Предмет, задачи, методологические основы патопсихологии

Левченко И. Ю.

Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с. ISBN 5-7695-0553-2

В пособии представлены анализ закономерностей развития и распада психи­ки, характеристики основных нарушений высших психических функций и лично­сти, вопросы организации и проведения патопсихологического исследования. Особое внимание уделяется детской патопсихологии. Даны описание эксперимен­тально-психологических методик обследования лиц разного возраста, рекоменда­ции к составлению заключения и ведению документации.

Может быть полезно также студентам средних педагогических учебных за­ведений.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТОПСИХОЛОГИИ...............

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. МЕТОДЫ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

§ 1. Патопсихологический эксперимент

§ 2. Беседа

§ 3. Тесты

§ 4. Опросники

§ 5. Проективные методики

ГЛАВА 4. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ.

§ 1. Исследование восприятия

§ 2. Нарушения восприятия

§ 3. Агнозии

§ 4. Псевдоагнозии при деменции

§ 5. Обманы чувств

§ 6. Нарушение мотивационного компонента восприятия

§ 7. Исследование памяти

§ 8. Нарушения памяти

§ 9. Исследование мышления

§ 10. Нарушения мышления

§11. Исследование внимания

§ 12. Исследование индивидуальных особенностей личности

§ 13. Аномалии характера и акцентуации индивидуально- психологических свойств личности

§ 14. Взаимосвязь личностных акцентуаций с отклоняющимся поведением

ГЛАВА 5. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

§ 1. Нозологическая диагностика

§ 2. Психиатрическая экспертиза

§ 3. Установление особенностей и динамики психического состояния больных...

ГЛАВА 6. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

§ 1. Общие возрастные закономерности психических заболева­ний у детей и подростков

§ 2. Основные направления патопсихологического изучения де­тей И ПОДРОСТКОВ.

§ 3. Оценка микросоциального фактора и его влияние на психическое развитие ребенка

§ 4. Рекомендации по патопсихологическому изучению детей раннего и дошкольного возраста..

§ 5. Патопсихологическое изучение детей школьного возраста

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

ГЛАВА 1

ГЛАВА 2

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА

ГЛАВА 3

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Беседа

Обычно беседа с больным состоит из двух частей.

Первая часть общения психолога и испытуемого осуществляется вне эксперимента, т. е. до и после экспериментальной работы. Эта беседа зависит от поставленной перед психологом задачи, от сведе­ний, полученных из истории болезни, от состояния больного. В бе­седе психолог должен избегать обсуждения с больным его болез­ненных переживаний, во всяком случае не делать этого по собст­венной инициативе. Например, не надо задавать больному вопросы о том, испытывает ли он галлюцинации, в чем содержание его бре­да. Такие вопросы должен задавать врач. Это требование диктуется тем, что психолог не должен вмешиваться в стратегию и тактику лечения и подменять лечащего врача. Конечно, если больной сам заговорит на такие темы, психологу следует его выслушать, запро­токолировать его высказывания и постараться тактично перевести беседу на решение задач эксперимента.

В своей беседе психолог должен учитывать отношение больно­го к ситуации эксперимента, к экспериментатору. Но самое глав­ное заключается в том, что и беседа, и эксперимент обязаны со­держать элементы деонтологии: больного необходимо ободрить, настроить на успешное выполнение экспериментальных заданий. В правильно проводимой беседе всегда присутствуют элементы психотерапевтического воздействия. В некоторых случаях беседа может быть направлена на изменение установок и отношений больного, т. е. иметь коррекционный характер.

Вторая часть беседы происходит непосредственно во время эксперимента, патопсихолог при этом обычно оказывает больно­му помощь в выполнении экспериментальных заданий.

Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я.Рубинштейн:

простое переспрашивание, т. е. просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;

одобрение или стимуляция дальнейших действий, например «хорошо», «дальше»;

вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное дей­ствие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);

наводящие вопросы или критические возражения эксперимен­татора;

подсказка, совет действовать тем или иным способом;

демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить это действие;

обучение тому, как надо выполнять задание.

При описании отдельных методик обычно приводятся указа­ния на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных разде­лов экспериментальной работы, требующих опыта и квалифика­ции. Общие правила, которыми при этом следует руководство­ваться, заключаются в следующем:

сначала следует проверить, не окажутся ли эффективными бо­лее легкие виды помощи, и лишь затем перейти к демонстрации и обучению;

экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и мно­гословным; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано;

каждый акт помощи, так же как ответные действия больного, должен быть внесен в протокол.

