IX. Бихевиоризм: становление и развитие в ХХ в.
Бихевиоризм (в пер. с англ. behavior – поведение) как самостоятельное направление возник в США в 1913году после того, как его теоретический лидер и основатель Джон Броуди Уотсон (1878-1958) выступил с критикой интроспективной психологии и предложил пересмотреть предмет науки. Программная статья Уотсона «Психология, как ее видит бихевиорист» (1913) стала манифестом новой психологии, в которой вместо сознания предметом утверждается поведение, а вместо субъективного метода интроспекции – методы объективного наблюдения за внешними реакциями без обращения к сознанию.
Научные предпосылки бихевиоризма восходят как философским, так и к естественнонаучным традициям. Из философских идей бихевиоризм заимствует следующие: 1) механицизм – утверждение, что все естественные процессы определены на механистическом уровне и могут быть объяснены на основе законов физики и химии (Т.Гоббс, Р.Декарт, Д.Гартли); 2) позитивизм - доктрина, которая признает только естественные явления или объективно наблюдаемые факты (О.Конт); 3) функционализм, предметом изучения которого является адаптивная роль сознания в реальном поведении (Ф.Брентано, У.Джеймс, К.Штумпф).
К важнейшим естественнонаучным предпосылкам бихевиоризма относятся идеи зоопсихологии, в которых поведение животных анализируется без обращения к мышлению, на основании внешне наблюдаемых реакций (К.Морган, Ж.Леб и др.). Э.Л.Торндайк, изучая поведение животных в проблемных ящиках, пришел к выводу, что научение происходит без участия сознания, методом проб, ошибок и случайного успеха. В поведении закрепляются только успешные реакции. Свою концепцию (коннекционизм) Э.Торндайк применил к поведению человека.
Решающее влияние на становление бихевиоризма оказали физиологические идеи Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936) и Владимира Михайловича Бехтерева (1857 – 1827). Открытые российскими учеными условные рефлексы (И.П.Павлов) и сочетательные рефлексы (В.М.Бехтерев) обосновали возможность объективного изучения психических процессов через внешне наблюдаемые реакции (моторные и секреторные), без обращения к содержанию сознания.
В развитии бихевиоризма выделяют три этапа:
1. Классический бихевиоризм – с 1913 по 1930 годы (Дж.Уотсон). Поведение определяется как непосредственная реакция на внешний стимул по универсальной схеме «С – Р».
2. Необихевиоризм – с 1930 - 1960 годы (Э. Толмен, К.Халл, Б. Ф. Скиннер и др.). В классическую схему поведения («С – Р») вводятся промежуточные переменные как внутренние состояния организма, влияющие на итоговую реакцию. Схема поведения в необихевиоризме – «С – О – Р». В разных концепциях необехиворизма промежуточную переменную («О») представляют разные факторы (знания, цели, потребности, подкрепление и др.).
3. Социальный бихевиоризм – с начала 60-х годов (Дж. Мид,
Дж.Роттер, Д.Доллард, А.Бандура и др.). Итоговое поведение, по прежнему определяется промежуточной переменной, которая, в отличие от представлений необихевиористов, имеет отношение не к организму, а к жизни человека в обществе (отношения с людьми, детский опыт, локус контроля, поведение референтных лиц и пр.).
Рассмотрим более подробно содержание этапов эволюции бихевиоризма.
Итак, на первом этапе, поведение описывается как система реакций, детерминированных внешними воздействиями. Схема поведения по Дж.Уотсону: «Стимул – реакция» верна как для простейших ситуаций (чихание на распыление молотого перца), так и для сложных (выбор президента или работы). Никаких ссылок на сознание не допускается, вместе с тем, любой факт поведения расценивается как отражение субъективных содержаний сознания и свойств личности. Задача психологии заключается в прогнозировании и управлении поведением через сведение поведения к единичным звеньям «стимул – реакция», анализ стимулов и целенаправленную стимуляцию. Объективный предмет исследуется объективными методами: наблюдение, тестирование, формирование условных рефлексов.
Развитие личности, с точки зрения Дж.Уотсона, заключается в расширении репертуара поведенческих реакций, которое достигается путем научения. Генетический фактор имеет значение только до обучения в раннем возрасте, в дальнейшем же, любое поведение, в том числе и способности человека, является исключительно результатом научения.
