Индивид, личность, человек, субъект, индивидуальность

Персона, личина – то, что обращено к другим людям, или что защищает, отграничивает внутреннее пространство индивидуума от внешнего мира на раннем этапе возникновения сознания и культуры (К.-Г.Юнг). Именно отличение личного опыта от опыта жизнедеятельности племени, закрепленного в ритуальных действиях, ознаменовалось применением этой маски (персоны) как указания на то, что отмеченный ею индивидуум отделялся от сферы коллективной психики.

Индивид – это физический носитель психологических характеристик человека(впрочем, К.А. Абульханова-Славская использует понятие «социальный индивид», чтобы отделить конкретного субъекта от социальной группы). Индивид создает предпосылки особенностей личности, но не может принципиально детерминировать тех ее качеств, которые социокультурны по происхождению.

Личность же (согласно определению А.Н. Леонтьева) – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанностиА.Н.Леонтьев: основа личности - это соподчиненная система (иерархия) мотивов, побуждающих человека к различным видам деятельности.

У. Джемс: личность - «хозяин» психических функций («Я физическое» (предметы, принадлежащие человеку), «Я психологическое» (мысли, чувства, ощущения) и «Я социальное» (привязанности к родным и знакомым))

И. Сарнофф: личность как совокупность относительно устойчивых свойств и наклонностей индивида, которые отличают его от других. + изменчивость этих характеристик (Д. Бирн).

Марксистская традиция: личность не есть «абстракт, присущий отдельному индивиду», но есть совокупность общественных отношений.

Психологические словари:

человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности

устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества

В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков: Личность! Таинственный избыток индивидуальности!

Википедия: Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Для того чтобы объединить характеристики индивида и личности, В.С. Мерлин ввел понятие интегральной индивидуальности. Индивидуальность – это саморазвивающаяся и саморегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система. Она включает многомерные и многоуровневые связи, охватывающие все устойчивые факторы индивидуального развития человека, иерархически соподчиняя в себе свойства всех ступеней развития материи – физические, биохимические, физиологические, социально-групповые и общественно-исторические. Это форма бытия отдельного человека, в рамках которой он сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений.

Важными в этом трудном для восприятия определении являются следующие моменты. В индивидуальности связаны между собой все проявления человека как организма, личности и носителя самосознания, причем эти проявления оказывают взаимное влияние друг на друга, в чем и проявляется способность саморегуляции – то есть, несколько огрубляя, можно сказать, например, что темперамент диктует загрузку человека и склоняет его к выбору профессии, а цели и ценности могут оказаться связанными с психотипом (характерологическими особенностями). И, несмотря на то, что тканевый состав человека обновляется (внутренние изменения), а жизнь ставит новые задачи (внешние изменения), человек не теряет чувства «Я» – условие целостности, при нарушении которого личность переживает внутренние противоречия, конфликт и может, расщепляясь, прийти к саморазрушению

Субъект – это человек, обладающий пристрастным отношением к бытию, в котором он существует и частью которого оказывается сам. Он может пользоваться сознанием или более простыми формами психического отражения, может проявлять свои предпочтения в осознанном или интуитивном выборе. Субъект считает своими собственными тело, мысли, переживания, поступки, он обладает чувством авторства по отношению к собственной жизни и способен принимать на себя ответственность. Субъект «прозрачен» (естествен) в стабильном состоянии и проявляет себя при столкновении с объектом, который распознается им как «иное». Между субъектом и «иным» (объектом) проходят границы, которые подвижны, могут изменяться и заявляют о себе наличием проблемных или конфликтных ситуаций. Разрешение этих ситуаций вносит определенность: объект либо интериоризируется и становится внутренним достоянием, либо остается чуждым по отношению к субъекту. Субъектность может проявляться опосредствованно, символически, и подразумевает возможность отношения к другим людям также как к субъектам или объектам. Если человек относится как к объекту к самому себе, самотождественность нарушается, и переживается отчуждение. Субъектность принимает разное содержание в ходе онтогенеза и личностного развития человека, обладает стадиальностью и сензитивными периодами становления, и представляет собой основное условие существования в подлинно человеческом качестве как осмысленного и духовного существа. Пристрастность, активность, осознанность, внутренняя детерминированность.

В настоящий момент не все психологи считают, что личность и индивидуальность – понятия, имеющие право на существование. Время от времени высказываются сомнения в том, что личность стабильно. R.Roe, J.Asendorph: бывает, что внутриличностная динамика выше, чем межличностная. Однако пока исследования свидетельствуют, что все «личность» и «индивидуальность» - конструктивные понятия.

