Тема I. Предмет, задачи и методологические основы патопсихологии.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Патопсихология – отрасль психологии, имеющая важное значение для развития психологической науки в целом, а также в практической работе социального педагога, педагога-психолога. Поскольку понимание течения различных психических процессов трудно представить без знания возможных их нарушений, курс патопсихологии введен в качестве обязательного предмета для студентов факультета социальной педагогики и психологии.

Патопсихология – пограничная область между психологией и психиатрией. Её цели часто перекликаются с проблемами дефектологии, нейропсихологии, психофизиологии. Она связана с возрастной психологией, судебной психиатрией, детской патопсихологией и с другими областями научного знания о человеке.

Патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, а также закономерности искажений отражательной деятельности мозга.

Патопсихология имеет свой предмет исследования – нарушения в практической деятельности личности – и располагает собственными методами для выявления и диагностики нарушений психического развития. Её роль достаточно весома, когда речь идет о неуточненном диагнозе, о пограничных состояниях или о профилактике развития психического заболевания.

Знание патопсихологии необходимо для социальных педагогов, педагогов-психологов, социальных работников. Знание патопсихологии делает работу выпускников педагогического университета более грамотной и продуктивной.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Часы

№ п/п ТЕМА Труд.   Аудиторных Сам
  Всего Лекц. Сем. Лаб.    
I Предмет, задачи и методологические основы патопсихологии -  
II Принципы построения и методы патопсихологического исследования. -  
III Личность. Патопсихологические исследования познавательной деятельности личности. -  
IV Патопсихологические исследования в клинической практике - -  
V Отклонения в психическом развитии детей и подростков - -  
VI Патопсихологические исследования детей и подростков. -    
  ИТОГО: -  
                     


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема I. Предмет, задачи и методологические основы патопсихологии.

Предмет патопсихологии. Научные, практические и методологические предпосылки патопсихологии. Патопсихология как отрасль психологической науки, изучающая изменение психической деятельности человека вследствие психических или соматических заболеваний. Разграничение понятий «психология» и «патопсихология». Дифференциация понятий «патопсихология», «специальная психология», «медицинская психология», «клиническая психология», «психиатрия».

Практические задачи патопсихологии. Дифференциальная диагностика. Патопсихологические синдромы и их характеристика. Роль патопсихологических исследований в экспертизе, каталептических наблюдениях, реабилитации.

Исторические предпосылки патопсихологии. Естественнонаучные традиции отечественной патопсихологии. Развитие патопсихологии. Влияние И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, Г.И. Россолимо на развитие патопсихологии. Идеи Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева о психике и их роль в развитии патопсихологии.

Вклад в патопсихологию Б.В. Зейгарник. Теоретические положения С.Я. Рубинштейн относительно основных методологических проблем патопсихологии. «Внутренняя картина болезни» (ВКБ) в патопсихологии. Типы ВКБ. Факторы ВКБ. Классификация и систематизация типов ВКБ.

Проблемы нормы и абнормальности.

Рекомендуемая литература

Белопольская Н.Л. Задачи патопсихологии и понятие психической нормы // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская– М.: Когито-Центр. 2000. – 180с.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. – М.: Педагогика – Т. 3. 1983. С. 114-133.

Зейгарник Б.В. Патопсихология / Под ред. А.С. Спиваковской. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс. 2000. – 576с.

Левченко Н.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.: Академия. – 2000. – 232с.

Дополнительная литература

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат 1975. – 304с.

2. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.:ЛГУ. 1960. – 426с.

Задания для самостоятельной работы по теме I

(Предмет, задачи и методологические основы патопсихологии)

1. Подготовить конспект одной главы из книги Л.С. Выготского «История развития высших психических функций» // Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 т. М.: Педагогика. Т.3 (на выбор):

· Гл.1 «Проблема развития высших психических функций» С. 6-41;

· Гл. 3 «Анализ высших психических функций» С. 91-114;

· Гл. 4 «Структура высших психических функций» С. 114-133.