Очевидная механистичность программы классического бихевиоризма вызвала к жизни варианты необихевиористских концепций, в которых упрощенная трактовка поведения по схеме «стимул – реакция» усложнялась введением внутренних процессов, развивающихся в организме в ответ на внешний стимул и влияющих на реакцию.
Второй этап, этап необихевиоризма, был открыт экспериментами, утверждающими факт наличия некоего промежуточного состояния организма между стимулом и реакцией.Так, Уолтер Хантер в 1922 году опубликовал результаты экспериментов с отсроченными реакциями. Хантер проводил опыты с обезьянами. Оказалось, что, если на виду у обезьяны в один из двух ящиков спрятать банан, затем между обезьяной и ящиком поставить ширму, то, когда эту ширму уберут, обезьяна направится именно к тому ящику, в который у нее на глазах положили банан. Такое поведение свидетельствовало о том, что животное не механически реагирует на стимул, а способно к отсроченной реакции, значит между стимулом и реакцией существует установка, определяющая направленность поведения.
Студент Д.Уотсона Карл Лешли (1929) как и У.Хантер, полагал, что между стимулом и реакцией есть еще некое состояние организма, влияющее на поведение. Он, также, работал с приматами и изучал роль мозга в научении, формируя у обезьяны навык, а затем, удаляя различные участки коры головного мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. На основании результатов К.Лешли заключил, что головной мозг всегда находится в активном состоянии и опосредствует реакции организма на внешние стимулы.
С этого времени спецификой бихевиоризма стало исследование процесса научения. Классический период необихевиоризма открыл Эдвард Толмен (1886-1959), представивший в 1932 году когнитивную теорию научения (в работе «Целенаправленное поведение у животных и человека»).Как видно из названия теории, Э.Толмен вместо постулата непосредственности вводит между внешним раздражителем и ответным поведением промежуточную переменную, связанную с познавательными процессами, а именно – целями, мотивами и ожиданиями животного. Таким образом, Э.Толмен противопоставил реактивному поведению целенаправленное, а условно-рефлекторному (то есть моторному) научению – знание пространства. Механизм научения заключается в том, что при встрече организма с одним и тем же стимулом среды, между этой точкой пространства и ожиданием организма формируется связь – знание организма о данной точке пространства, или гештальт-знак. В опыте животное вырабатывает целую сеть гештальт-знаков по всем точкам среды, или когнитивную карту.Следовательно, поведение организма в пространстве определяется не выученными (рефлекторными) движениями, а наличием когнитивной карты, состоящей из знаний, гипотез и других внутренних состояний. Оставаясь на позициях бихевиоризма, внутренние переживания организма Э.Толмен регистрировал исключительно по объективным изменениям в ответном внешненаблюдаемом поведении (например, голод определялся по количеству съеденной пищи или по временным промежуткам между кормлениями). Э.Толмен экспериментально установил факт латентного научения – ненаблюдаемого и неподкрепляемого научения, объективно изменяющего поведение.
Кларк Леонард Халл (1884-1952) в своей концепции редукции потребностей свел социальное поведение человека к удовлетворению органических потребностей. К.Халл считал, что основным фактором научения является подкрепление поведения, ведущего к редукции (снижению) потребности. Например, потребность человека в пище энергизирует его поведение и разряжается посредством внешних стимулов, то есть, нахождения пищи. Этот внешний стимул – есть подкрепление такого поведения, которое ведет к удовлетворению. К.Халл выделил два вида подкреплений – первичные (удовлетворяют биологические потребности) и вторичные (изначально нейтральные стимулы среды, но обусловленные первичными при сочетании в пространстве и времени). Вслед за И.П.Павловым и Дж.Уотсоном, Халл утверждал, что на основе вторичного подкрепления могут быть выработаны новые навыки.
Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) предложил теорию научения, основанную на оперантном подкреплении («операнта» – активное воздействие на среду). Согласно теории оперантного научения, в поведении фиксируются те действия, которые получают подкрепление. Исходя из этого, человек или животное контролируют свое поведение, ориентируясь на его вероятные последствия (позитивные или негативные). Соответственно, неподкрепляемые действия не закрепляются и не воспроизводятся в поведении. Принципиальным отличием оперантной схемы подкрепления Б.Скиннера от классической схемы формирования условного рефлекса (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, Д.Уотсон) является перенос обусловливания со стимула на реакцию, то есть не стимул подкрепляют (другим, нейтральным стимулом), а желательное действие, операнту. Экспериментально разработанные законы оперантного научения Б.Скиннер перенес на практику школьного обучения, овладения речью, модификацию поведения в обществе и др., разработав программу бихевиорального контроля общества, методик модификации поведения и обучающих машин.
Третий этап в эволюции бихевиоризма – социальный бихевиоризм – сместил исследовательский интерес с биологического аспекта жизнедеятельности человека на его социальную сущность.
Так, Джордж Мид (1863 – 1931) для объяснения поведения и механизмов научения предложил теорию ожиданий, согласно которой поведение представляет собой выполнение социальных ролей, выполняемых с учетом ожиданий окружающих. Таким образом, итоговое поведение человека зависит не от внешнего стимула (по Дж.Уотсону), а преломляется через промежуточную переменную – ожидания окружающих.
Джон Доллард (1900 - 1980) в своей теории фрустраций в качестве промежуточной переменной предположил накопленный с детства фрустрационный опыт, который разряжается под действием внешнего стимула в неоднозначно заданные реакции. Детские фрустрации энергезируют поведение и разряжаются посредством внешнего подкрепления в зрелом возрасте. Следовательно, на один и тот же раздражитель люди будут реагировать по-разному, в зависимости от детского опыта. В данной теории прослеживаются как психоаналитические представления о влиянии детского опыта и неудовлетворенных потребностей, так и концепция редукции потребностей К.Халла. В 1950 г.г. Джон Доллард совместно с Нилом Миллером разработал психотерапию, основанную на социальном научении. Суть психотерапии заключалась в отучении от невротического поведения и научение навыкам нормального поведения через анализ и изменение подкрепления (подобно тому, как хороший учитель может исправить навыки письма и довести их до совершенства).
Роттер Джулиан (1916 - ) осложняет схему поведения понятием «локус контроля». Согласно концепции Д.Роттера, поведение определяется тем, на кого человек возлагает ответственность за происходящее с ним (здоровье, отношения, доходы и т.д.). Интерналы (внутренний локус контроля) уверенны, что смогут проконтролировать и повлиять на получаемые подкрепления, поэтому в поведении они успешны, активны, более здоровы физически и психически. Экстерналы (внешний локус контроля), напротив, уверены, что подкрепление определяется только внешними факторами, судьбой, случаем и т.п., поэтому они часто конформны, мало эффективны, пассивны, более беспомощны.
Наименее экстремальной формой бихевиоризма является социальная когнитивная теория Альберта Бандуры (1925-1988). Основу этой теории составили представления Б.Скиннера об оперантном подкреплении, перенесенные с биологизаторской позиции в социальную плоскость.
Бандура эмпирическим путем установил, что человек может освоить практически все виды поведения без непосредственного подкрепления, но посредством косвенного подкрепления, то есть, наблюдая за поведением других людей и последствиями этого поведения. В основе – способность прогнозировать и оценивать последствия того, что еще не пережито им на личном опыте, но наблюдается у других людей. Такой тип научения называется викарным научением. Помимо внешнего косвенного подкрепления, А.Бандура установил влияние на поведение внутреннего подкрепления – самоподкрепление, представленное чувством собственной эффективности. Эффективность личности – это чувства самоуважения, собственного достоинства, адекватности и проявление умения решать жизненные проблемы. Эмпирически А.Бандура подтвердил, что люди, обладающие высокой личной эффективностью считают, что они в состоянии справиться с неблагоприятными событиями и обстоятельствами жизни. Люди с низкой личной эффективностью при столкновении с различными жизненными ситуациями чувствуют свою беспомощность; они считают, что у них слишком мало или совсем нет сил для того, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию. Большое значение для психотерапевтической практики имеют методы модификации поведения, предложенные А.Бандурой – тренинг «коррекция отклоняющегося поведения» и метод систематической десенсибилизации.
