Предмет, задачи и методологические основы социальной психологии как науки

Крысько В. Г.

К85 Социальная психология: Схемы и комментарии. — М.: Изд-во ВЛАДОС-

ПРЕСС, 2001.—208 с.

ISBN 5-305-00046-7.

Пособие отражает в обобщенном виде основные представления о социально-психо­логических феноменах, их основных особенностях и формах проявления.

Материал представлен в виде схем и комментариев к ним, что способствует более глубокому усвоению понятий и категорий социальной психологии, логики формирова-. ния и функционирования общественно-психологических явлений и процессов.

Для студентов и аспирантов психологических и социологических факультетов, пси­хологов-исследователей и всех интересующихся социальной психологией.

ББК 88.5я73

© Крысько В. Г., 2001
© «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001
© Серийное оформление обложки.
ISBN5-305-00046-7 «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001

Оглавление

Предисловие.................................................................................................................................................. 6

Глава первая

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

КАК НАУКИ ..................................................................................................................................................... 7

1.1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА....................................................................................................... 8

1.2. ПРВДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ......................................................................................... 10

1.3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ........................................................ 12

1.4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ ...................................................................................... 14

1.5. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ...................................................................................................... 16

1.6. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ........................................................................... 18

1.7. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ ........................................................................ 20

1.8. СООТНОШЕНИЕ БАЗОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ ............................................................. 22

1.9. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП..................................................................................................... 24

1.10. ОТРАСЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ...................................................................................................... 26

1.11. СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ..................................................... 28

1.12. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ............................................................................................ 30

1.13. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ................................................... 32

1.14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ .................................................................. 34

1.15. УЧЕНЫЕ, ВНЕСШИЕ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ .. . 36

Глава вторая

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ .............................................................................. 39

2.1. ПОНЯТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ............................................................................ 40

2.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ................................................................... 42

2.3. ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ .................................................................................... 44

2.4. ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ ............................................................................................................ 46

2.5. ПОНЯТИЕ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ ..................................................................................... 48

2.6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ...................................................................................... 50

2.7. СУЩНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.............................................................................................................. 52

2.8. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ............................................................................................ 54

2.9. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ .......................................................... 56

2.10. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ ............................................................................................................. 58

2.11. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ....................................................................................................................... 60

2.12. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ................................................................................................................................. 62

2.13. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ .......................................................................................................................... 64

2.14. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ.................................................................... 66

2.15. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ........................................................................................................ 68

2.16. ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ ..................................................................................... 70

Глава третья

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ................................................................................................................... 73

3.1. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ .............................................................................................. 74

3.2. СООТНОШЕНИЕ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ,
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ .......................................................................................................................... 76

3.3. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА......................................................................................... 78

3.4. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ............................................................................... 80

3.5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ....................................................................... 82

3.6. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ................................................................. 84

3.7. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ ...................................................... 86

3.8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ .............................................................................................. 88

3.9. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ................................................................................................................. 90

3.10. СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ................................................................................ 92

3.11. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ............................................................................ 94

3.12. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ ........................................................................ 96

3.13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ ................................................................... 98

3.14.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПЕРАМЕНТОВ ...100

3.15. СУЩНОСТЬ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ ....................................................................................................... 102

3.16. ТИПЫ ЛИЧНОСТЕЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫЕ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ТЕЛОСЛОЖЕНИЕМ

И ХАРАКТЕРОМ ЧЕЛОВЕКА................................................................................................................... 104

3.17. ТИПЫ ЛЮДЕЙ, КЛАССИФИЦИРОВАННЫЕ ПО ПРИСУЩИМ ИМ
КОММУНИКАТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ ............................................................................... 106

3.18. СУЩНОСТЬ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ.................................................................................................... 108

3.19. ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ..................................................................................................... 110

3.20. МЕХАНИЗМЫ И СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.................................................................................. 112

Глава четвертая

ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ ............................................................................................................................ 115

4.1. КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП ........................................................................................................ 116

4.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ ...................................................................................... 118

4.3. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ МАЛОЙ ГРУППЫ .............................................................................................. 120

4.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОЙ ГРУППЕ .................................................. 122

4.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППОВЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ ................................................................ 124

4.6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОГО МНЕНИЯ............................................................................. 126

4.7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВЫХ НАСТРОЕНИЙ ...................................................................... 128

4.8. ВИДЫ ТРАДИЦИЙ ............................................................................................................................ 130

4.9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ....................................................................................... 132

Глава пятая

ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.......................................................................... 135