Форма отчетности:конспект из книги: Б.В. Зейгарник «Патопсихология»/ М.: ЭКСМО - Пресс , - 2000.- 575с. – С.19-49.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Экспериментальные методы обследования в патопсихологии»

Выберите из предложенных 4-х ответов правильный. Отметьте его галочкой

I. Что является существенным элементом «естественного эксперимента» А.Ф. Лазурского в отличие от лабораторных экспериментов:

1. Наблюдение в естественных условиях с точностью и научностью эксперимента, когда испытуемый (испытуемые) не осведомлен (-ны) о проводящемся эксперименте.

2. Условия эксперимента не связаны с искусственными условиями и требованиями.

3. Эксперимент проводится без технических средств.

4. Экспериментатор включен в выполнение задания.

II. Какое из утверждений верно описывает выводы С.Я. Рубинштейн, сделанные на основе патопсихологического исследования галлюцинаций:

1. Роль реального раздражителя играет эмоциональное состояние.

2. Галлюцинации являются следствием «функциональной блокады» анализаторов.

3. Важным патогенетическим условием галлюцинаций является затрудненность прислушивания и распознавания раздражителей, опосредуемых сложными цепочками ассоциаций.

4. Галлюцинации являются средством рассогласования деятельности анализатора и соответствующих зон коры головного мозга, «обратного течения» образа от коры к анализатору.

III. Понятие «пресыщение» было введено К. Левиным для обозначения состояния, при котором:

1. Потребность в продолжении начатого действия иссякает, когда условия заставляют продолжать действие.

2. Ощущение завершенности действия возникает раньше реального завершения.

3. Задание превышает когнитивные возможности испытуемого.

4. Испытуемый ощущает упадок сил.

IV. С каким явлением из перечисленных связан, по мнению В.Н. Мясищева, феномен пресыщения:

1. Отношение к заданию.

2. Врабатываемость в задание.

3. Упражняемость.

4. Истощаемость.

V. Снижение уровня обобщения характерно для всех перечисленных расстройств, кроме одного, какого:

1. Умственная отсталость.

2. Эпилептические изменения личности.

3. Постэнцефалитические расстройства.

4. Неврозы.

VI. Какое из утверждений передает суть «эффекта Зейгарних»:

1. Лучше всего запоминаются и воспроизводятся завершенные действия.

2. Лучше всего запоминаются и воспроизводятся незавершенные действия.

3. Прямая значимая корреляция степени неопределенности ситуации и тревоги.

4. Улучшение дискриминации элементов фона при повышении эмоциональной значимости фигуры.

VII. В каком утверждении сформулировано определение Б.В. Зейгарник предмета патопсихологии:

1. Закономерности функционирования нормальной психики на экстремальных моделях психопатологии.

2. Закономерности проявлений нарушений психической деятельности в клинике внутренних и психических заболеваний.

3. Принципы и закономерности создания экспериментальных моделей психических функций и их нарушений.

4. Закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

VIII. С именами каких двух ученых в России связано выделение патопсихологии как психологической дисциплины:

1. И.П. Павлов и И.М. Сеченов.

2. В.М. Бехтерев и С.С. Корсаков.

3. Б.В. Зейгарник и С.Я. Рубинштейн.

4. М.И. Аствацатуров и А.Р. Лурия.

IX. Кто является автором метода количественного исследования психологических процессов в норме и патологических состояниях, известного как «психологические профили»:

1. В.М. Бехтерев.

2. Г.И. Россолимо.

3. А.Н. Бернштейн.

4. А.А. Токарский.

X. В каком пункте указаны фамилии авторов первых российских руководств по экспериментально-психологическому исследованию больных:

1. А.Н. Бернштейн, Ф.Г. Рыбаков.

2. Г.И. Россолимо, К.К. Корнилов.

3. Л.С. Выготский, А.А. Токарский.

XI. Патопсихологическое исследование, по Б.В. Зейгарник, заключает в себе все перечисленные действия, кроме:

1. Эксперимент.

2. Беседа.

3. Наблюдение, основанное во время исследования.

4. Анализ истории жизни и болезни.

5. Выявление и анализ сопротивления и защиты.

6. Сопоставление экспериментальных данных с историей жизни.

ВОПРОСЫ К экзаменУ

1. Предмет, задачи, методологические основы патопсихологии.

2. Деятельность психолога по организации патопсихологического исследования.