В некоторых случаях бывает необходимо обратить внимание больного на его неадекватно завышенную самооценку, переоцен­ку результатов деятельности. Это можно сделать с помощью на­водящих вопросов, тактичного замечания, иногда с помощью мимики или жеста.

Поведение экспериментатора зависит от конкретной ситуации, поведения испытуемого, клинической задачи.

Все реакции больного на помощь, похвалу, критику, на невер­бальные формы общения (мимика, жесты) должны быть отраже­ны в протоколе. Полученные данные необходимо сопоставлять с результатами эксперимента, данными истории болезни, результа­тами наблюдения.

В ситуацию эксперимента и беседы входит и наблюдение за по­ведением больного. Важно отметить особенности внешнего вида, выражения лица, эмоциональность реакции больного, его поведе­ние во время обследования. Наблюдение не должно носить навяз­чивого характера, а быть тактичным и незаметным для больного.

Патопсихологическое обследование с использованием не­стандартизированных экспериментально-психологических ме­тодик является основным видом деятельности психолога. Но в некоторых случаях в зависимости от задач исследования для расширения полученных данных используются и другие методы анализа психики; тесты, личностные опросники, проективные методы.

Например, при решении задач судебной и воинской эксперти­зы в обследование желательно включить тесты интеллекта для объективизации данных, полученных с помощью эксперимен­тально-психологических методик, а также методики обследования личности для более углубленного изучения системы личностных отношений. Большую помощь при решении задач реабилитации лиц, утративших трудоспособность, и при разработке системы психокоррекционных мероприятий могут оказать данные обсле­дования с помощью личностных опросников и проективных ме­тодов.

В отличие от экспериментально-психологических методик тесты и многие личностные опросники существуют в компью­терных вариантах, что облегчает труд психолога при обработке данных.

Поэтому на современном этапе продуктивно сочетание экс­периментально-психологических и стандартизированных мето­дик в рамках одного обследования. Удельный вес тех или других зависит от задач исследования и некоторых иных факторов.

Тесты

Тесты представляют собой стандартные наборы заданий и ма­териалов, с которыми работает испытуемый. Стандартной явля­ется и процедура предъявления заданий: они даются в определен­ной последовательности, время выполнения и оценка результатов регламентированы.

В связи с тестированием необходимо остановиться на двух по­нятиях (надежность и валидность), относящихся к психодиагно­стическим методикам. Надежность теста - это независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов (таких, как условия тестирования, личности экспериментатора и испытуемого, наличие предыдущего опыта тестирования и т. д.). Валидность - это соответствие теста измеряемому психическому свойству или процессу.

В клинической практике при обследовании и детей, и взрослых широкое распространение получил тест Векслера, позволяющий оценивать интеллект человека с помощью количественного пока­зателя - коэффициента интеллектуального развития. Более под­робно использование теста Векслера для обследования детей бу­дет рассмотрено в главе 4. Достаточно широко в практику пато­психологии вошли такие тесты, как «Прогрессивные матрицы Равена», тест структуры интеллекта Амтхауэра.

Тест «Прогрессивные матрицы Равена» был предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. В ходе работы испытуемый должен был выявлять отношения между абстрактными фигурами. Распространены два варианта теста - черно-белый и цветной; черно-белый предназначен для обследования испытуемых 8-14 и 20-65 лет, цветной - 5-11 лет.

В черно-белом варианте испытуемый последовательно рабо­тает с 60 узорами или композициями, в которых отсутствует часть узора или один из элементов; необходимо из предложен­ных вариантов отобрать отсутствующую деталь. Эти 60 заданий сгруппированы по 5 серий. В первой нужно найти недостающую часть изображения, в следующей аналогии между парами фи­гур, в третьей - уловить принцип развития, изменения фигур, в четвертой - понять принцип перестановки фигур, в пятой - за­кономерности взаимоотношений и взаимодействий между фигу­рами по горизонтали и вертикали. Внутри каждой серии слож­ность заданий возрастает. Более легкий цветной вариант содер­жит 3 серии заданий.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра используется также в различных редакциях: первая предложена

Р. Амтхауэром в 1953 г., последняя в 1973-м.

