IV. Психология Нового времени

Базовой идеей культуры XVII века (Нового времени) – как в сфере философии, так и психологии – был дух механицизма, представление вселенной в виде гигантской машины. Эта концепция основывалась на утверждении, что все естественные процессы определены на механическом уровне и могут быть объяснены на основе законов физики. Успехи и достижения механики имели не только практическое, но большое научное и идеологическое значение. Открытия Н.Коперника, И.Кеплера, И.Ньютона и др. нанесли существенные удары по религиозному мировоззрению, свою роль в этом сыграют и Великие географические открытия. На общем идейном подъеме главной тенденцией в философии и психологии стала борьба за светский характер науки.

Формирование методологии новой науки стало основным вопросом эпохи. В это время формируются два основных научных направления:

Рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) – учение, признающее разум основой познания и поведения, а также критерием его истинности. Основной методологический принцип рационализма – дедукция– цепь умозаключений от наиболее общих идей к частным выводам.

Эмпиризм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс) – учение, утверждающее, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте (в отличие от сенсуализма), но и на эксперименте, т. е. данные наших органов чувств должны дополняться и проверяться результатами эксперимента, показаниями приборов. Основной методологический принцип эмпиризма – индукция - постепенное и непрерывное восхождение от «ощущений и частностей» к общему на основе наблюдения и сопоставления максимально возможного количества фактов, как положительных, так и отрицательных, что позволяло избежать ошибочных обобщений.

Новый этап в развитии науки Нового времени открывает английский ученый-эмпирист Френсис Бэкон (1561-1626). Определив целью новой науки покорение природы и усовершенствование человека (вместо обоснования религиозных догматов), Ф.Бэкон разработал программу перестройки всей системы научного знания, названную «Новый органон». Таким органоном, или средством получения объективного научного знания, Ф.Бэкон провозглашает эксперимент и индуктивную логику (т.е. логику, восходящую от частного к общему), применение которых позволит исключить ошибки познания, названных идолами, связанные с несовершенством психической организации человека и его некритичным усвоением догм. Этой части методологии Ф.Бэкон посвятил труд «Учение об идолах».

Ближайший последователь Ф.Бэкона – Томас Гоббс (1588-1679), развивая механо-детерминистские идеи, описывал человеческое тело как механизм, работающий от внешних материальных воздействий, которые (как тень) отражаются в виде ощущений в органах чувств; затем, как еще более слабая тень отражаются в виде представлений, которые сцепляются ассоциациями в цепочку мыслей, что уже является мышлением. Таким образом, все психические явления Т.Гоббс рассматривает как механическое отражение физических процессов, лишенное собственных функций и лишь сопутствующее материальным процессам. Впоследствии, такое объяснение соотношения физических и психических процессов получило в науке название эпифеноменализма. Ассоциативный механизм сцепления психических элементов, описанный Т.Гоббсом, стал предпосылкой становления ассоциативной психологии – первой научной психологической школы, в русле которой были заложены теоретические основы экспериментальной психологии.

В рамках другого научного направления Нового времени – рационализма – психологические идеи развивал французский ученый-универсал Рене Декарт (1596-1650). Р.Декарт (с лат. – Картезий) является автором выдающихся открытий в математике, астрономии, физике, биологии и других науках (вся система его идей – картезианство).

Опираясь на принцип экономии мышления (У.Оккам), Р.Декарт исключает категорию «душа» из научных рассуждений как атрибут богословия и ограничивает ее только тем, что человек ясно осознает в данный момент (мысли, чувства, желания, сомнения). Так, в научном творчестве Р.Декарта, психология обретает новый предмет изучения – сознание, понимаемое как прямое и непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем самом, когда он мыслит. Все остальное, утверждал Р.Декарт, дано опосредованно через это переживание, поэтому должно подвергаться сомнению. Это убеждение философ зафиксировал в знаменитом методе универсального сомнения, призывающем усомниться во всем, кроме самого сомнения, которое является актом мышления и единственным несомненным доказательством существования Я. Таким образом, в основе объективного познания лежит разум (рационализм), включающий в себя три вида идей (знаний): 1) порожденные чувственным опытом; 2) приобретенные в общественном опыте; 3) врожденные, которые содержатся в разуме априори и открывают ясную истину без опоры на органы чувств. Врожденное знание Р.Декарт назвал рациональной интуицией (математические понятия, пространственные и временные характеристики объектов, всеобщие законы).