5.1. ПОНЯТИЕ КЛАССА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ...................................................................................... 136

5.2. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ КЛАССА......................................................................................................... 138

5.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ ..................................................... 140

5.4. ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ .............................................. 142

5.5. СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ ЛЮДЕЙ ....................................................................................... 144

5.6. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ ........................................................ 146

5.7. СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ................................................................. 148

5.8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ................................................................ 150

5.9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.................................................................... 152

5.10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ.......................................................................................... 154

5.11. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА ................................................................... 156

5.12. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ ............................................................................................ 158

5.13. РЕЛИГИЯ И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ЯВЛЕНИЯМИ ............................................................................... 160

5.14. СТРУКТУРА РЕЛИГИИ ........................................................................................................................ 162

5.15. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ ................................................................................ 164

5.16. ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИХ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА............................................................................................................................ 166

Глава шестая

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ .................................................................................................................................. 169

6.1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ................................................................................ 170

6.2. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ....................................................................................... 172

6.3. СТРУКТУРА ПОДСИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМАХ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» ......................................................... 175

6.4. СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ......................................................................................... 176

6.5. ВИДЫ ВЛИЯНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ............................................................................... 178

6.6. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ....................................................................................... 180

6.7. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ..................................................................................... 182

6.8. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА УБЕЖДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ..................................................... 184

6.9. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ................................................................. 186

6.10. ПООЩРЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ...................................................................... 188

6.11. ПРИНУЖДЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ................................................................... 190

6.12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА ................................................................................................... 192

6.13. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЗАВЕРШЕНИЯ КОНФЛИКТА........................................................................................... 194

6.14. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА .............................................................. 196

6.15. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛПЫ............................................................................................... 198

6.16. ЦИРКУЛЯРНАЯ РЕАКЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ТОЛПЕ ............................................................. 200

6.17. ВИДЫ ТОЛПЫ.................................................................................................................................. 202

Заключение.................................................................................................................................................... 205

Литература..................................................................................................................................................... 206

Предисловие

Одной из характерных особенностей сегодняш­него времени является постоянно усиливающийся интерес к тому, как влияет на людей широкое соци­альное окружение. Бурно развивающиеся экономи­ческие и политические процессы затрагивают все стороны жизни, что приводит к осознанию значи­мости особенностей развития общественного созна­ния людей, влияния их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны деятельности.

Важнейшей из наук, стремящихся ответить на многие связанные с этими проблемами вопросы, является социальная психология — отрасль совре­менных знаний, изучающая закономерности воз­никновения и функционирования общественно-пси­хологических явлений, представляющих собой ре­зультат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Социальная психология является в настоящее время наукой, востребованной обществом. В силу этого она быстро развивается, постоянно расши­ряя направления своих прикладных исследований и самостоятельных отраслей, многие из которых, например этнопсихологию, политическую психо­логию, психологию религии и другие, мы начина­ем лишь только сегодня правильно осмысливать.

Глава первая

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Только человек, сознающий себя духов­ным существом, может сознавать чело­веческое достоинство свое и других лю­дей, и только такой человек не унизит ни себя, ни ближнего поступком или поло­жением, недостойным человека.

Л.Н. Толстой

Своим выделением в самостоятельную область знаний социальная психоло-

гия обязана проходившим на рубеже XIX—XX веков драматическим процессам утверждения государств современного типа, индустриализации, урбанизации, которые обострили извечный конфликт индивида и общества, привели к небыва­ло активным движениям народных масс и тем самым определили оправданность и необходимость изучения психологических механизмов консолидации больших и малых социальных общностей, общественного сознания и поведения, социаль­ной регуляции действий и поступков людей.

Конец XX века вывел социальную психологию в ряд ведущих общественных наук. Она имеет свою научную методологию и теорию, разработала эффектив­нее методики и способы изучения личности и групп людей во всевозможных

социальных условиях, дает надежные советы. Без данных, получаемых соци­альными психологами, теперь не может обойтись ни один профессионал.

Вместе с тем социальная психология не останавливается на достигнутом, постоянно расширяет направления своих прикладных исследований, находит новые пути и способы, чтобы быть полезной человеку и обществу.

Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет.

В.Г. Белинский

Чтобы лучше усвоить накопленные социальной психологией знания, необхо­димо представлять их в систематизированном и обобщенном виде. Этой логике отводится первостепенная роль при общей характеристике многообразных социально-психологических явлений и процессов.