Данный тест содержит 8 субтестов:

1) логического отбора (закончить предложение одним из при­веденных слов);

2) определения общих черт (найти лишнее из 5 слов, где 4 объ­единены общей связью);

3) аналогии (предлагается пара слов и третье слово; нужно найти слово, так относящееся к третьему, как второе - к перво­му);

4) классификации (обозначить два слова общим понятием);

5) задания на счет (решение арифметических задач);

6) рядов чисел (установить закономерности и продолжить чи­словые ряды);

7) выбора фигур (предъявляются изображения частей фигуры; из предложенных фигур нужно найти ту, которую можно сложить из этих частей);

8) заданий с кубиками (предъявляется изображение куба с раз­нообразно окрашенными сторонами; предлагается найти анало­гичный куб среди предъявленных изображений с учетом того, что он мог изменить свое положение).

Разумеется, этим не исчерпываются тесты интеллекта, но крат­ко описанные нами, во-первых, широко распространены в дефек­тологической практике и, во-вторых, дают представление о ти­пичных тестовых заданиях при диагностике интеллекта.

Безусловные достоинства тестовых методов - их большая объ­ективность, возможность сравнивать результаты, полученные разными испытуемыми.

В то же время исследования, построенные по типу жестко стандартизированной методики (теста), показывают только от­клонение от нормы, но не позволяют видеть нарушенные функции и сохранные звенья.

Личностные опросники и проективные методы предназначе­ны для измерения личностных особенностей. Они привлекают патопсихологов, так как экспериментально-психологические мето­дики изучения личности разработаны недостаточно. О личност­ных особенностях при экспериментально-психологическом ис­следовании судят в основном по эмоциональным реакциям ис­пытуемого на ситуацию эксперимента, на удачи и неуспех в дея­тельности, на оценки экспериментатора. Поэтому в тех случаях, когда ставится задача более углубленного изучения личностных особенностей, патопсихолог, как правило, привлекает дополни­тельные методы.

Приведем пример заключения по результатам обследования, направленного на углубленное изучение личности.

Больной А., 18 лет. Находится в наркологическом отделении на лече­нии по поводу хронического алкоголизма.

Больной жалоб не предъявляет. Во время обследования к контакту не стремится, хочет скрыть имеющиеся проблемы.

Контрольные шкалы MMPI и ПДО свидетельствуют о диссимуляции. В MMPI пики профиля на 8-й и 5-и шкалах, что свидетельствует о внутренней напряженности, раздражительности, сосредоточенности на своих переживаниях.

Характерологические особенности определяются преобладанием возбу­димых и шизоидных черт: больной импульсивен, с плохо прогнозируемым поведением. Выражена реакция эмансипации. Попытки вторжения во внут­ренний мир вызывают агрессивную реакцию или общение на формальном уровне. По ПДО выражена психологическая тенденция к алкоголизации.

В межличностных отношениях прослеживается тенденция к независимо­сти. Коэффициент групповой адаптации в пределах низкой N (по тесту Розенцвейга). Реакции на фрустирующие ситуации интрапунктивные, что отра­жается и в высказываниях: «Надеюсь на себя», «Если все против, я останусь при своем мнении».

Исследование познавательной сферы существенных отклонений не вы­явило.

Итак, исследование обнаруживает напряженность, повышенную раздра­жительность, в структуре личности преобладает сочетание возбудимых и ши­зоидных черт.

Наличие психопатических черт в структуре характера и формирование ал­коголизма уже в подростковом возрасте требуют разработки индивидуальной программы психокоррекционной работы.

Такое заключение помогает врачу лучше разобраться в индивидуальных особенностях больного и совместно с психологом разработать эффективную тактику психокоррекционного воздействия.

Опросники

Опросниками называют методики, материалом которых явля­ются вопросы, на которые обследуемый должен ответить, либо утверждения, с которыми обследуемый должен согласиться или не согласиться. Ответы могут даваться в свободной форме (опрос­ники открытого типа) или выбираться из вариантов, предлагае­мых в опроснике (опросники закрытого типа).

Различают опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты предполагают возможность получения ин­формации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми могут быть биографические опросники, в ряде случаев - опросники интересов и опросники установок (в зависимости от того, насколько соотносятся выяв­ляемые интересы и установки с собственно личностными психо­логическими характеристиками: например, опросник, выявляю­щий установку - отношение к определенной социальной группе, относится к опросникам-анкетам).

Личностные опросники, как это явствует из названия, предна­значены для измерения личностных особенностей. Среди них вы­деляют несколько групп.