3. Принципы построения патопсихологического исследования.

4. Методы патопсихологического исследования. Патопсихологический эксперимент.

5. Методы патопсихологического исследования (беседа, тесты, опросники).

6. Методы патопсихологического исследования (проективные методики).

7. Исследование восприятия. Нарушения восприятия (агнозии, псевдоагнозии, обманы чувств).

8. Нарушения мотивационного компонента восприятия.

9. Исследования памяти. Нарушения памяти.

10. Нарушения непосредственной памяти (корсаковский синдром).

11. Нарушения непосредственной памяти (прогрессирующая амнезия).

12. Нарушение динамики мнестической деятельности.

13. Нарушение опосредованной памяти.

14. Нарушения мышления. Нарушение операционной стороны мышления (снижение уровня обобщения).

15. Нарушения мышления (искажение обобщения).

16. Нарушение динамики мыслительной деятельности.

17. Нарушения мышления (лабильность мышления).

18. Нарушения мышления (инертность мышления).

19. Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления.

20. Нарушения мышления (разноплановость мышления).

21. Нарушения мышления (резонерство).

22. Нарушение критичности мышления.

23. Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности.

24. Нарушение умственной работоспособности.

25. Нарушение сознания.

26. Исследование внимания. Снижение устойчивости внимания.

27. Исследование внимания. Уменьшение объема внимания.

28. Нарушение переключаемости внимания.

29. Нарушения личности. Нарушение опосредования и иерархии мотивов.

30. Нарушения личности. Формирование патологических потребностей и мотивов.

31. Нарушения личности. Нарушение смыслообразования.

32. Нарушения личности. Нарушение подконтрольности поведения.

33. Аномалии характера и акцентуации индивидуально-психологических свойств личности.

34. Взаимосвязь личностных акцентуаций с отклоняющимся поведением.

35. Нозологическая диагностика.

36. Психиатрическая экспертиза.

37. Патопсихологические исследования в клинической практике.

38. Общие возрастные закономерности психических заболеваний у детей и подростков.

39. Основные направления патопсихологического изучения детей и подростков.

40. Оценка микросоциального фактора и его влияние на психическое развитие ребенка.

41. Патопсихологическое изучение детей первого года жизни.

42. Патопсихологическое изучение детей дошкольного возраста.

43. Патопсихологическое изучение детей школьного возраста.

44. Изучение школьников, больных шизофренией

45. Изучение школьников с травматическими поражениями центральной нервной системы.

46. Деятельность социального педагога в организации и проведении патопсихологического исследования.

47. Методика «Зрительно-моторная координация».

48. Методика «Слуховые восприятия».

49.Корректурная проба.

50.Методика «Отыскивание чисел».

51.Методика «Счет по Крепелину».

52.Экспериментальный прием «отсчитывание».

53.Методика «Исследование навыков».

54.Доски Сегена.

55.Методика Кооса.

56.Куб Линка.

57.Классификация предметов.

58.Исключение предметов.

59.Методика Выготского-Сахарова.

60.Методика «Существенные признаки».

61.Простые аналогии.

62.Сложные аналогии.

63.Сравнение понятий.

64.Соотношение пословиц, метафор и фраз.

65.Заполнение пропущенных в тексте слов.

66.Объяснение сюжетных картин.

67.Установление последовательности событий.

68.Исследование ассоциаций (Название 60 слов. Ответные ассоциации. Противоположности).

69.Обучающий эксперимент.

70.Клипец.

71.Заучивание десяти слов.

72.Опосредованное запоминание (по Леонтьеву).

73.Пиктограмма.

74.Воспроизведение рассказов.

75.Тематический апперцепционный тест (ТАТ).

76.Выбор ценностей.

77.Уровень притязаний.

78.Исследование самооценки.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Вклад С.Я. Рубинштейн в патопсихологию (психология умственно отсталого школьника).

2. Патопсихологическая диагностика психических нарушений младших школьников.

3. Начальная стадия и ранняя патопсихологическая диагностика шизофренического процесса у детей.

4. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников.

5. Патопсихологические методы выявления неврозов у детей и подростков.

6. Выявление аддиктивного поведения несовершеннолетних методами патопсихологии.

7. Социальная дезадаптация несовершеннолетних.

