Индивид, субъект, личность, индивидуальность. Общая характеристика и основные положения.
Человек – живое существо, и как всякое живое существо имеет организм и находится в тесной взаимосвязи с природой, подчиняется природным законам. Человек это и общественное существо, он включен в систему связи и отношений с др. людьми. В психологии говоря о человеке мы используем термины индивид, личность, индивидуальность, но в них разный смысл. Индивид (Леонтьев): это человек как представитель человеческого рода имеющий природное свойство человека.
Субъект – это человек, как носитель предметно-практич деятельности. Распоредитель душевных сил. Субъектность человека проявл. В его деятельности, общении. Выражается в его способности быть организатором, распорядителем своей деятельнгсти.
Личность (Ананьев) рассматривал личность как вершинный уровень развития человека. Личность- человек, как представитель общества, определяет свободно и ответственно свою позицию среди других.
Индивидуальность- человек, как уникальная самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.Ананьев рассматривал индивидуальность, как глубокое изменение человека.Индивидные свойства человека: пол, возраст, конституция, нейродинамичность (главная психологическая характеристика). Пол – генетический (хромосомный) – возникает в момент оплодотворения яйцеклетки; секреционный – образуется на 7 неделе; морфологический – внешнее и внутреннее строении; гражданский –записывается в документ; психологический. Половая идентификация пола с 3 до 5 лет. Возраст – в псих. выделяют проблему возраста. Биологический, паспортный, психологический. Психологический может не совпадать с паспортным. Психологический включает в себя: умственный возраст, социальный возраст, эмоционально волевую зрелость. Конституционные свойства человека также относятся к индивидным свойствам человека. В психологии известны теории установления связи между конституцией человека и его психологическими особенностями. Наибольшую популярность получила теория Кречмера. Он утверждал что определенная конституция человека соответствует определенным психологическим складам. Характеристики личности: характер (стержень), ценности, идеал, убеждения, мировоззрение, самооценка (уровень притязаний).
11. Теория личности в отечественной психологии и их общая характеристика (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев) Деятельностная теория личности.
Теория личности Мясищева
Понятие «отношение» в психологии имеет свой оттенок. Это всегда отношение субъекта, активного начала, к объекту. Отношение по Мясищеву – психическое выражение связи субъекта и объекта. Единицей для Мясищева является отдельное отношение, и на этом уровне возможен анализ. Для Мясищева было важно соотнести это понятие соотнести с понятиями темперамента и характера. Он говорит, что темперамент – это динамическая сторона отношений, а характер – проявление системы отношений в реальной жизни. Он представляет эти понятия в виде дерева, корни которого – темперамент, ствол и ветки – характер, а крона – личность в узком смысле слова или ядро личности. Если взять всё дерево – это будет личностью в широком смысле слова или индивидуальность.
«Разработка психологической типологии предполагает правильное решение вопроса о связи понятий личности, характера и темперамента» (Мясищев)
Он выделяет 3 основных компонента отношений в логике триады Тетенса (ум, чувство, воля).
Отношения:
1. К людям
2. К событиям
Признаки системы отношений:
1. Иерархичность. На примере строения атома есть ядро, и есть отношения, близкие к ядру личности, самые важные, есть отношения подальше и т.д.
2. Уровни развития. Мясищев выделяет 3 основных уровня: «низшему уровню соответствует примитивный, витальны, ситуативно-обусловленный характер отношений влечений; Среднему уровню соответствует преобладание отношений конкретно-личного характера – конкретная симпатия, антипатия непосредственного утилитарного интереса и расчета; высшему уровню соответствует преобладание идейных отношений-убеждений».
В теории мало сказано о развитии в онтогенезе.
Невроз – нарушение системы отношений. Не всякое нарушение системы приводит к неврозу:
1. Должно быть нарушено некое значимое отношение, близкое к ядру личности.
2. Изменившееся отношение должно привести к тому, что возникает некий внутренний конфликт.
3. Этот конфликт не допускается в сознание человека.
Во время невроза возникает патологическая адаптабельность – изменившаяся система отношений. Для лечения невроза надо заниматься внутренними конфликтами, вызывающими невроз.
