Социальная работа общества как важный фактор обеспечения социального благополучия человека и общества. Характеристика социального благополучия

Социальная работа как наука (социальная работа как наука (социальная наука о проблемах)) - сложный комплекс научных знаний о человеке и обществе. Своим появлением С. р. как н. детерминирована ростом социальных проблем в современном обществе, прежде всего проблем, связанных с индустриальной, урбанистической эпохой развития западных обществ на путях их капитализации, формирования буржуазного общества, сопряженного с разрушением социально-экономических и культурных основ существования народов и прежних социальных групп (сословий). К этим проблемам можно отнести появление и рост безработицы, экономической и духовной бедности и нищеты, преступности, одиночества, суицида, наркомании и других форм девиантного поведения, ставших важным фактором напряженности в обществе. Исследование этих проблем как инструмент научного познания и понимания ситуации, ее причин, форм, тенденций, подходов и путей «врачевания» - таковы объективные причины возникновения социальной науки в нестабильном обществе, решающим образом повлиявшие на формирование ее как:

1) одной из первых междисциплинарных наук, основанных на интеграции, взаимодополнительности, обмене многосторонним научны?» знанием, способным дать всестороннюю и глубинную картину социальных проблем, с при влечением инструментария социологии, психологии, педагогики, медицины вначале, а затем - экономики, права, этики, эстетики, антропологии, конфликтологии и других наук, связанными с изучением человека;

2) одной из первых проблемно ориентированных наук, главным предметом исследований которой стали именно требующие решение проблемы современного общества, их причины, сущность, формы, тенденции распространения, подходы, пути и модели социальное врачевания;

3) одной из первых помогающих наук в современном социально-гуманитарном знании, главная цель которой - привлечение всего потенциала научного знания именно к врачеванию социальных проблем современного общества;

4) науки исключительно человекомерного характера, главный объект которой - человек во всех его проявлениях. Она связана с исследованием глубинных сторон и форм проявления человеческой сущности, особенно в экстремальных условиях существования, исследование связанных с этим подходов к оказанию помощи социально-уязвимым категориям населения не способным без внешнего профессионального участия решить свои проблемы в обществе средствами социально-организационного психолого-педагогического, социально-медицинского, социологического, социально-философского, социально-экономического, социально-правового и иного социально-гуманитарного знания.

Основной целью социальной работы является социальное благополучие.

БЛАГОПОЛУЧИЕ - категория, обозначающая отсутствие ярко выраженных конфликтов на социальной, классовой, религиозной и др. основе в обществе. Зависит от уровня и качества жизни, степени удовлетворенности граждан.

Социальное благополучие - антипод бедности, которая стала в нашей стране одной из наиболее злободневных проблем. Среди факторов, повлиявших на быстрый рост уровня бедности в России в целом, можно назвать сокращение занятости, резкое снижение трудовых доходов, массовую безработицу, вызванную социально-экономическими реформами, неэффективную систему социальной защиты населения, низкие доходы и др. В документах ООН бедность рассматривается с точки зрения низкого качества человеческого развития. В Конституции РФ записано, что все ветви власти имеют главную цель - повышение благосостояния населения, но нет федерального закона, определяющего суть благосостояния.

БЛАГОСОСТОЯНИЕ - обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и социальными, в т.ч. культурными (духовными) благами, т.е. предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности. В советской экономической науке Б. рассматривалось, хотя и с существенными оговорками, как категория, объединяющая термины «уровень жизни», «качество жизни» и «образ жизни». В то же время Б. выражалось системой показателей, характеризующих уровень жизни.

Государство всеобщего благосостояния - общество, где существует государственная ответственность за благосостояние граждан. Государство предоставляет льготы и решает проблемы социального обеспечения посредством пособий по безработице, пособий малообеспеченным семьям, денежных доплат низкооплачиваемым работникам и т.п. Финансирование этих расходов осуществляется государственными страховыми программами и через систему налогообложения, которая уменьшает социальное неравенство посредством перераспределения ресурсов.