Наиболее распространены типологические опросники, кото­рые разрабатываются на основе определения типов личности (ряд теорий личности предполагает такую возможность) и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся ка­чественно своеобразными проявлениями. К типологическим от­носятся, например, опросники Г. Ю. Айзенка, определяющие тип личности в зависимости от выраженности двух независимых фак­торов - экстраверсии и эмоциональной нестабильности (нейротизм). В различных вариантах опросника обследуемым предъяв­ляется опросный лист с набором вопросов, на которые предлага­ют ответить «да» или «нет» (иногда допускается ответ «не знаю», но не во всех вариантах опросника). Часть вопросов направлена на диагностику экстраверсии, часть - нейротизма.

Часть опросников предусматривает специальные вопросы, от­веты на которые свидетельствуют о достоверности результатов. Как правило, эти вопросы связаны с «мелкими человеческими слабостями» и их проявлениями (типа: «Правда ли, что вы нико­гда не лжете?»). Предполагается, что большинство людей подвер­жены слабостям, и отрицание свидетельствует о недостоверности результатов (необязательно о намеренной лжи). Этот способ - не единственный, но распространенный.

Другим известным опросником, также часто относимым к ти­пологическим, является Миннесотский многоаспектный личност­ный опросник, часто называемый по аббревиатуре его англо­язычного названия - MMPI. В основном варианте он состоит из 550 утверждений, соответствующих IQ, диагностическим шкалам и трем контрольным. Опросник создавался на клиническом мате­риале и применяется в различных областях психодиагностики. Обследование на основании MMPI завершается построением «профиля личности». Основной интерес при интерпретации пред­ставляют не показатели по отдельным шкалам, а их соотношение; по типу профиля делаются основные выводы об особенностях личности. Впрочем, в практике в качестве самостоятельных оп­росников используются и отдельные вопросы, соответствующие основным и дополнительным шкалам MMPI, например шкала проявлений тревожности Дж. Тейлор.

От типологических опросников отличают опросники черт лич­ности, измеряющие выраженность черт - устойчивых личностных признаков. Одним из наиболее распространенных является 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (впервые опубли­кован в 1950 г.). Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, и относительно независимая от других характеристик того же порядка. Факторы в системе Кэттелла имеют «технические» и «бытовые» названия; в качестве примеров приведем несколько бытовых: «высокий интеллект - низкий интеллект», «совестли­вость - недобросовестность», «смелость - робость». Каждая пара обозначает один фактор через обозначения «полюсов».

При психологическом изучении личности подростков и юно­шей (14-18 лет) широко применяется патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО), разработан­ный под руководством А. Е. Личко. Этот опросник предназначен для определения типов характера при конституциональных и органических психопатиях, патологических развитиях личности, при акцентуациях характера.

Пользуясь описаниями известных психиатров, авторы опрос­ника составили наборы фраз, отражающих отношения предста­вителей разных типов психопатий и акцентуаций к ряду жизнен­ных проблем, актуальных для подросткового возраста. Принцип отношений был заимствован из психологии отношений (В. Н. Мясищев).

Опросник позволяет выявить следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, шизоидный, элиптоидный, истероидный, неустой­чивый, конформный. С помощью опросника можно установить признаки, указывающие на высокий риск формирования психопа­тий, на возможную органическую природу психопатий и акцен­туаций характера, степени выраженности реакции эмансипации, а также показатели психологической склонности к алкоголизации и делинквентности.

Следует отметить, что результат исследований с помощью ПДО, как и в случае использования других личностных опросни­ков, не является клиническим диагнозом. Так, например, шизоид­ная акцентуация с помощью опросника может быть диагностиро­вана и в случае нормы, и при шизоидной психопатии, и у подро­стка с синдромом раннего детского аутизма. Выявление типа ак­центуации в каждом из этих случаев может помочь в дифференци­альной диагностике и в разработке индивидуальной коррекционной программы.

Приведем пример использования ПДО изучения личностных особенностей больного Жоры, 15 лет, ученика специальной школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Подросток поступил в психиатрическую больницу в связи с неправильным повелением в школе: злостно нарушал порядок, дрался, грубил учителям, пе­ред стационированием стал неуправляем. Со слов матери: рано начал курить, дружит со старшими по возрасту, хулиганит, вымогает у матери деньги.

В отделении с трудом привыкал к распорядку, нарушал режим, курил в неустановленных местах, нецензурно бранился.