Личностно-ориентированная патогенетическая конструктивная работа – человек с неврозом должен осознать свой конфликт. Как добиться этого? Опытные психологи довольно быстро выявляют причину невроза, когда к ним приходит клиент. Но он не сможет донести до сознания клиента причину невроза простым объяснением, для этого нужен специальный подход. Задача психотерапии – последовательно менять всю систему отношений, начиная с отношений, не близких к ядру личности, за которые клиент не держится. Сами методы не имеют значение. Значение имеет логика и этапы психотерапии. Смена отношения должна произойти не только на когнитивном уровне, но и на эмоциональном и поведенческом, тогда будет возможна перестройка структуры.
Невротик никогда не считает себя виноватым в своей болезни. У него почти всегда внешний локус контроля, он считает себя жертвой генетики или отношения внешнего мира к себе.
Невротик для выздоровления должен реконструировать свою болезнь от начала до конца, отрефлексировать её. Очень часто это приводит к значительному улучшению состояния организма.
В Мясищевской концепции уделяется внимание активности самого больного, в отличие от психоанализа, где активен психоаналитик, а клиент пассивен.
Теория личности Ананьева
Основная книга Ананьева – «человек, как предмет познания».
Ананьев, ученный-исследователь, интересовался, как вообще человек устроен. Тип его исследования шел по фиксированию по большому количеству параметров. Потом эти многочисленные параметры складывались в систему взаимоотношений и анализировались. Если мы изучаем человека, как индивида, речь идет о:
1. Первичных свойствах – возрастно-половых. (возраст или фаза жизни, половой диморфизм, свойства конституции, )
2. Индивидуально-типических свойствах (нейродинамические свойства мозга)
3. Особенностях функциональной геометрии больших полушарий мозга.
Высшей интеграцией свойств человека как индивида является, с одной стороны темперамент, с другой стороны задатки.
Ананьев предложил комплексный подход к изучению человека, отдаленно напоминающий педологический подход. Он лег в основание т.е. системного подхода.
Сознание и деятельность по Ананьеву определяли субъектные свойства человека.
Ананьев выделял 3 стороны – индивид, личность, субъект.
Та теория, которая изучает развитие человека, как индивида – онтогенетика человека, как личности – генетическая персонолистика, как субъекта – праксиологический анализ.
Ананьев предложил биографический метод жизненного пути человека.
Т.е. для петербургской школы онтогенез и жизненный путь – не одно и то же. Онтогенез обозначает развитие индивида, а жизненный путь – развитие личности.
Ананьев говорит, что вообще развитие человека происходит гетерохронно, т.е. линии развития как субъекта, индивида и личности могут совпадать, но могут и не совпадать. Как правило, бывает второе. Индивид всегда старше личности. Индивидом он становится с рождения, а личность появляется лет в 5. Личность может распасться раньше смерти самого индивида.
Гетерохронность можно различать и в других моментах. Например, вундеркинд: как индивид и личность – пятилетний, а как субъект – уже решает интегралы на уровне старшеклассника. С такими детьми часто приходят к психологу, и почти всегда ошибкой бывает – поместить этого ребенка в 5 класс, т.к. как индивид и личность он еще первоклассник. Другим примером гетерохромнности является инфантилизм: человек как индивид взрослый, а как личность – ребенок.
Все системы являются открытыми, но индивидуальность может рассматриваться как закрытая. Для него индивидуальность – результат гармонического развития свойств человека как индивида, личности и субъекта. Эта гармония возникает не всегда и не у всех.
«Образование индивидуальности и обусловленное ею единое направление развития субъекта, личности и индивида является фактором высокой жизнеспособности и долголетия».
Ананьев внес вклад в развитие идеографического метода. Исследователи соглашаются с тем, что человека надо изучать идеографически, но на деле таких исследований и методов исследований очень мало. Ананьев изучал поколения, влияние их на развитие личности. Он те так много занимался этим вопросом, но сама постановка вопроса является очень важной.
Деятельностная теория личности. Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Наибольший вклад в ее развитие внесли С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев
В этом подходе отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности (Леонтьев А. Н., Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн С. Л.,).
Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Предметность -- это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется прежде всего в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.
Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он — активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы тем не менее рассматриваются в этой теории как наиболее важные для формирования личности. Представители этой теории верят в позитивные изменения личности человека по мере социального прогресса.
По мнению представителей данного подхода, в личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена. Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность — это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств
Важнейший вклад в теорию личности сделал Зигмунд Фрейд, предложив структуру психики (Я, Сверх-Я и Оно) в теории психоанализа. Среди работ (в СССР) по теории личности, ее структуре в психологии выделяются работы А.Г. Ковалёва, В.Н. Мясищева
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).
С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Зарубежные теории личности. Психодинамические (З.Фрейд и др.), поведенческие (Б.Скинер, Бандура и др.), диспозиционные (Г.Оллпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк), гуманистические (а.Маслоу, К. Роджерс), когнитивные (Дж. Келли) теории личности
Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения личности. Причина этого кроется в сложности и разнообразии того явления, которое понятием личности. Большое число различных концепций и гипотез о природе и механизмах развития личности объединены в основные теории личности.
Психодинамические теории личности. Основные принципы психодинамической теории личности были сформулированы 3.Фрейдом в рамках созданной им теории, которую называют «классический психоанализ». По мнению Фрейда, главным движущим фактором развития личности являются врожденные инстинкты, все многообразие которых объединено в две основные группы инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Наиболее значимыми для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. энергию сексуальных инстинктов он назвал либидо. Впоследствии Фрейд стал употреблять термин «либидо» для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом.
Фрейд выделил три основные структуры личности: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Оно представляет собой источник всей побудительной энергии, которая необходима для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, которые составляют существенную часть Оно. Основной принцип функционирования Оно — принцип удовольствия. Оно ищет наслаждения и избегает боли, стремится к немедленной и тотальной разрядке. Полная противоположность Оно — Сверх-Я, которое представляет систему ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, если правила будут нарушены. Эго — это подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго, функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я. Оно, Я и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между этими структурами могут приводить к психическим и соматическим заболеваниям.
Поведенческие теории личности. Это направление иногда называют теориями научения, так как его основным тезис — утверждение о том, что личность — это тот опыт, который человек приобрел в жизни, то, чему он научился. Главным источником развития личности является среда в широком смысле слова, а в качестве основных элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки. В поведенческих теориях личности выделяют два основных направления. Первое представлено работами известных американских психологов Дж.Уотсона и Б.Скинера, в которых изложены основные идеи классического бихевиоризма, согласно которым поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами и может быть описано с помощью формулы: S->R. По мнению представителей второго направления, поведение человека регулируется не столько внешними, сколько внутренними факторами, такими как цели, ожидания, самовосприятие. Представители этого направления — Альберт Бандура и Джулиан Роттер.
Диспозициональная теория личности. Данное направление часто называют теорией черт, так как его представители предполагали, что люди обладают некими предрасположенностями (диспозициями) к реагированию определенным образом на различные ситуации, эти диспозиции были названы чертами. Другими словами люди постоянны в своих действиях, мыслях и чувствах вне зависимости от обстоятельств, событий и жизненного опыта. Главный источник развития личности - факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие — со стороны среды. В рамках диспозициональной теории, личность — это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств. Структура личности — это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств. Каждая личность уникальна, понять ее можно через описание ее конкретных черт. Наиболее влиятельными представителями данного направления считают Гордона Олпорта (1897—1967), Ганса Айзенка (1916—1997) и Раймонда Кэттэлла (1905—1998)
Когнитивные теории личности. Основоположником этого подхода был американский психолог Дж.Келли (1905— 1967). Он считал, что человек — это исследователь, пытающийся понять, что с ним происходит, и предсказать, что с ним произойдет в будущем. В связи с этим на поведение человека большое влияние оказывают когнитивные и интеллектуальные процессы. Человек воспринимает и интерпретирует мир с помощью определенных моделей, которые Келли назвал конструктами. Личность — это организованная система важных конструктов, т.е. личность — это то, как человек воспринимает и истолковывает свой жизненный опыт. Дружба, любовь, нормальные взаимоотношения возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты.
