Особенности вопросных и анкетных методов социальной психологии, принципы их построения и проведения.

Опрос –это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения с опрашиваемым.

Типы опросов:

1) интервьюирование;

2) анкетирование.

Интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.

Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:

1) по количеству опрашиваемых и целям диагностирования:

а) индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов;

б) групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом;

в) массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений;

2) по степени формализации:

а) стандартизированное интервью – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Достоинство метода – сведение до минимума ошибок при формулировании вопросов. Недостаток метода – несколько «формальный» характер опроса, затрудняющий контакт между интервьюером и опрашиваемым. Применяется для исследования большого количества людей;

б) нестандартизированное интервью – характеризуется гибкостью и вопросы варьируются в широких пределах, интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимущество - возможность задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией. Недостаток – трудность сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования;

в) полу-стандартизированное или «фокусированное» интервью – осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Полученные данные при этом более сопоставимы.

Анкетирование– метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника).

Анкетирование используется при:

1) выяснении отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам;

2) необходимости опросить большое число людей.

Способы анкетирования:

1) рассылка анкет по почте;

2) распространение анкет в СМИ;

3) вручение анкет по месту жительства или работы.

Достоинства - дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Недостатки - субъективность полученных данных, во многом основанная на самонаблюдении опрашиваемых.

Понятие контент-анализа в социальной психологии.

Контент-анализ (анализ содержания) – способ, в котором текстовая информация, пройдя статистическую обработку, переводится в количественные показатели. Нередко контент-анализ обозначают качественно-количественным анализом документов. Это связано с тем, что благодаря количественным характеристикам текста, полученным в результате контент-анализа, возникает возможность сделать заключения относительно качественного содержания текста.

Основные единицы и процедуры контент-анализа.

Контент-анализ состоит из нескольких процессов:

- процесс выделения единиц анализа (качественных и количественных),

- процесс составления кодировочной инструкции,

- процесс пилотажной кодировки текста,

- процесс кодировки всего массива исследуемых текстов

- процесс расчета количественного соотношения единиц анализа в исследуемом тексте

- интерпретация полученных данных

Качественные (смысловые) единицы:

· категории — общие понятия, из них состоит концептуальная схема исследования,

· подкатегории — частные понятия, раскрывающие смысловое содержание категорий;

· индикаторы — формы выражения смысловых единиц анализа на языке изучаемого текста.

Количественные единицы.

· единицы контекста — части текста (предложения, ответы на вопросы, абзацы текста), в которых считаются частота и объем употребления категорий;

· единицы счета и объема — пространственные, частотные, временные характеристики представленности в тексте смысловых единиц анализа.

Кодировочная инструкция – описание приемов, с помощью которых производилось кодирование текста, способов, которыми фиксировались и обрабатывались данные.

Во время проведения количественной обработки информации необходимо использовать типичные способы статистического анализа данных: распределение и частота встречаемости категорий анализа, коэффициенты корреляции и пр.

Удалось разработать процедуры, с помощью которых можно обосновать полноту выделяемых единиц анализа: метод «снежного кома», метод экспертов, метод независимого критерия и пр.

Применение:

- в случае, когда необходим точный и объективный анализ документов;

- в случае, когда имеется большой по объему несистематизированный материал;

- в случае, когда категории анализа текста встречаются с определенной частотой.

Использовать контент-анализ можно и в качестве самостоятельного метода, но обычно его применяют, сочетая с другими.

В социальной психологии с его помощью изучают:

- социально-психологические особенности коммуникаторов и реципиентов;

- социально-психологические явления, отраженные в содержании документа;

- специфику средств коммуникаций, форм и приемов организации их содержания;

- социально-психологические аспекты коммуникационного воздействия.

Особенности, связанные с применением контент-анализа, во всех случаях в большей степени определены исходной теоретической основой исследования.

Главная задачеа контент-анализа – не только выявление реальных фактов, событий, упоминающихся в тексте, но и настроений, установок, чувств, и других социально-психологических феноменов.

Наши рекомендации