение.

Большое значение имеет престижность того или иного рода деятельности в кон­кретных социальных условиях. В 30-60-х годах в нашей стране высокий престиж имели военные, инженерные профессии, в 70-80-х годах — гуманитарные, в 90-х — коммерческая деятельность, работа в сфере обслуживания, профессии бухгалтера, экономиста, юриста, переводчика, социолога, психолога.

По данным Д. И. Фельдштейна, выбор престижных профессий у школьников раз­ного возраста (от 10 до 15 лет) превалирует и встречается от 50 до 70% без замет­ной возрастной динамики. В то же время с возрастом растет интерес подростков к массовым рабочим специальностям (с 12 до 25%).

Л. А. Головей (1996) выявила в формировании профессиональной направленно­сти роль индивидуально-психологических особенностей личности: интеллектуаль­ных, психомоторных, эмоциональных. К окончанию школы тип направленности ока­зывается уже достаточно сформированным. Правда, как это ни парадоксально, это мало влияет на готовность выпускников к выбору профессии. По данным Л. А. Голо­вей, у 75% школьников отсутствует четкий профессиональный план, они обнару­живают низкую активность в выборе профессии. Степень уверенности в выборе хотя и возрастает от подростков к юношам, но в целом невелика. Сформированный про­фессиональный план имеют старшеклассники с более высоким уровнем интеллектуального развития, морально созревшие и добросовестные, обладающие высокой тревожностью.

Сходные данные получены и В. И. Журавлевым. Он отмечает, что профессиональные планы школьников сложны по своему составу и динамике. В них обнаружено наличие идеальных, реальных и резервных проектов (например, поступить в МГУ (у иногородних), в местный вуз, на временную работу). Между планом и фактическим самоопределением расхождение наблюдается у 50% выпускников школы. Это значит, что у старшеклассников процесс профессионального самоопределения не завершился. На профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни существенное влияние, по данным Л. А. Головей, оказывают половые различия учащихся. Девушки опережают юношей по показателю осознанности профессионального выбора и определенности путей получения профессии. Среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей — предпринимательская и исследовательская. У юношей на профессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем более определенны планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированности профессионального плана и степень уверенности в правильности профессионального выбора. У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределение формируется в русле общей жизненной перспективы и органически входит в него. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами и уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей на планирование ближайшей перспективы большое влияние оказывают интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля; от 9-го к 11-му классу у них возрастает число требований к своей будущей профессии, т. е. принимается во внимание bee большее число факторов. У девушек же число требований к будущей профессии возрастает незначительно.

9.10. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ В СОЗНАНИИ СТРУКТУРЫ МОТИВА

Как показано А. В. Ермолиным, с возрастом (от младших школьни­ков к студентам) снижается число ответов на вопросы о причине поступка, не свя­занных со структурой мотива, и, соответственно, увеличивается число ответов, зат­рагивающих тот или иной блок мотива. Это значит, что чем старше школьники, тем реже они ссылаются на внешние обстоятельства и факторы при объяснении собственных действий и поведения. О смещении с возрастом мотивационных детерминант в сторону внутренних факторов говорят и изменения соотношения между внешним и внутренним предпочтениями в сторону последнего мотиватора.

Возрастает и частота упоминания мотиватора «прогноз последствий», что свидетельствует об увеличении в процессе мотивации интеллектуальной сферы человека: ведь учет последствий возможен при достаточном развитии прогностической способности, базирующейся на когнитивных процессах (Л. А. Регуш, 1997).

Распределение ответов по таким мотиваторам «внутреннего фильтра», как дек­ларируемая и недекларируемая нравственность, не выявило существенной возра­стной динамики, что связано, вероятно, с формированием базисных нравственных установок уже в дошкольном возрасте.

Мотиватор «оценка своих возможностей» в большей степени был выражен у младших школьников.

В целевом блоке мотива наиболее заметные возрастные различия выявлены А. В. Ермолиным по такому мотиватору, как «процесс удовлетворения потребнос­ти», а именно снижение с возрастом числа ответов, относящихся к нему. В то же время выявлена, хотя и не очень отчетливая, тенденция увеличения с возрастом числа ответов, относящихся к мотиватору «опредмеченное действие», что может свидетельствовать о смещении процесса мотивации в сторону более четкого осозна­ния предмета потребности.

С возрастом происходит изменение и мотивации общения. Однако об этом речь пойдет дальше (см. главу 10).

* * *

Итак, обобщая изложенное в этой главе, можно констатировать, что структур­ные и содержательные изменения в мотивах заключаются в следующем:

1) по мере развития личности ребенка появляются новые психологические образо­вания, которые усложняют как процесс мотивации, так и структуру мотива, рас­ширяя состав образующих мотив компонентов; это приводит к более обоснован­ному принятию решений и формированию намерений;

2) происходит развитие ранее возникших компонентов мотива: становится более многосторонней самооценка, увеличивается число интересов, обогащается нрав­ственная сфера и т.д.;

3) рядоположность психических образований, побуждающих к действиям и поступкам, сменяется их иерархией, системностью;

4) происходит периодическая смена доминирующих потребностей, ценностей, иде­алов и других мотиваторов, в связи с чем меняется направленность личности в разные возрастные периоды; так, социальные мотивы, в том числе и имеющие общественную направленность, с возрастом начинают занимать доминирующее место в жизни молодого человека;

5) увеличивается осознаваемость структуры мотива, собственное поведение пред­стает в сознании детей как внутренне побуждаемое, а не как «реактивное», обус­ловленное только внешними влияниями и обстоятельствами;

6) с возрастом увеличивается число случаев блокировки потребностных побужде­ний (желаний), т. е. чаще появляются «отрицательные» мотивы;

7) увеличивается число мотивационных установок;

8) в разные возрастные периоды ведущую роль в объяснении основания поступка играют различные мотиваторы.

Наши рекомендации