Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики.
Подходы к пон.психик1 Панпсихизм- у всего мира.
2 биопсихизм- у всего живого.
3 нейропсихизм- если есть НС, то сущест психика.
4 Антропопсихизм-только у человека.
5 мозгопсихизм- у кого есть мозг
Функцион критерии: поисковое поведение, способность к научению- образование новых форм поведения.Позиции Леонтьева: критерий психики- способность организма реагировать на абиотич (не представ угрозы)стимулы- связаны со знаками. Способность реагировать на абиотич стимулы- чувствительность. А на биотические- раздражимость. Когда у живот появляется чувствит, появл знаковая функция. У живот появл новый вид активности, в связи с реакцией на абиотич стимулы. Академик Северцев выделил 2 вида адаптации к среде :изменение строен и функц тела; изменение строен органов, внешне незаметно. Необход психика и способность к научению.т.е. возн психики было биол полезно для живых орг→приспособление к усл среды.
А.Н.Леонтьев выделил 3 стадии развития психики:
1)стадия элементарной сенсорной психики. Сенсорика-сфера ощущений. На этой стадии есть раздражимость, появл-ся чувствительность. Для живых сущ-в на этой стадии хар-на способ-ть отражать отд св-ва внешних воздействий(черви)
2)стадия перцептивной психики. Прецепция-восприятие. Хар-но наличие более развитой НС, чем у предыдущих групп, они способны отражать больше воздействующих факторов внеш ср благодаря наличию специализ. Органов чувств(моллюски, осьминоги, насекомые) Формы поведения: инстинкты, безуслов врожден реакции, но выше уд вес приобрет форм поведения, легко образ условные рефлексы, навыки. Услов рефлекс-1 реакция на 1 стимул. Навык-последоват действий, необязат формир на основе услов рефлексов. Животное м выжить, если имеет способность к прижизненному научению. Научение:1 факультативное-.2 облигатное.
3) стадия интеллекта. У жив сущ-в на этой стадии имеется сложная, многофункциональная НС и психика представлена разл процессами, св-ми, состояниями(от рептилий до чел-ка) 1 манипулирование- ярко у приматов без биолог причин проявл любопытство, живот знаком с внешним миром.2 визуальн обобщение из слож S выдел что-то одно крысы выбир именно тот экран за которым пища3перенос слож навык на нов сит
Сознание как высшая форма психического отражения. Структура, свойства сознания.
Сознание-высшая форма отражения действительности;это свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный общественно-исторической деятельностью людей. Сознание-особое психическое пространство, сцена деятельности человека(К.Ясперс). по Л.С.Выготскому, сознание-это отражение субъектом(человеком) действительности своей деят-ти самого себя. В психологии выд 2 сост сознания:1-активное-бодрствование;2-состояние покоя(отдыха) или сон. И в 1 и во 2 сознание задействовано,но во время сна частично теряет контакт с реальностью. Обморок, клиническая смерть-сознание отсутствует. Медитация, нарк или алк опьянение-состояние сознания изменяется.
Характеристика сознания:1)ощущение себя познающим субъектом; 2)мысленное представление действ-ти в виде обобщенных образов и понятий; 3)отражение действит-ти с пом. Языка и речи; 4)постоянное изменение его содержания.
Структура сознания: 1)познание (изучение самого себя); 2)совок-ть всех знаний человека о мире, об окр действ-ти; 3)отношение к окр действ-ти; 4)целеполагающая действ-ть.
Общая хар-ка методов псих-го иссл-я. Требование к надежностити, валид-ти и чувст-ти
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение. путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, задача-изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Стандартизированное наблюдение ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей. Включенное\стороннее наблюдение. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Устный опрос- набл за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.Тестыявляются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. недостаток - при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом будут оценивать его психологию и поведение. Третий тип тестов – проективные. предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.естественный и лабораторный. Характеристики психодиагностических методик Бланковые методики –В них испытуемомупредлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят опсихологии испытуемого. Опросные методики В нихиспытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы. Недостатки:. субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них; . эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными,рисуночными. Объективно-манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемымизадачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать.Стандартизированность методики –она должна применяться всегда ивезде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретациирезультатов.Требования, предъявляемые к тестам - Социокультурная адаптированность теста; -Простота формулировок и однозначность тестовых заданий;-Ограниченное время выполнения тестовых заданий; - Наличие тестовых норм для данного теста.1. Валидность– “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности. Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Валидность эмпирическая – проверяется по соответствиюдиагностических показателей реальному поведению, наблюдаемымдействиям и реакциям испытуемого.Критерии валидности:. Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях . Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной,трудовой, творческой и др. Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий. . Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностическойметодики можно установить двумя способами:- путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми - путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методикев различных условиях.
6. Самосознание и его место в психич. Орг-ии личности. Стр-е звенья самосозн и их генезис.
Развитие человеческой личности в психологии традиционно связывается с формированием её сознания и самосознания. С.Л.Рубинштейн показал, что самосозн лич-ти позволяет ей осознавать себя, свое окружение, а также себя в своих отношениях с окр-ми на ур психич отражения предст образом Я-это отн стабил, часто неосознав, переживаемое как неповторимая, уникальная сист предст индивида о самом себе, на основе кот он строит свое взаим с др. людьми.(реал Я, идеал Я и фантастич Я) Стр-ра самосознания состоит из пяти базовых звеньев : Представление о своём имени Имя позволяет идентифицировать человека с его телесным выражением, с его духовной сущностью. Благодаря имени ребёнок получает возможность представить себя как обособленного от других исключительного индивида. Генезис представлений о своем имени в период взросления показывает изменения в структуре самосознания растущего ребенка. Представления о своем теле Тело отражает физические, психические и духовные свойства и особенности человека. Притязание на признаниеВзрослый человек реализует эту потребность в своей деятельности, признание ребёнка первоначально осуществляется в атмосфере его семейного окружения. Половая идентификация– единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полуПсихологическое время личности Психологическое время личности позволяет человеку адекватно реагировать на свой индивидуальный путь во времени и стремиться к объективным самооценке и притязаниям в разных сферах своей жизни. Социальное пространство личности Условия, в которых человек живет и развивается, в которых у человека формируется сфера прав и обязанностей.. Характеристика места, где протекает жизнь человека; формы, стиль, содержание общения и деятельности в русле культуры, к которой принадлежит человек; внутренняя позиция самого человека по отношению к истории и культуре своего этноса и всего человечества – это основные условия формирования социального пространства личности. К завершению подросткового возраста оформляется основа социального пространства личности. Соц простр-во лич-тиинтегрирует в себе все характеристики других звеньев.