Ограничив понятие психического сознанием, Р.Декарт первым в истории психологии выделил критерий отличия психического от физиологического – осознанность, разделив, тем самым, душу и тело как две независимые инстанции. И если до Нового времени религиозные догматы утверждали, что тело как вещь управляется душой, тоР.Декарт утверждает, что душа и тело не зависят друг от друга и имеют разную природу: тело может только двигаться, а душа – осознавать и мыслить. Тело функционирует по принципу рефлекса (отражение внешних воздействий), принцип работы души – рефлексия (осознание содержания собственного мышления).Картезианский дуализм в отношениях души и тела поставил в науке одну из самых актуальных проблем – психофизическую проблему, суть которой и по сей день заключается в поиске ответа на вопросы: как мысль преобразуется в действие, каким образом внешний раздражитель становится образом сознания, в каком месте организма и как происходит преобразование физической энергии в психическую и наоборот.

Посредством рефлекторной схемы Декарт решает психофизическую проблему в духе механистического взаимодействия: душа соприкасается с телом («животными духами») в головном мозге («шишковидная железа»), где душа придает нужное направление рефлексу.

Рационализм Р.Декарта получил развитие в идеалистической концепции немецкого мыслителя Готфрида Лейбница (1646-1716), который, также, полагал, что истины могут устанавливаться только при вмешательстве разума и интуиции, причем сами идеи и истины врожденны и из опыта невыводимы. Значимой идеей для дальнейшего развития науки стала монадология – идеалистическая интерпретация атомистической картины мира. Мироздание состоит из душеподобных единиц монад («монос» с греч. – единое). Монада, замкнутая в себе и обладающая психической активностью, взаимодействует с миром посредством зеркального отражения, которое происходит непрерывно (перцепция). Однако, не все воспринятое монадой становится осознанным – в зону осознавания попадает только то, на что монада направляет свою психическую активность (апперцепция). Исходя из разной степени осознавания, знания делятся на отчетливое, смутное и бессознательное. Таким образом, Г.Лейбниц впервые показал активную природу сознания, его динамизм и постоянную изменчивость. Впоследствии, мысль о существовании бессознательного стала одним из ведущих постулатов в немецкой школе. Психофизическую проблему Г.Лейбниц решает в духе психофизического параллелизма: душа и тело выполняют свою работу независимо друг от друга, но синхронно и слаженно, благодаря «предустановленной гармонии».

В духе параллелизма решал психофизическую проблему и английский эмпирист Томас Гоббс, чьи взгляды были рассмотрены нами выше. Но, если в идеалистическом варианте параллелизма Г.Лейбница, психическое обладает самостоятельной силой, не зависимой от мира физического, то в механо-детерминистской модели мира Т.Гоббса, психическое лишено собственных функций и является лишь «тенью» физических процессов (эпифеноменализм).

Преодолевая дуализм Р.Декарта, голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677) утверждал психофизическое единство (монизм): существует единая субстанция (Бог или Природа), которая проявляется в двух атрибутах:мышление (сущность вещи) и протяженность (физическое существование вещи). Душа и тело – это, также, два атрибута единой субстанции. Любая вещь или явление обладают как атрибутом протяженности (ее физическое существование, «есть вещь или нет?»), так и атрибутом мышления (сущность вещи, ее свойства и характеристики, без которых вещь не будет собой, или будет уже другой вещью). Например, дом, существующий в природе и идея этого дома – это одна и та же вещь, выраженная в разных атрибутах. Монизм Б.Спинозы является первым истинно материалистическим решением психофизической проблемы, поскольку, как и в современной трактовке, психическое (мысленность) рассматривается как свойство материального (протяженного) субстрата.