1.1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Комментарии

Каждая наука всегда имеет свой объект, предмет и задачи, разрабаты­вает свои теоретические основы, кате­гории и методы исследования, выпол­няет определенные функции.

Объектомсоциальной психологии являются конкретные социальные об­щности (группы) или отдельные их представители (люди).

Предметомее выступают социаль­но-психологические явления и про­цессы (общественно-психологические феномены), представляющие собой ре­зультат взаимодействия людей (их об­щественных отношений) как пред­ставителей различных социальных об­щностей.

Все виды общественных отношений пронизаны в свою очередь психологи­ческими отношениямилюдей, т.е. субъективными связями, которые воз­никают в результате их фактического взаимодействия и сопровождаются уже различными эмоциональными и други­ми переживаниями (симпатиями и ан­типатиями) индивидов, в них участву­ющих. Психологические отношения — «живая человеческая ткань» любых общественных отношений.

Разница между общественными и психологическими отношениями состо­ит в том, что первые по своей природе, если так можно выразиться, «матери­альны», являются следствием имуще­ственного, социального и другого рас­пределения ролей в обществе и в боль­шинстве случаев воспринимаются как должное, носят в известном смысле обезличенный характер. Психологичес­кие же отношения — результат непос-

редственных контактов между конк­ретными людьми, имеющими опреде­ленные особенности, способными вы­ражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они на­сыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индиви­дами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкрет­ными людьми и группами. Психологи­ческие отношения полностью персо­нифицированы, так как носят сугубо личностный характер.

Задачисоциальной психологии от­ражаются основными направлениями ее исследования, а также теми целя­ми, которые она ставит перед собой (подробнее об этом см. 1.2).

Категориисоциальной психологии отражены в названиях тех явлений и процессов, которые она изучает. Глав­ными, системообразующими среди них являются: взаимодействие, общение, взаимоотношения и др.

Теоретические основысоциаль­ной психологии — это совокупность ее научных взглядов и представлений, которые являются результатом иссле­дования и осмысления сущности соци­ально-психологических феноменов и на основе которых делаются выводы о за­кономерностях и механизмах их фор­мирования и функционирования (см. подробнее об этом «Методологические и теоретические основы социальной психологии»).

Методысоциальной психологии представляют собой совокупность спо­собов и приемов исследования конк­ретных социально-психологических явлений и процессов (подробнее об этом см. 1.5).

1.2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Комментарии

Объекти предметсоциальной пси­хологии (см. 1.1) обусловливают ее задачи,которые включают:

— изучение: а) специфики и свое-­
образия явлений, составляющих обще­-
ственное сознание людей; б) соотно-­
шения между его компонентами; в) вли­-
яния последних на развитие и жизнь
общества;

— всестороннее осмысление и обоб­-
щение данных о: а) источниках и усло-­
виях возникновения, формирования,
развития и функционирования соци-­
ально-психологических явлений и про-­
цессов; б) воздействии этих феноме-­
нов на поведение и поступки людей
в составе многочисленных общностей;

— исследование наиболее значи-­
мых особенностей и отличий социаль-­
но-психологических явлений и процес­-
сов от других психологических и соци-­
альных феноменов, возникающих как
результат взаимодействия, общения и
взаимоотношений людей в различных
общностях;

— выявление закономерностей фун-­
кционирования социально-психологи­-
ческих явлений и процессов в различ­-
ных общественных условиях;

— социально-психологический ана­-
лиз взаимодействия, общения и взаи-­
моотношений людей, а также факто-­
ров, обусловливающих специфику и эф­-
фективность их влияния на совместную
деятельность;

— всеобъемлющее изучение соци-­
ально-психологических характеристик

личности и своеобразия ее социализа­ции в различных общностях и условиях;

— осмысление особенностей функ­-
ционирования социально-психологи-­
ческих явлений и процессов, возника-­
ющих в малой группе, и их влияния на
поведение, общение и взаимодействие
людей в ней;

— исследование своеобразия пси-­
хологии больших социальных групп и
специфики проявления мотивацион-
ных, интеллектуально-познавательных,
эмоционально-волевых и коммуника-­
тивно-поведенческих особенностей лю-­
дей, являющихся их членами;

— выявление роли и значения рели­-
гиозной психологии в жизни и деятель­-
ности людей, ее социально-психологи-­
ческого содержания и форм проявле-­
ния, а также специфики ее влияния на
общение и взаимодействие индивидов;

— всестороннее изучение социаль-­
но-психологических особенностей по-­
литической жизни и политической де-
ятельности людей, своеобразия транс-­
формации психики человека и групп
людей, оказавшихся под непосред-­
ственным влиянием политических про­-
цессов, происходящих в обществе;

— выявление и оценку психологи-­
ческих проблем управления людьми и
группами, регулирование конфликтных
и других отношений между ними;

— исследование массовидных соци-­
ально-психологических явлений и про-­
цессов, их роли и значения в обще­-
ственной жизни, влияния на поступки
и поведение людей в экстремальных
ситуациях.