Результаты обследования по ПДО:

по шкале объективной оценки, несмотря на склонность к диссимуляции, установлен неустойчивый тип. Конформность низкая. Реакция эмансипации выраженная (е-6). Имеются данные, указывающие на возможность формиро­вания психопатии (К = 1, В=6), а также на склонность к алкоголизации и де­линквентности.

Анализ отдельных выборов больного выявил безразличное отношение к будущему, отсутствие установок на получение профессии и трудовую дея­тельность, снижение критики к физическому дефекту.

Эти результаты в сопоставлении с данными других методик помогли вра­чу поставить диагноз «психопатоподобный синдром», наметить тактику ле­чения. Совместно с психологом были разработаны рекомендации по органи­зации работы и семейной психотерапии, даны рекомендации родителям по нормализации взаимоотношении в семье и оптимизации воспитательного процесса с учетом личностных особенностей подростка.

Проективные методики

В основу построения этих методик положено представление о том, что в творчестве человека, его высказываниях, предпочтениях, интерпретации событий проявляются скрытые неосознавае­мые побуждения, конфликты, переживания, характеризующие личность. Обследование с помощью этих методик предполагает создание ситуации неопределенности. Инструкция определяет ли­бо общие направления, либо начальный момент обследования. Стимульный материал, предъявляемый для обследования, может толковаться разными способами - важно отношение, которое он вызывает, субъективный смысл, ассоциации, возникающие в связи с этим материалом.

В клинической практике широко используются тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, тест тематической апперцептивы (ТАТ), тест Роршаха, тест цветовых предпочтений Люшера.

На основании ряда формальных показателей, присущих этим методикам, выделяются следующие признаки:

относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого;

отсутствие каких-либо внешних показателей оценочного от­ношения к испытуемому со стороны экспериментатора;

общая оценка взаимоотношения личности с ее социальным ок­ружением, обобщенная оценка ряда личностных свойств, а не из­мерение какой-либо отдельной психической функции.

Остановимся на наиболее типичных проективных методиках.

Тест Розенцвейга - проективная методика исследования лично­сти. В качестве стимульного материала используются 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.

Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация - собственная или другого индивида. Над персонажем справа имеется пустой квадрат, в который об­следуемый должен вписать первые пришедшие на ум ответы. Чер­ты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Ситуации, изо­браженные на рисунках, могут быть разделены на две группы:

1) ситуации-препятствия;

2) ситуации-общения.

Оценка полученных ответов осуществляется по направлению реакции и ее типу. По направлению реакции подразделяются:

экстрапунитивные - направлены на окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, ино­гда разрешения ситуации требуют от другого лица;

интропунитивные - направлены на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;

илтунитивные - отсутствуют обвинения.

По определенной программе выделяются скрытые мотивы по­ведения.

Существует детский вариант этого теста - тест детской аппер­цепции, в котором персонажами являются дети или дети во взаи­модействии с взрослыми, в некоторых модификациях животные. В этом случае ответы могут даваться устно.

Тест Роршаха - одна из самых популярных проективных ме­тодик. Стимульный материал теста состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми, цветными, симметричными, слабо­структурированными изображениями (так называемые «пятна» Роршаха). Обследуемому предлагается ответить на вопрос: «Что изображено на рисунке, на что это похоже?» Производится до­словная запись всех высказываний испытуемого с учетом кон­текста (предъявляемого рисунка, сопутствующего элемента по­ведения и т.п.).

Полученные ответы формализуются с помощью специально разработанной системы символов по категориям:

локализация (в ответе фигурирует все изображение или от­дельные его части);

детерминанты (учет доминирующей в описании формы изо­бражения, цвета, формы совместно с цветом и т. д.);

уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изо­бражения отражена в ответе);

содержание (ответы касаются людей, животных, неодушевлен­ных предметов и т. д.);

оригинальность - популярность.

Помимо диагностики общей направленности личности («тип переживания») тест позволяет получить данные о степени реали­стичности восприятия действительности, эмоциональном отно­шении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревож­ности.

Тест тематической апперцепции, сокращенно ТАТ - по первым буквам его англоязычного названия. Наряду с тестом Роршаха считается одним из наиболее авторитетных и распространенных.

Материал теста - таблицы с картинками, изображающими не­определенные ситуации, допускающие различное понимание и толкование.