Итак, в трудах мыслителей Нового времени были заложены методологические основы развития психологии, ее предмета и методов исследования. Психология становится наукой о сознании, что позволяет отделить предмет психологии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций. Идеи, заложенные мыслителями Нового времени, определили развитие научной мысли последующих эпох.

Практические задания

1. Составить матрицу психологических идей Нового времени по форме:

Направление Эмпиризм (сенсуализм) Рационализм
Источник познания    
Сторонники направления    
Метод    

2. Составьте схему развития материалистических или идеалистических идей, оперируя фамилиями исследователей (дизайн схемы на выбор студента).

3.По тексту определите автора и проблемное поле.

«Ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не

имеют большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны разуму не меньше, чем руке. И как орудия дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его».

«Человеку, исследующему истину, необходимо хоть один раз

в жизни усомниться во всех вещах – насколько они возможны. Так как мы появляемся на свет младенцами и выносим различные суждения о чувственных вещах прежде, чем полностью овладеваем своим разумом, нас отвлекает от истинного познания множество предрассудков…».

«Некоторые считают…, будто в разуме есть некие

рожденные принципы, некие первичные понятия…, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою в мир… Стало быть у детей и идиотов есть разум, есть душа с отпечатками на ней… Но ребенок не знает, что три и четыре – семь, пока не научится считать до семи… Истина выявилась для него, как только в его душе закрепились ясные и определенные идеи… на том же основании и тем же способом, каким он узнал раньше, что розга и вишня не одно и то же».

«Хотя чувства и необходимы для всех наших действительных

знаний, они недостаточны для того, чтобы сообщить их нам полностью…Так, как придя в себя из бессознательного состояния мы сознаем наши восприятия, то последние должны были существовать в разуме и до этого, хотя мы вовсе не осознавали их».

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику культуры и научного мировоззрения в Новое Время.

2. Выделите основные направления в методологии науки этого периода.

3. Охарактеризуйте «Новый органон» Ф. Бэкона как первую программу построения эмпирической науки.

4. Какие ложные понятия, "идолы", выделяет Ф.Бэкон?

5. Объясните, почему сознание стало предметом психологии в учении Р.Декарта.

6. Охарактеризуйте основные идеи в учении Р.Декарта.

7. Раскройте сущность психофизической проблемы и ее решение Р.Декартом.

7. Объясните варианты решения психофизической проблемы в Новое время (Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Т.Гоббс).

7. Охарактеризуйте основные идеи в учении Г.Лейбница.

8. Выделите основные идеи учения Б. Спинозы о психике.

9. Охарактеризуйте материализм Т. Гоббса с позиций «духа времени».

Рекомендуемая литература

Основная

1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.

2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд. «Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).

3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.

4. Саугстад Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С.

5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с.

6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.

7. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.

Дополнительная

1. Гоббс, Т. Левиафан. М., 1936.

2. Декарт, Р. Страсти души // Р. Декарт. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989.

3. Заиченко, Г.А. Дж. Локк. М., 1973.

4. Лейбниц, Г. Новые опыты о человеческом разумении... // Г.В. Лейбниц. Соч.: В 4 т. Т.2. М., 1983.

5. Лейбниц, Г.В. Монадология // Г.В. Лейбниц. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1982.

6. Ляткер, Я.А. Декарт. М., 1975.

7. Мееровский, Б.В. Гоббс. М., 1975.

8. Нарский, И.С. Западно-европейская философия XVII в. М., 1974.

9. Нарский, И.С. Лейбниц. М., 1972.

10. Соколов, В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984.

11. Соколов, В.В. Спиноза. М., 1973.

12. Субботин, А.Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.


Наши рекомендации