8. Специфика нарушений психического развития у подростков.

ТЕМАТИКА ВКР

1. Ранний детский аутизм: патопсихологическая диагностика и коррекция.

2. Роль социального педагога в ранней профессиональной ориентации подростков с нарушениями в личностно-мотивационной сфере.

3. Новообразования в структуре личности ребенка, препятствующие процессу социализации, и их коррекция.

4. Психологическая помощь подростку в кризисных состояниях.

5. Значение патопсихологического диагноза для коррекции асоциального поведения детей и подростков.

6. Изучение реакции детей на алкогольную ситуацию в семье для постановки правильного патопсихологического диагноза.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

Клиническая психология (от греч. кline – постель, койка и psyсhe – душа + logos – учение). Раздел психологии, который посвящен психологическим отклонениям и особенностям людей, включенных в лечебный процесс. Основными задачами клинической психологии являются: диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном отношении; коррекция отклоняющихся форм поведения; психопрофилактика, психотерапия и социальная реабилитация пациентов, имеющих психопатические, психосоматические или пограничные расстройства; исследование психических больных. Можно выделить две основные группы проблем, которыми чаще всего занимаются клинические психологи. 1. Отклонения в развитии детей: нарушения, связанные с эмоциональной депривацией ребенка; ранний детский аутизм при нормальном физическом развитии; минимальные мозговые дисфункции; проблемы общения ребенка с близкими людьми (неадекватное общение); нарушение или ослабление интеллектуальной деятельности; личностные особенности (акцентуации характера). 2. Отклонения в развитии взрослых: локализация мозгового поражения на основании поведенческих проявлений: посттравматический синдром; психосоматические заболевания. В контексте отечественных традиций принято различать клиническую психологию как область профессиональной деятельности психолога, и медицинскую психологию как сферу деятельности и компетенции медицинских работников. Для зарубежной психологии характерно определение клинической психологии как отрасли психологии, которая занимается изучением, диагностикой и лечением людей с психическими расстройствами, прежде всего, в форме психологических и поведенческих нарушений.

Медицинская психология (от греч., psyсhe – душа, logos – учение). Междисциплинарная исследовательская и практическая область, которая изучает психологические механизмы, связанные с динамикой протекания тех или иных болезненных процессов. В рамках медицинской психологии ставятся следующие задачи: изучение взаимовлияния психических процессов и процессов возникновения, течения, лечения и профилактики болезней; изучение динамики психических процессов при различных болезнях; изучение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного с его микросредой, включая медицинский персонал; разработка принципов и методов психологического исследования в клинике, включая развитие средств диагностики патологических состояний; создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека при организации психопрофилактики и психокоррекции болезней на основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики. В контексте отечественных традиций медицинскую психологию представляют как среду деятельности и компетенции медицинских работников, которые должны владеть основными понятиями психологии, и клиническую как область профессиональной деятельности психолога.

Нарушения внимания – клинические нарушения, которые характеризуются неадекватными изменениями направленности, избирательности деятельности и координации отдельных действий. Могут проявляться в сужении объема внимания, в его неустойчивости (отвлекаемость на побочные раздражители).

Нарушения восприятия времени – клинические нарушения, выраженные в болезненных расстройствах восприятия времени.

Нарушения восприятия пространства – клинические нарушения, выраженные в болезненных расстройствах восприятия пространства. Возникают из-за нарушений в работе внешних (зрительного, слухового) или внутренних (кожно-кинетического) анализаторов, обусловленных различными патологическими состояниями мозга.

Нарушения личности – психопатологические нарушения, представленные системными расстройствами личности и характерные для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений головного мозга. При этом происходят такие процессы, как снижение уровня активности, исчезновение критичности, изменение направленности и динамики мотивации, нарушение самооценки. При различных заболеваниях особенно страдает мотивационная сфера: развиваются патологические потребности и мотивы, которые часто связаны с личностной зависимостью от них (в частности наркомания); происходит перестройка системы мотивов, снижается уровень опосредованности мотивов, обеспечивающий в норме реализацию отсроченного поведения; нарушается соотношение побудительной и смысло-образующей функции мотивов.

