Укрепление психологического благополучия

Известно, что существует ряд защитных факторов, которые служат своего рода психологическими «укрытиями» для человека. Они позволяют людям почувствовать себя защищенными, и, следовательно, снижают степень негативного воздействия, оказываемого кризисом на их психическое состояние. К ним относятся:

§

Слайд4-10
Наличие любящей семьи или заботливого сообщества

§ Поддержание культурных традиций

§ Наличие сильных религиозных убеждений или приверженность политической идеологии

Для детей это:

§ Добрые и стабильные взаимоотношения со взрослыми

§ Социальная поддержка как со стороны членов семьи, так и извне

Укрепление психологического благополучия - student2.ru

Добровольцы КК/КП могут усиливать эти защитные факторы, воодушевляя людей и давая им возможность, ощутить контроль над своей жизнью. Это делается в первую очередь за счет признания, что люди не беспомощны, и за счет организации структур, которые позволят им принять активное участие в жизни сообщества. Другими словами, этого можно достичь, укрепляя потенциал и ресурсы разных сообществ.

Человек - существо социальное, он испытывает естественное желание принадлежать и участвовать в жизни семьи или сообщества. Привычные действия и обряды, которые люди совершают вместе (религиозные церемонии, общественные мероприятия, беседы за чашкой чая, участие в играх, соблюдение культурных традиций или простой обмен информацией в беседах) являются важным способом преодоления последствий кризисной ситуации. Вовлечение в разного рода ежедневную, развлекательную или образовательную деятельность способствует укреплению психологического благополучия. Иными словами это помогает людям:

§ Удовлетворить жизненно важные потребности

§ Восстановить чувство контроля над своей жизнью

§ Поддержать чувство принадлежности сообществу

§ Снять напряжение

§ Отвлечься от неприятных мыслей

§ Почувствовать себя нужными.

Мобилизация ресурсов

Укрепление психологического благополучия - student2.ru После того, как добровольцы КК/КП помогут членам сообщества определить имеющиеся ресурсы, необходимо переходить к следующему шагу – мобилизации этих ресурсов и укреплению потенциала сообщества.

Когда людей объединяют общие интересы или заботы, они могут легко мобилизовать свои ресурсы и потенциал для того, чтобы добиться желаемых изменений ситуации или развития событий (как было показано ранее на примере о ВИЧ-позитивных молодых людях). Однако, мобилизация ресурсов возможна лишь тогда, когда люди осознают важность своего участия или имеют сильную мотивацию к нему.

Чтобы облегчить работу добровольца КК/КП как направляющей силы в этом процессе, необходимо, чтобы каждый понимал его роль и статус. Определив людей, занимающих ключевые позиции в сообществе (как среди потенциальных помощников, так и среди уязвимых групп населения), доброволец должен уделить некоторое время тому, чтобы выслушать и понять, какие проблемы волнуют людей больше всего. Его основная задача как ведущего – способствовать удовлетворению потребностей всего сообщества способами, которые дают ощутимые результаты и работают в общих интересах.

Задачи добровольца, который помогает испольнять проект:

§ Выслушать, какие проблемы волнуют людей

§ Поддержать инициативы, исходящие от членов сообщества

§ Помочь перейти от определения потребностей и постановки задач к действию.

Любое новое дело начинается с того, что кто-то представляет другим свой способ решения проблемы. Успех будет зависеть от того, сколько людей поддержат это предложение, а также от их готовности воплотить его в жизнь. Главное, чтобы группа людей вместе определили проблему, пришли к согласию по способу ее решения и верили, что можно и нужно действовать.

Этапы планирования деятельности

При планировании необходимо найти ответы на следующие вопросы:

Слайд4-13

§ Каково видение или цель? (чего мы хотим достичь?)

§ Каковы задачи? (что нужно сделать, чтобы достичь цели?)

§ Каковы возможные способы решения этих задач? (практические действия по решению каждой задачи на пути к цели)

§ Каковы преимущества и недостатки каждого из способов? Какими ресурсами мы обладаем (время, деньги, человеческие ресурсы)?

§ Какой план действий наиболее приемлем? Все ли согласны с этим?

§ Кто будет делать что, когда, где и как?

§ На какой стадии работы следует провести оценку[30]?

Наши рекомендации