Свойства психология времени (факторы переживания времени).

Е. Головаха и А. Кроник провели исследование переживания времени среди мужчин и женщин в возрасте от 28 до 42 лет. Факторизация результатов позволила им выделить три главных фактора переживания времени, которые были названы: континуальность – дискретность, напряженность времени, эмоциональное отношение к диапазону времени [7]. По мнению авторов исследования, эти факторы представляют собой основные координаты пространства переживаний времени, специфические базисные свойства психологического времени личности.

Фактор континуальности – дискретности времени.Дискретное время– это время, воспринимаемое как скачкообразное, прерывистое, раздробленное, с тенденцией к разнообразию; континуальное– плавное, цельное, непрерывное, с тенденцией к однообразию. Один и тот же человек в разных ситуациях может воспринимать время не только как континуальное, но и как дискретное. Таким образом, возможность переживания времени дискретным свидетельствует о том, что такие свойства времени, как монотонность и непрерывность, являются лишь частными характеристиками физического времени. При описании характеристик специфически личностных форм переживания времени одной лишь непрерывности оказывается недостаточно. Е. С. Кузьмин на основании проведенных исследований выделяет три типа личностив зависимости от восприятия времени как дискретного (континуального) и отношения к делу: стратеги, тактики, операционалисты. «Стратегидостигают высшего мастерства в своем деле, согласовывают свои действия с долговременной перспективой. Операционалистыполностью идут на поводу у ситуаций, часто не справляются с новыми задачами. Тактикизанимают промежуточное положение». По данным Е. С. Кузьмина, стратегов 10–20 %, тактиков – 5060 %, операционалистов – 15–20 %. При этом деление на подобные типы возможно не только в связи с отношением к делу, но и к жизни вообще. Так, жизненный стратег переживает время как непрерывное, связывает далекие друг от друга события, мыслит крупномасштабно. «Для стратега жизнь – это долгий, цельный жизненный путь, для тактика – сменяющие друг друга дороги, для операционалиста – запутанные, теряющиеся и прерывающиеся тропки» [7].

Фактор напряженности времени.По мнению Е. Головахи и А. Кроника, термин «напряженность» отражает временное содержание этого фактора. «Переживание напряженности – ключевая проблема психологии времени, поскольку с ним связаны загадки растяжимости времени, его субъективной скорости и событийной насыщенности» [7]. Известно, что гипнотическое внушение ускоренного времени приводит к состоянию повышенного внутреннего напряжения, тогда как внушение замедленного времени вызывает ощущение раскованности, запаса времени. Е. Головаха и А. Кроник делают предположение о существовании двух типов индивидуальных временных концепций. Люди с динамической концепцией воспринимают время сжатым, быстрым, насыщенным, организованным. «Это люди – живущие в «потоке времени», ощущающие его «пульс»» [7]. Другим людям, наоборот, свойственна статичная концепция, в соответствии с которой время воспринимается растянутым, свободным от суеты, пустотным, а потому не нуждающимся в организации. В подтверждение подобного разделения людей на два типа авторы ссылаются на исследование, проведенное в США, которое показало, что жителям небольших городков свойственна статичная («замедленная») концепция времени, а жителям крупных американских городов – динамичная («поспешная») концепция, обусловленная необходимостью наполнения времени «лихорадочной активностью».

Фактор эмоционального отношения к диапазону времени.В основе данного фактора лежит переживание времени, с одной стороны, как неприятно ограниченного, или как приятно беспредельного с другой стороны. Переживание ограниченности времени связано с целым спектром отрицательных эмоций. Это может быть и страх перед временем, и молчаливая печаль, и гнев, направленный против бессилия человека перед ограниченностью и скоротечностью собственной жизни. Переживание же беспредельности времени и положительных эмоций обычно связывают с жителями Востока или с порой детства и юности, еще не ведающей реальной ограниченности времени для осуществления всех надежд и стремлений. Головаха и Кроник высказывают предположение о том, что «.решающую роль в переживании ограниченности времени играет глубина будущей временной перспективы. Не случайно подлинный оптимизм присущ и индивидам, и социальным группам, которые согласуют свои устремления с отдаленной исторической перспективой» [7].

В разработанном опроснике «Тайм–синдром менеджера» делается попытка изучить переживания времени в ситуационном масштабе, в частности определить частоту переживаний дефицита времени при решении управленческих задач.

Наши рекомендации