Нарушения мышления – клинические нарушения, выраженные в болезненных расстройствах мышления, которые обусловлены различными психическими заболеваниями, локальными поражениями мозга и аномалиями психического развития.

Патология сознания (от греч. рhatos – страдание и logos - учение) – психологические нарушения, характеризующиеся нарушениями в деятельности сознания, при которых образ окружающего мира строится неадекватно и поведение подстраивается под этот искаженный образ.

Патопсихологические методики – класс психодидактических методик, которые служат для постановки патопсихологического диагноза.

Патопсихология (от греч.phatos – страдание + phyсhe – душа + logos – учение) – раздел медицинской психологии, который изучает особенности психической деятельности при психических или соматических заболеваниях. По определению Б.В. Зейгарник, патопсихология изучает структуру нарушений психической деятельности и закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. Основными выступают две задачи: анализ закономерностей распада психики, в частности изменений личности психических больных; психологическая диагностика нарушений психики больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной и военной экспертизы. Имеет схожие с психопатологией предмет и задачи, но для последней методологической базой исследований выступает медицина. В качестве методов исследования в патопсихологии используются, прежде всего, психодиагностические методики.

Психиатрия (от греч. рsyche – душа и atria – лечение) – раздел медицины, который изучает причины психических заболеваний, их проявления, способы лечения и предупреждения.

Психопатология – исследование общих закономерностей психических расстройств, таких как шизофрения и депрессия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников: Учебно-методическое пособие для школьных психологов. – Волгоград: «Перемена». 1993. – 60с.

2. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика). – М.: Медицина. 1989. – 256с.

3. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория. – СПб.: Дорваль. –1992. – 200с.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под.ред. Д.И. Фельдштейна. – М. – Воронеж: издательство «Институт практической психологии».; НПО «МОДЕК». 1995. – 352с.

5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. – М.: Педагогика. 1983. – Т. 3. – С.5-328.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т. – М.: Педагогика. – 1984. Т.2. С.5-361.

7. Демьянов Ю.Т. Диагностика психических нарушений. Практикум. – СПб.: ИД «МиМ»; ТОО «Респекс». 1999. – 224с.

8. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др. – М.: Прсвещение. 1989. – 95с.

9. Захаров А.И Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. – Л.: Медицина. 1988 – 248с.

10. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз. 1997. – 224с.

11. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – М.: Изд-во МГУ. – 1971. – 100с.

12. Зейгарник Б.В. Патология мышления. – М.: Изд-во МГУ. 1962. – 244с.

13. Зейгарник Б.В. Патопсихология / Под ред. А.С. Спиваковской. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс. 2000. – 576с.

14. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во МГУ. 1982. – 128с.

15. Зейгарник Б.В., Братусь В.С. Очерки по психологии аномального развития. – Л.: Изд-во ЛГУ. 1980. – 157с.

16. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство. 1997. – 192с.

17. Левченко Н.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.: Академия. 2000. – 232с.

18. Леонгард К. Акцентуированные личности. / Пер. с нем.– Ростов н/Д.: Феникс. 1997. – 544с.

19. А.Р. Лурия и современная психология. / Сборник статей памяти А.Р. Лурия. / Под. ред. Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, Б.В. Зейгарник. – М.: Изд-во МГУ. 1982. – 256с.

20. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М.: Педагогика. 1988. – 128с.

21. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во ЛГУ. 1960. – 426с.

22. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику: Психологическое исследование. М.: Изд-во МГУ. 1987. – 168с.

23. Отклоняющееся поведение молодежи: Краткий словарь-справочник / Сост. Ермолаев Б.А., Завражин С.А., Попова А.К., Плеханов Е.А., Попов В.К., Фортова Л.К. / Под общ. ред. В.А. Попова. – Владимир: Изд-во ВГПУ. – 76с.

24. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зейгарник и др. – М.: Изд-во МГУ. – 183с.

25. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Изд-во АНС СССР. 1958. – 146с.

26. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей: Учебное пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии. 1996. – 41с.

27. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение. 1986. – 192с..

28. Сеченов И.М. Психология поведения / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Изд-во «Институт практической психологии.; Воронеж: НПО МОДЕК. 1995. – 320с.

29. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия. 1995. – 368с.

30. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательная характеристика процесса развития личности. (Избранные труды). М.: Моск. психол. соц. инст.; «Флинта». 1999. – 672с.

31. Фельдштейн Д.И. Физиология становления личности. М.: Моск. психол. соц. инст.; «Флинта». 1994. – 192с.

32. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Учебное пособие для педагогов классов коррекционно - развивающего обучения / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Институт практической психологии. 1996. – 224с.

Дисциплина: Патопсихология.

Специальность 034300

ДЕ 1. История патопсихологии.

Критерий освоения ДЕ: не менее 3-х правильно выполненных заданий.

I. Кто из перечисленных ученых, подчеркивая мозговое происхождение душевных болезней, выдвинул идею их социального происхождения?

1. У. Тьюк

2. Ф. Пинель

3. Ж.-П.Кабанис

4. Э. Крепелин

II. Кому из перечисленных врачей принадлежит ставшее классическим описание хореи?

1. Франциск де ле-Бо (Силавий)

2. Томас Сиденгам

3. Томас Уиллис (Вилизий)

4. Амбруаз Паре

III. Термин «стения» и «астения» в науку ввел:

1. У. Кулден

2. Гиппократ

3. И.М. Сеченов

4. Дж. Броун

IV. Кто ввел термин «невроз»?

1. У. Кулден

2. Гиппократ

3. И.М. Сеченов

4. Дж. Броун

V. Кто революционировал представление о физических и психических расстройствах и первым из греков допустил, что нарушения поведения могут иметь психологическую природу?

1. Гиппократ

2. Асклепиал

3. Сократ

4. Гален

VI. С именем какого французского врача связана «система нестеснения» душевнобольных?

1. Ж. Эскироль

2. Ф. Пинель

3. Ж. Итар

ДЕ 2. Выделение патопсихологии как психологической дисциплины.

Критерий освоения ДЕ: не менее 3-х правильно выполненных заданий.

I. Различие психопатологии и патопсихологии с выделением патопсихологии как психологической дисциплины произошло:

1. В середине Х1Х в.

2. В конце Х1Х в.

3. В начале ХХ в.

4. В 30-40-х годах ХХ в.

II. Патопсихологическому понятию «синдром» в психологии соответствует понятие:

1. Комплекс

2. Новообразование

3. Расстройство

4. Девиация

III. Какое из утверждений является определением патопсихологии:

1. Психология переживания болезни.

2. Раздел общей психологии, изучающий влияние ценностных установок на совладание с болезнью.

3. Экспериментальная психометрия.

4. Раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности в условиях болезни.

IV. В каком утверждении сформулировано определение Б.В. Зейгарник предмета изучения патопсихологии:

1. Закономерности функционирования нормальной психики на экстремальных моделях психопатологии.

2. Закономерности проявлений нарушенной психической деятельности в клинике внутренних и психических заболеваний.

3. Принципы и закономерности создания экспериментальных моделей психических функций и их нарушений.

4. Закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

V. С именами каких двух ученых в России связано выделение патопсихологии как психологической дисциплины:

1. И.П. Павлов и И.М. Сеченов

2. В.М. Бехтерев и С. С. Корсаков

3. Б.В. Зейгарник и С.Я. Рубинштейн

4. М.И. Асцатуров и А.Р. Лурия

ДЕ 3. Методы обследования и исследования в патопсихологии.

Критерий освоения ДЕ: не менее правильно выполненных заданий.

I. Какой вид обследования наиболее уместен, когда требуется оценить состояние пациента, исследуя его поведение, восприятие, мышление, эмоциональную сферу, интеллект:

1. Стандартное интервью

2. Исследование самоотчета

3. Психофизиологическое обследование

4. Исследование психического статуса

5. Сбор анализа

II. В каком типе интервью психолог использует заранее сформулированные вопросы?

1. Неструктурированное интервью

2. Психодиагностическое интервью

3. Семейное интервью

4. Структурированное интервью

III. Как называется интервью, которое состоит в предъявлении серии стандартных вопросов в определенном порядке?

1. Структурированное интервью

2. Прожективное интервью

3. Объективное интервью

4. Психиатрическое интервью

IV. Вы беседуете с пациентом и замечаете, что при вопросах на определенную тему он переводит разговор на что-то другое. В каком пункте приводится версия квалификации такого поведения?

