Особенности вопросных и анкетных методов социальной психологии, принципы их построения и проведения.
Опрос –это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения с опрашиваемым.
Типы опросов:
1) интервьюирование;
2) анкетирование.
Интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.
Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:
1) по количеству опрашиваемых и целям диагностирования:
а) индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов;
б) групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом;
в) массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений;
2) по степени формализации:
а) стандартизированное интервью – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Достоинство метода – сведение до минимума ошибок при формулировании вопросов. Недостаток метода – несколько «формальный» характер опроса, затрудняющий контакт между интервьюером и опрашиваемым. Применяется для исследования большого количества людей;
б) нестандартизированное интервью – характеризуется гибкостью и вопросы варьируются в широких пределах, интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимущество - возможность задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией. Недостаток – трудность сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования;
в) полу-стандартизированное или «фокусированное» интервью – осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Полученные данные при этом более сопоставимы.
Анкетирование– метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника).
Анкетирование используется при:
1) выяснении отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам;
2) необходимости опросить большое число людей.
Способы анкетирования:
1) рассылка анкет по почте;
2) распространение анкет в СМИ;
3) вручение анкет по месту жительства или работы.
Достоинства - дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Недостатки - субъективность полученных данных, во многом основанная на самонаблюдении опрашиваемых.
Понятие контент-анализа в социальной психологии.
Контент-анализ (анализ содержания) – способ, в котором текстовая информация, пройдя статистическую обработку, переводится в количественные показатели. Нередко контент-анализ обозначают качественно-количественным анализом документов. Это связано с тем, что благодаря количественным характеристикам текста, полученным в результате контент-анализа, возникает возможность сделать заключения относительно качественного содержания текста.
Основные единицы и процедуры контент-анализа.
Контент-анализ состоит из нескольких процессов:
- процесс выделения единиц анализа (качественных и количественных),
- процесс составления кодировочной инструкции,
- процесс пилотажной кодировки текста,
- процесс кодировки всего массива исследуемых текстов
- процесс расчета количественного соотношения единиц анализа в исследуемом тексте
- интерпретация полученных данных
Качественные (смысловые) единицы:
· категории — общие понятия, из них состоит концептуальная схема исследования,
· подкатегории — частные понятия, раскрывающие смысловое содержание категорий;
· индикаторы — формы выражения смысловых единиц анализа на языке изучаемого текста.
Количественные единицы.
· единицы контекста — части текста (предложения, ответы на вопросы, абзацы текста), в которых считаются частота и объем употребления категорий;
· единицы счета и объема — пространственные, частотные, временные характеристики представленности в тексте смысловых единиц анализа.
Кодировочная инструкция – описание приемов, с помощью которых производилось кодирование текста, способов, которыми фиксировались и обрабатывались данные.
Во время проведения количественной обработки информации необходимо использовать типичные способы статистического анализа данных: распределение и частота встречаемости категорий анализа, коэффициенты корреляции и пр.
Удалось разработать процедуры, с помощью которых можно обосновать полноту выделяемых единиц анализа: метод «снежного кома», метод экспертов, метод независимого критерия и пр.
Применение:
- в случае, когда необходим точный и объективный анализ документов;
- в случае, когда имеется большой по объему несистематизированный материал;
- в случае, когда категории анализа текста встречаются с определенной частотой.
Использовать контент-анализ можно и в качестве самостоятельного метода, но обычно его применяют, сочетая с другими.
В социальной психологии с его помощью изучают:
- социально-психологические особенности коммуникаторов и реципиентов;
- социально-психологические явления, отраженные в содержании документа;
- специфику средств коммуникаций, форм и приемов организации их содержания;
- социально-психологические аспекты коммуникационного воздействия.
Особенности, связанные с применением контент-анализа, во всех случаях в большей степени определены исходной теоретической основой исследования.
Главная задачеа контент-анализа – не только выявление реальных фактов, событий, упоминающихся в тексте, но и настроений, установок, чувств, и других социально-психологических феноменов.