Междисциплинарные связи психологии личности

Общая психология

История

Антропология

Социология

Этология

Социальная психология

Педагогика

Биология

Не все перечисленные требования и принципы соблюдаются в отдельных теориях личности. Психология личности развивалась естественно, под воздействием разных социальных запросов и научной логики, поэтому отличается большим разнообразием. В соответствии с вариативностью в понимании предмета психологии, она сосредоточивалась на разных феноменах – осознаваемых и неосознаваемых, стабильных и динамичных. Более того, по-разному определялись цели развития – либо как адаптация, возвращение к равновесию, либо как выведение личности из равновесия (В.А.Петровский: мотив границы).

Классификация теорий личности

Открытость – закрытость личности

Осознаваемое – неосознаваемое

Структура – динамика (мотивация)

Остановимся на нескольких теориях личности.

1. Психоанализ. Динамическая теория, примат неосознаваемых явлений.

Основные понятия:

• Бессознательное

• Либидо и мортидо

• Психологическая защита

• Вытеснение

• Неосознаваемый конфликт

• Травма

• Эго и Супер-Эго

• Стремление к власти

• Стремление к безопасности

• Архетип

• Самость

• Функции Эго

2. Топологическая (годологическая) теория личности К.Левина.

· Динамическая система личности

· Личность развивается на границах жизненного поля

· Гештальты открываются мотивациями

· Личность стремится к равновесию и завершению гештальтов

Жизненное пространство (поле) – основная единица личности, включающая как ментальные, так и материальные феномены.

Валентность (притяжение)

Ситуация

Принцип современности

3. Диспозициональные теории личности (Г.Оллпорт, Г.Айзенк, Р.Кеттелл)

• Структурные модели (черты и факторы стабильны)

• Личность стремится к поддержанию стабильности своего облика (черты направляют поведение)

• Личность стремится к целостности

Основные понятия:

• Диспозиции (факторы) – кардинальные, центральные, вторичные

• Проприум (проприотические функции)

• Самость

• Функциональная автономия мотивов

• Самоидентичность (неизменность своего Я)

4. Гуманистически-экзистенциальная психология (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл)

• Динамическая система: личность стремится выйти из равновесия

• Мотивации личности имеют гуманное содержание

• Фрустрация «высших» потребностей влечет за собой невроз

• Личность управляется наличием смысла жизни

• Психологические защиты – «лишний» элемент личности

Основные понятия:

• Самоактуализация

• Ноогенный невроз

• Логотерапия

• Организмическое чувство

• Условные ценности

• Я-концепция

Отечественная традиция: школа деятельности (А.Н.Леонтьев) и школа субъекта (С.Л.Рубинштейн)

Различно представление о детерминизме, целях развития личности, соотношении личного-общественного

Обобщим содержание занятия.

1. Личность - это действующий субъект, организующий познание, общение и деятельность в соответствии со своими потребностями. Это - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

2. Личность - социальное свойство индивида, приобретаемое и реализуемое в общении посредством смены социальных ролей.

3. Личность - устойчивое психологическое образование, сохраняемое и узнаваемое на протяжении всего жизненного пути.

4. Существенными системообразующими признаками личности являются субъектность, пристрастность, активность, осознанность, способность к выбору.

5. Психология личности - это единство теории и практики познания человека.

6. Предмет психологии личности - закономерности развития человека как субъекта деятельности и сознания.

7. Психология личности использует принципы естественнонаучного и гуманитарного исследования различных сторон человеческой жизни.

8. Психология личности может использовать как общепринятый научный аппарат, так и символический язык искусства.

[1] Фон Нейман писал об этом так: «…объекты низкой сложности характеризуются тем, что говорить об объекте легче, чем создать его, и предсказать свойства объекта легче, чем построить его. Но в сложных системах формальной логики на порядок труднее рассказать, что объект может сделать, чем сделать сам объект» (5, с. 71).

[2] В уже цитированной работе фон Нейман писал: «Необычайно трудно сформулировать какую-либо разумную идею о том, могут ли такие сложные вещи, как человеческое поведение, управляться 10 млрд переключательных органов. Это было бы сопоставлением двух неизвестных объектов, поскольку никто точно не знает, что делает человек, и никто не сталкивался с переключательным органом, состоящим из 10 млрд единиц» (5, с. 57).

[3] К.Г.Юнг имел в виду функционирование психики как естественной системы – Прим. авт.

Наши рекомендации