1. Соскальзывания

2. Расплывчатости мышления

3. Негативизм

4. Сопротивление

5. Вытеснение

ДЕ 4. Экспериментальные методы обследования в патопсихологии.

Критерий освоения ДЕ: не менее правильно выполненных заданий.

I. Что является существенным элементом «естественного эксперимента» А.Ф. Лазурского в отличие от лабораторных экспериментов:

1. Наблюдение в естественных условиях с точностью и научностью эксперимента, когда испытуемый не осведомлен о проводящемся исследовании.

2. Условия эксперимента не связаны с искусственными условиями и требованиями.

3. Эксперимент проводится без технических средств.

4. Экспериментатор включен в выполнение задания вместе с испытуемым.

II. Одним из основных принципов пато-психологического эксперимента является:

1. Количественный анализ отдельных психических функций и процессов.

2. Сопоставление экспериментальных данных с популяционными нормами.

3. Системный качественный анализ исследуемых нарушений психической деятельности.

4. Структурный анализ свойств и черт личности.

III. Строение патопсихологического эксперимента и условие его проведения должны:

1. Быть строго регламентированными и стандартными.

2. Приниматься во внимание лишь в клинике судебной психиатрии.

3. Давать возможность экспериментатору вмешиваться в стратегию эксперимента.

4. Исключать влияние экспериментатора на ход эксперимента.

IV. В каком методе построения патопсихологического исследования реализуется представление Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»:

1. Проективного планирования

2. Обучающего эксперимента

3. Вознагражденного успеха

4. Оперантного обусловливания

V. Кто предложил исследование памяти методом пиктограммы:

1. С.Я. Рубинштейн

2. А.Р. Лурия

3. Т. Рибо

4. Б.В. Зейгарник

VI. В конце Х1Х века Э. Крепелин предложил две экспериментально-психологические техники, известные с тех пор как пробы Крепелина. В их число НЕ входит:

1. Складывание в уме однозначных чисел столбиком.

2. Последовательное вычитание из 100 или 200 по 7, 13 или 17.

3. Последовательное прибавление по 7, начиная с 9.

VII. Патопсихологическое исследование по Б.В. Зейгарник включает в себя все перечисленные действия, кроме:

1. Эксперимент

2. Беседа

3. Наблюдение поведения во время исследования

4. Анализ истории жизни и болезни

5. Выявление и анализ сопротивлений и защит

6. Сопоставление экспериментальных данных с историей жизни.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Патопсихология – отрасль психологии, имеющая важное значение для развития психологической науки в целом, а также в практической работе социального педагога, педагога-психолога. Поскольку понимание течения различных психических процессов трудно представить без знания возможных их нарушений, курс патопсихологии введен в качестве обязательного предмета для студентов факультета социальной педагогики и психологии.

Патопсихология – пограничная область между психологией и психиатрией. Её цели часто перекликаются с проблемами дефектологии, нейропсихологии, психофизиологии. Она связана с возрастной психологией, судебной психиатрией, детской патопсихологией и с другими областями научного знания о человеке.

Патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, а также закономерности искажений отражательной деятельности мозга.

Патопсихология имеет свой предмет исследования – нарушения в практической деятельности личности – и располагает собственными методами для выявления и диагностики нарушений психического развития. Её роль достаточно весома, когда речь идет о неуточненном диагнозе, о пограничных состояниях или о профилактике развития психического заболевания.

Знание патопсихологии необходимо для социальных педагогов, педагогов-психологов, социальных работников. Знание патопсихологии делает работу выпускников педагогического университета более грамотной и продуктивной.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Часы

№ п/п ТЕМА Труд.   Аудиторных Сам
  Всего Лекц. Сем. Лаб.    
I Предмет, задачи и методологические основы патопсихологии -  
II Принципы построения и методы патопсихологического исследования. -  
III Личность. Патопсихологические исследования познавательной деятельности личности. -  
IV Патопсихологические исследования в клинической практике - -  
V Отклонения в психическом развитии детей и подростков - -

Наши рекомендации