Гуманистическая теория личности. В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое», представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Второе, «мотивационное» направления (автор - американец Абрахам Маслоу). Главным источником развития личности гуманистическая психология считает врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, «самоактуализирующаяся тенденция», содержит в свернутом виде будущие свойства личности. Вторая — «организмическнй отслеживающий процесс» — представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии (Роджерс К., 1994). Цель жизни по Роджерсу, — реализовать свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе. А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:
1) физиологический (потребности в еде, сне);
2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);
3) потребности в принадлежности, потребность одного человека в другом, например в создании семьи;
4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);
5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.).
Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом и пятом уровнях находятся ростовые потребности.
Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Самоактуализация — не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью» (Маслоу А.,1999). По мнению гуманистов, решающего возрастного периода не существует, личность формируется и развивается в течение всей жизни.
В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:
1) «реальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» (Роджерс К., 1994);
2) «идеальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.
3) потребности в самоактуализации — врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу А., 1997).
Целостная личность, во-первых, стремится к установлению хорошего психологического контакта со своими друзьями и близкими, к раскрытию им своих скрытых эмоций и тайн; во-вторых, четко знает, кто она есть на самом деле («реальное Я») и кем бы она хотела быть («идеальное Я»); в-третьих, максимально открыта к новому опыту и принимает жизнь такой, как она есть «здесь и сейчас»; в-четвертых, практикует безусловное позитивное отношение ко всем людям; в-пятых, тренирует в себе эмпатию к другим людям, т. е. пытается понять внутренний мир другого человека и смотреть на другого человека его глазами. Целостную личность характеризуют:
1) эффективное восприятие реальности; 2) спонтанность, простота и естественность поведения; 3) ориентация на решение проблемы, на дело; 4) постоянная «детскость» восприятия; 5) частые переживания «пиковых» чувств, экстаза; 6) искреннее желание помочь всему человечеству; 7) глубокие межличностные отношения;
8) высокие моральные стандарты.
Таким образом, у гуманистов, личность - это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности - это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.
Все перечисленные выше теории личности пытаются ответить, пожалуй, на самый сложный вопрос современной науки: что такое человек, каковы его сущность и движущие силы его развития и т.д. И каждая из них представляет свое видение, свои фрагмент общей картины того сложного и целостного, что называется личностью.
13. Предмет, структура возрастной психологии. Основные подходы к объяснению психического развития (натуралистические и социологические концепции психического развития человека)
Возрастная психология, отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях.
Объект изучения - человек
Предмет - механизмы и закономерности освоения социо-культурного опыта человеком в образовательном процессе.
Основные проблемы - управление умственной деятельностью учеников, формирование их познавательных процессов, личность учителя и различные виды взаимодействий.
Составляющими предмета возрастной психологии являются:
o изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...) - эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;
o понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.
В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.
Выделяется 3 раздела возрастной психологии:
1. детская психология (от рождения до 17 лет);
2. психология взрослых, зрелых возрастов;
3. геронтология или психология пожилого возраста.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1) В биогенетическом направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития - и его темп, быстрый или замедленный, и его предел - будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.
а) В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. Эта теория основана на законе Геккеля: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).
Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. В. Штерн описывает развитие ребенка так: ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего - обезьяны; затем - начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру - сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) фанатизма христианской культуры и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени.
б) Теория трех ступеней развития (Карл Бюллер):
-инстинкт;
-дрессура;
-интеллект.
Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента - темперамент и задатки способностей.
ВЫВОД: основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается как пассивный объект.
2) Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском (социогенетическом) направлении. Его истоки - в идеях философа ХУII века, Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как восковая доска (или чистый лист бумаги). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
ВЫВОД: в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.
Очевидно, что оба подхода - и биологизаторский, и социоло-гизаторский - страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития.
3) Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна - созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая - развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.
Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности (Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью).
Но теория конвергенции не рассматривала:
-внутренние причины психического развития;
-активность ребенка, считая, что он пассивен, приспосабливается)