Вместе с тем каждый рисунок предполагает актуализацию пе­реживаний определенного типа и отношений к определенным си­туациям. Испытуемым по каждой картинке (всего их 30 и одна пустая таблица, на которой можно изобразить любую картинку; в обследовании, как правило, предъявляются 20) предлагается со­ставить рассказ, в котором описывались бы события, приведшие к этой ситуации, происходящее в настоящее время (мысли, чувства, отношения персонажей) и завершение истории. Осуществляется дословная запись рассказа, фиксируются время, паузы, особенно­сти поведения, интонирования, мимики и др.

При анализе выясняется, с каким «героем» соотносит себя об­следуемый, определяются его важнейшие характеристики, среди которых ведущее место занимают потребности, особенности влияния среды на «героя» (так называемые прессы и давления) и соотношение потребностей и прессов; в итоге создается представ­ление об особенностях потребностной сферы, внутренних и внеш­них конфликтах, способах защиты и др.

Тест цветовых предпочтений Лютера в классическом варианте представлен в двух основных формах: полный (73 цветовые таб­лицы) и краткий, использующий 8 цветов. Первый вариант доста­точно сложный в проведении и интерпретации и применяется, как правило, в тех ситуациях, когда требуется углубленное обследо­вание, а другие методы недостаточно адекватны. Второй вариант менее трудоемкий, легко обрабатываются результаты обследова­ния и проста процедура интерпретации. Восьмицветовой набор включает в себя 4 основных цвета и 4 дополнительных. Четыре основных цвета (синий, зеленый, красный, желтый) играют осо­бую роль, и каждый из них имеет свое значение, выражает одну из основных потребностей.

Обследование протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из предложенных восьми цветов наиболее предпочитаемый (тот, который ему больше всех нравится), при этом стараться не ассоциировать эти цвета с какими-либо предме­тами. После первого выбора предлагается повторить процедуру -выбрать наиболее предпочитаемый из оставшихся семи цветов, шести, пяти и т.д. Через 1-2 мин процедуру следует повторить, предварительно изменив в случайном порядке расположение цве­тов. При этом необходимо обратить внимание обследуемого на то, что опрос направлен не на изучение его памяти и он может выбрать те цвета, которые ему нравятся в данный момент.

После первого и второго опросов психолог производит интер­претацию результатов обследования. По результатам тестирова­ния можно установить основной способ действия, цель, к которой стремится испытуемый, незадействованные особенности лично­сти, подавленные потребности, актуальные проблемы и ряд дру­гих показателей, характеризующих личность испытуемого.

Все вышеописанные методики подтвердили свою диагностиче­скую эффективность на практике, но сфера их использования ог­раничена при обследовании детей, лиц с сенсорными и речевыми дефектами, умственно отсталых любого возраста. К примеру, ум­ственно отсталые не понимают многих ситуаций, изображенных на карточках ТАТ или теста Розенцвейга, поэтому результаты об­следования не раскрывают личностных особенностей и скрытых переживаний, а указывают на низкий интеллектуальный уровень.

Особые проблемы возникают при попытках обследовать с по­мощью этих методик детей и подростков с недоразвитием речи, в том числе и вследствие нарушений слуха. Они чаще всего не спо­собны дать связное развернутое описание стимульного материала, самостоятельно составить рассказ. В этих случаях лучше восполь­зоваться другими проективными методиками.

Например, школьники с легкой умственной отсталостью и учащиеся речевых школ, которые не могут справиться с ТАТ, спо­собны завершить незавершенные предложения типа «Мой отец...», «В детстве меня...». Предложения подбираются в соот­ветствии с тем, какие свойства личности хотят выявить в обследо­вании.

Одним из часто встречающихся в практике психолога тестов является тест «Нарисуй человека» и его варианты. Основной ва­риант предложен К. Маховер на основе теста Ф. Гудинаф, исполь­зовавшей рисунок человека для оценки умственного развития. В тесте обследуемого просят на листе бумаги карандашом нарисо­вать человека; после завершения рисунка предлагается нарисо­вать человека противоположного пола. За этим следует опрос от­носительно нарисованных фигур (пол, возраст, привычки и т.д.). При интерпретации исходят из положения о том, что в рисунке человека обследуемый выражает свое «Я», особенности которого можно определить по предложенной системе критериев. Большое внимание уделяется тому, как нарисованы детали фигуры (глаза, руки и др.), каковы их пропорции, которые трактуются символи­чески как воплощение отношения к определенным сторонам жиз­ни.

Идея, что в рисунке можно увидеть своеобразный «авто­портрет», лежит и в основе теста «Дом-дерево-человек».

