Индивид, личность, субъект, индивидуальность

индивид, личность, субъект, индивидуальность - student2.ru

Индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака

1) человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического раз­вития, носитель видовых черт,

2) это отдельный представитель че­ловеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ог­раниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным пове­дением и психическими процессами

Оба значения понятия взаимосвя­заны и описывают человека как суще­ство своеобразное

Наиболее общими характеристика­ми индивида являются целостность и своеобразие психофизиологической организации, устойчивость во взаимо­действии с окружающей средой, ак­тивность

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со все­ми присущими ему особенностями

Личность — это индивид, занима­ющий определенное положение в об­ществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся своими, присущими только ему индивидуально-

психологическими особенностями

Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполните­лем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности

Сама же деятельность при этом вы­ступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя

Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Когда гово­рят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности Обыч­но словом «индивидуальность» опре­деляют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих Индиви­дуален каждый человек, но индивиду­альность одних проявляется очень ярко, других — малозаметно

Индивидуальность может прояв­ляться в интеллектуальной, эмоцио­нальной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Ин­дивидуальность характеризует лич­ность конкретнее, детальнее и тем са­мым полнее. Она является постоянным объек­том исследования при изучении каж­дой конкретной личности

индивид, личность, субъект, индивидуальность - student2.ru

Развитие личности обусловлено раз­ными факторами От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индиви­дуальных и социальных действий и по­ступков человека

Особенности физиологии выс­шей нервной деятельностиличноести — это специфика функционирова­ния нервной системы человека, выра­жающаяся в самых разнообразных характеристиках своеобразии работы всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, пове­дения и поступков и т. д.

Анатомо-физиологические осо­бенностиличности — это такие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказываю­щей серьезное влияние как на его пси­хику и поведение, так и на подвержен­ность последних воздействиям обстоя­тельств и других людей

Задатки— это врожденные анатомо-физиологические особенности орга­низма, которые облегчают развитие способностей

Важнейшими факторами формиро­вания личности выступают окружаю­щая среда и общество

Обычно прежде всего выделяют природно- географическую среду. Известно, например, что выросшие на край­нем Севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.

Макросреда,т е общество в сово­купности всех его проявлений, также оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, вы росший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического госу­дарства

Микросреда,т е группа, микро­группа, семья и т. д. , также является важной детерминантой формирования личности Именно в микросреде закла­дываются важнейшие нравственные и морально-психологические характерис­тики человека, которые, с одной сторо­ны, необходимо принимать во внима­ние, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обу­чения и воспитания

Общественно полезная деятель­ность— это труд, в условиях которо­го развивается человек и формируют­ся его важнейшие качества

Общениеспособствует развитию индивидуальных и социальных особен­ностей личности, шлифует их

Организованное воспитаниеи самовоспитаниеличности являются основой воздействия общества, в ходе которого закрепляются социальные ка­чества личности

индивид, личность, субъект, индивидуальность - student2.ru

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. С одной стороны, особенности и уровни его раз­вития можно постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой — в процессе обучения и воспитания человека можно активно влиять на этот процесс

Движущие силы психического I развития— это противоречия между потребностями личности и внешни­ми обстоятельствами, между ее воз росшими физическими способностями, духовными запросами и старыми фор­мами деятельности, между новыми тре­бованиями деятельности и несформированными умениями и навыками

Факторы психического разви­тия личности— это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внут­ренними. Внешними факторами выс­тупают окружающая среда и общество, в которых развивается человек, внутренними — выступают биогенетичес­кие и физиологические особенности человека и его психики

Предпосылки психического раз­вития личности— это то, что оказы­вает определенное влияние на индивида, т.е. обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень ею психи­ческого развития

Они также бывают внешними и внутренними Первыми выступают качество и особенности воспитания че ловека, вторыми — активность и желание совершенствоваться, а также мотивы и цели, которыми руководству­ется человек в интересах своего разви­тия как личности

Уровни психического разви­тия— степень и показатели психи­ческого развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности

Уровень актуального развития личности — показатель, характери­зующий способность человека выполнять различные самостоятельные за­дания Он показывает, каковы обученность, навыки и умения личности, какие ее качества и как развиты Со временное состояние развития психо­логии и ее экспериментальных при­кладных исследований дают возмож­ность постоянно замерять и определять с помощью конкретной аппаратуры эти важнейшие характеристики

Уровень ближайшего развития личности — показатель того, что человек не может выполнить самостоя­тельно, но с чем он справляется при небольшой помощи других.

индивид, личность, субъект, индивидуальность - student2.ru

Психологические особенности лич­ности развиваются закономерно и в определенных направлениях Эти на­правления и тенденции можно класси­фицировать и эффективно изучать в интересах совершенствования всех сто­рон личности

Развитие познавательной и эмо­ционально-волевой сфер личности. Названные сферы личности развива­ются в процессе обучения и накопле­ния человеком опыта интеллектуаль­ного и эмоционально-волевого поведе­ния Этот процесс идет по линиям усложнения мыслительной деятельно­сти и эмоционально-волевого восприя­тия воздействий окружающего мира и социальной среды, формирования це­лостной структуры интеллекта, эмо­ций, чувств и воли личности.

Развитие направленности, ха­рактера и способностей личности. Можно следить за возникновением, становлением и усложнением мотивационно-потребностной сферы личнос­ти, ее направленности, выделять в ней ведущие и доминирующие линии Мож­но также изучать и характеризовать доминирующие линии развития харак­тера и способностей человека, их ос­новных особенностей

Развитие психологической стру­ктуры деятельности личности Психологическая структура деятельности личности развивается в потоке изменения соотношения между мотивами и целями, усложнения операциональной стороны самой деятельности человека

Наши рекомендации