Мальтузианство - социологическая доктрина, названа по имени английского экономиста и священника Т.Р. Мальтуса, излагает систему взглядов на закономерности воспроизводства народонаселения.

Патерналистская система социального обеспечения - модель социальной политики, при которой государство берет на себя ответственность за социально-экономическое положение в обществе и одновременно претендует на использование любого инструмента из арсенала административных средств, который представляется ему целесообразным.

Социальная политика - общественный институт, деятельность которого направлена на обеспечение основных социальных потребностей общества и его слоев.

Термин «социальная политика» образован сравнительно недавно. Однако ее концептуальные основы закладывались социальными мыслителями на протяжении многих столетий. Ученые еще с древних времен задумывались о взаимоотношениях человека и общества, гражданина и государства, обращались к проблеме оптимального государственного устройства.

В разные времена авторы известных трактатов и теорий выражали понимание справедливого общественного устройства через отношение к труду, собственности, к человеку как личности. Одними из первых к рассмотрению социальной проблематики в организации государства обратились античные философы. Позже данная тематика развивалась в знаменитых социальных утопиях. Работы, посвященные теории общественного договора, рассматривали вопросы социальной политики как одного из важнейших направлений внутренней политики государства. Представители немецкой классической философии также оставили свой след в теории решения социальных проблем государством. Серьезное развитие социальная проблематика получила в работах К. Маркса и его последователей, перерастая в известные эталитаристские программы обеспечения социального благосостояния.

Социальная проблематика не всегда воспринималась как объект государственной политики. Многое делалось церковью, общественной благотворительностью. Были периоды, когда ученые и политики считали позитивным промедление или вообще отсрочку решения тех или иных социальных проблем. В этом отступлении проявлялась определенная социальная позиция: решать или не решать те или иные социальные проблемы, какая из сфер общественной жизни является приоритетной.

Некоторые авторы, говоря о новой исторической форме современного человека, отмечают, что благополучие определяется собственной сущностью самого человека. Нередко на передний план выдвигается концепция персонализма, предполагающая, что в условиях кризиса необходимо помочь человеку сохраниться и вместе с тем измениться, добиться всеобщего взаимопонимания между людьми и сообществами. В современных условиях реализовать эту концепцию непросто, а, может, и невозможно. Существует множество националистических теорий (новый национализм, консервативная революция, национальная идея), которые имеет определенную политическую, экономическую и социальную почву, нередко не позволяющую преодолеть кризисные проявления в социальной сфере общества. В тоже время не определены меры развития самого человека и меры цивилизованности различных стран, в том числе и пореформенной России.

В отечественной литературе встречаются различные варианты концепции социального развития: теория общественного развития, теория социально-бытового развития, теория эволюции социальной микросреды человеческой жизни, теория развития социальной структуры, теория гражданского общества, виталистская концепция.

Разумеется, это не все трактовки понятия «социальные изменения». Их великое множество. Однако, в большинстве концепций, как отмечают российские исследователи, речь идет, прежде всего, об изменениях в отдельных сферах жизнедеятельности людей и личной жизни граждан. Виталистская концепция социального развития важнейшее место в теории отводит закономерностям взаимосвязи, взаимодействия жизненных сил различных субъектов социальной жизни в связи с совершенствованием, использованием в своих интересах их жизненного пространства, разнообразных средств к жизни. В некоторых работах имеются утверждения, согласно которым общественные конфликты являются порождением индивидуального сознания, а не социально экономической реальности. Однако в любом варианте термин «социальные изменения» не может заменить глобальное понятие «общественный прогресс», «социальная модернизация» и «социальная революция».

Ни социальная значимость государства, ни научно-техническая, революция, ни образование, ни коммуникативная рациональность, ни нормативно-правовая регламентация реформ, если у власти стоит одна партия и авторитарный режим, выражающий интересы меньшинства населения, не могут привести к существенных изменениям в жизни широкого круга людей, характере общественных отношений и отмене современного социального рабства.

Наши рекомендации