Широкое распространение при патопсихологическом обследо­вании детей и подростков получили такие рисунчатые тесты, как «Несуществующее животное» и «Рисунок семьи». При обследова­нии некоторых категорий детей с отклонениями в развитии к ин­терпретации результатов этих методик следует подходить с осто­рожностью. Например, дети с нарушением манипулятивных функций, с нарушениями зрительного восприятия, с пространст­венными нарушениями часто рисуют деформированные фигуры, утрачивают мелкие детали, нарушают пропорции лица. При вы­раженных нарушениях схемы тела, например при детском цереб­ральном параличе, детали фигуры могут быть разбросаны по все­му листу либо конечности размещены с одной стороны, а при нарушении ориентировки в плоскости листа изображение может размещаться в одном из углов, чаще в правом нижнем.

Все эти особенности выполнения заданий связаны с наруше­ниями высших психических функций из-за органического пора­жения мозга или анализаторов, а не с нарушениями личности. В этих случаях проективная значимость исследования практически отсутствует, в других - результаты рисунчатых тестов могут быть очень информативными.

Так, подросток с тяжелыми хроническими заболеваниями по­чек изобразил человека со спинкой кровати вместо ног, девочка с моторной алалией нарисовала членов своей семьи без каких-либо особенностей, а себя - безо рта, девушка с ампутированной ногой изображала людей летящими в длинных одеждах, скрывающих ноги.

Таким образом, при использовании рисунчатых тестов и ин­терпретации их результатов необходимо учитывать уровень сформированности изобразительной деятельности и состояние зрительного восприятия, пространственных представлений, мо­торных функций.

Рекомендуемая литература

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихоло­гии и опыт применения их в клинике. - М., 1970.

Дополнительная литература

Бурлачук Р. Л., Морозов С. М. Словарь-справочник по психо­логической диагностике. - Киев, 1989.

Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. -М., 1980.

ГЛАВ А 4

Исследование восприятия

Восприятие- это психический процесс, осуществляющий це­лостное, интегрированное отражение предметов, явлений и со­бытий окружающего мира. Восприятие возникает при непосред­ственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориен­тировку человека в окружающем мире. Подобно мышлению, памяти, вниманию восприятие - познавательный процесс. Оно направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Известный русский физиолог и психолог И.М.Сеченов счи­тал, что акт восприятия включает в себя афферентные импульсы, поступающие в ЦНС от органов чувств, и эфферентные импуль­сы, идущие от головного мозга к различным анализаторам.

Глаз «ощупывает» предметы мира, эти «ощупывания» входят в состав зрительного восприятия, соединяясь с проприоцептивнъши сигналами (сообщающими информацию о положении и движении тела, которые обеспечивают кинестетические ощущения) от гла­зодвигательных мышц. Это положение И.М.Сеченова оказалось исходным для исследований многих советских ученых (В. П. Зинченко, А. П. Запорожец, Л. А. Венгер). В работах этих авторов было показано, что восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей среде.

Исследования А.Н.Леонтьева, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и других авторов свидетельствовали о том, что развитие вос­приятия детерминируется задачами, возникающими перед чело­веком в его жизнедеятельности. Известный отечественный пси­холог С. Л. Рубинштейн утверждал, что человеческое восприятие всегда является обобщенным и зависит от направленности лич­ности. Таким образом, в отечественной психологической науке восприятие рассматривается как перцептивная деятельность, характеризующаяся обобщенностью и мотивированностью, обеспе­чивающими ориентировочную деятельность человека в окружаю­щем его мире.

§ 2. Нарушения восприятия

При психических заболеваниях нарушается и искажается нор­мальный отражательный процесс в коре головного мозга. Эти на­рушения выявляются при изучении познавательных процессов, один из которых и есть восприятие.

Патопсихологические исследования показывают, что наруше­ния восприятия могут проявляться в разных характеристиках дея­тельности: в затруднениях узнавания, в искажении воспринимае­мого материала, в обманах чувств, ложных узнаваниях, пере­стройках мотивационной стороны перцептивной деятельности. Таким образом, при психических заболеваниях нарушения вос­приятия принимают различные формы. К ним относят:

агнозии;

псевдоагнозии при деменции;

обманы чувств;

нарушения мотивационного компонента.

Агнозии

Агнозия (от греч. а - отрицательная частица, gnosis -

Наши рекомендации