Итак, не смотря на серьезную критику бихевиоризма за биологизаторство, механицизм, крайний позитивизм и антиментализм в подходе к человеку, историческую роль и научно-практический вклад этого направления в развитие психологии трудно переоценить. Именно на почве бихевиоризма психология получила статус объективной науки. Позже представителями этого направления активно разрабатывались теории научения, востребованные в самых разных практических сферах человеческой жизни. По сей день относятся к разряду наиболее эффективных практические методы обучения социальным навыкам и психотерапии, разработанные бихевиористами.
Практические задания
1. Составьте матрицу идей по форме:
Ученый | Схема поведения |
Джон Уотсон | *стимул ------реакция |
Э. Толмэн | *стимул --- промежуточная переменная (знания, цели)---реакция |
К.Халл | |
Б.Скиннер | |
Д.Мид | |
Дж.Роттер | |
Д.Доллард | |
А.Бандура |
* - «звездочкой» отмечены примеры для дальнейшего заполнения таблицы
2. Составьте терминологический словарик по теме «Бихевиоризм и необихевиоризм» (не менее 10 терминов).
3. Смоделируйте методики устранения страха авиаперелетов в соответстви с представлениями: а)Дж.Уотсона, б) Э.Толмена, в) Б.Скиннера, г)А.Бандуры.
4. Заполните схему:
Идейная предпосылка бихевиоризма | Авторы указанных идей | Преломление указанных идей в бихевиоризме и необихевиоризме |
Механицизм | ||
Позитивизм | ||
Функционализм | ||
Проявление психики через тело | ||
Классическое обусловливание | ||
Зоопсихология |
Контрольные вопросы
1. В какой форме и какие тезисы интроспективной психологии В.Вундта оспаривает основоположник бихевиоризма Дж.Уотсон?
2. Назовите этапы развития бихевиоризма и критерий их выделения.
3. Перечислите и охарактеризуйте идейные предпосылки бихевиоризма.
4. Классический бихевиоризм Д.Уотсона: основные идеи и их влияние на общественную жизнь.
5. Назовите предпосылки и формы модификации бихевиоризма.
6. Каково значение экспериментов К.Лешли и У.Ханта для введения промежуточных состояний, влияющих на итоговую реакцию организма?
7. Назовите основные понятия когнитивного бихевиоризма Э.Толмэна и раскройте их сущность.
8. Какими экспериментами Э.Толмен доказал роль когнитивных процессов в поведении?
2. Раскройте основные понятия и характеристика концепции редукции потребностей К.Халла.
3. В чем заключается принципиальное отличие оперантного подкрепления от классической схемы формирования условного рефлекса?
4. Охарактеризуйте основные понятия теории оперантного научения Б.Скиннера.
5. В чем заключается специфика социального бихевиоризма?
6. Раскройте содержание основных теорий соцбихевиоризма (Д.Мид, Д.Доллард, Д.Роттер и др.).
7. Раскройте содержание социальной когнитивной теории А.Бандуры.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.
2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд. «Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).
3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.
4. Саугстад, Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С.
5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.
6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.
7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.
Дополнительная
1. Антология фрагментов классических текстов западноевропейской философии [Электронный ресурс: http://www.auditorium.ru/books/1378/Berkeley/Ber.html] / Авт. колл.: Ф.Н. Блюхер, С.Л. Гурко, А.М. Руткевич и др. - Электр. дан. - М., 2002.
2. Бандура, А. Теория социального научения.- М.: Евразия, 2000.
2. Лихи, Томас. История современной психологии – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2003. – 448 с. («Серия «Мастера психологии»).
3. Нарский, И.С. Западно-европейская философия 18 в. М., 1973.
4. Скиннер, Б. Что такое бихевиоризм.- М., 1999.
4. Уотсон, Д. Поведение как предмет психологии// Хрестоматия по истории психологии под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980. С. 34-44.
4. Холл, Ст, Линдсей Г.. Теории личности. М.: "КСП+", 1997.
5.Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997.
6. Шульц, Д.П., Шульц, С.Э. История современной психологии. - СПб, 1998.
7. Якунин, В.А. История психологии. – СПб., 1998.