1.3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Комментарии

Методологические основы соци­альной психологии.Отечественная психологическая наука исходит из того, что:

— окружающий нас мир материа-­
лен (состоит из материи);

— материя первична, а сознание и
психика вторичны;

— различные виды материи нахо­-
дятся в непрерывном движении, раз-­
витии и взаимодействии;

— движение и взаимодействие ма-­
терии определяют собой качественные
особенности всех общественно-психо­-
логических явлений и социальной ак-­
тивности людей;

— взаимодействие — это объектив-­
ная и универсальная форма движения,
развития, определяющая существова­-
ние и структурную организацию лю­-
бой материальной системы;

— в истории человечества взаимо­-
действие было изначальной формой за-
рождения и последующего развития
всего существования людей как высо­-
коорганизованных живых существ с
разветвленной системой различных
форм связей между ними и окружаю­-
щей действительностью;

— только в ходе филогенетической
эволюции самого человека взаимодей­-
ствие его с другими индивидами пре-­
вратилось в полноценную, разноуров-­
невую и многофункциональную совме-
стную деятельность людей;

— взаимодействие как материаль-­
ный процесс сопровождается переда­-
чей материи, движения и информации;
оно относительно, осуществляется с
определенной скоростью и в опреде­-
ленном пространстве — времени;

— в результате взаимодействия лю-­
дей рождается и все «социальное», т.е.
общественные отношения.

Теоретические основы социаль­ной психологии.Отечественная пси­хологическая наука в результате дли­тельного развития пришла к выводам о том, что:

— в ходе взаимодействия в процес­-
се производства материальных благ
людьми возникают общественные от­-
ношения;

— характер и содержание много­
численных общественных отношений
во многом обусловлены спецификой и
обстоятельствами самого взаимодей­-
ствия, целями, которых конкретные
люди стремятся достигнуть в его про-­
цессе, а также местом и ролью, кото­-
рые они занимают в обществе;

— все виды общественных отноше­-
ний пронизаны в свою очередь психо-
логическими отношениями людей, т.е.
субъективными связями, которые воз­-
никают в результате их фактического
взаимодействия и сопровождаются уже
различными эмоциональными и другими
переживаниями (симпатиями и антипа­-
тиями) индивидов, в них участвующих;

— как результат материальной
и духовной жизни индивидов, их исто-­
рического развития формируется об-­
щественное сознание людей, являюще-
еся отражением их социального бы­-
тия, общественных и психологических
отношений;

— общественное сознание, обще­-
ственные и психологические отношения
людей поддаются всестороннему изуче­-
нию и осмыслению с помощью специ­-
альных методов и методик исследова­-
ния, разработанных социально-психоло­-
гической наукой.

1.4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Комментарии

Функциисоциальной психологии как науки, во-первых, определяются спецификой ее объекта и предмета по­знания; во-вторых, вытекают из ее особой роли среди других областей об-ществознания в исследовании явлений духовной жизни общества и формиро­вания общественного сознания людей; в-третьих, отражают ее роль и значе­ние в раскрытии законов и закономер­ностей проявления психики и поведе­ния людей и их групп, их влияния на жизнь и деятельность общества.

Обычно выделяют следующие функ­ции социальной психологии:

—методологическую, связанную
с потребностью определения объекта
и предмета социальной психологии;
выявления ею принципов и методов
познания исследуемых феноменов;
формирования концептуального и ин­-
струментального аппарата науки; оп-­
ределения путей практического при­-
менения в общественной жизни резуль-­
татов эмпирических исследований;

—теоретико-познавательную,
состоящую, во-первых, в познании об­-
щественно-психологических законо­-
мерностей и механизмов, вплетенных
в ткань социальных процессов; во-
вторых, в выявлении закономернос-­
тей и механизмов функционирования
факторов, детерминирующих обще-­
ственно-психологические явления и
процессы в современном мире; в-тре­-
тьих, в раскрытии сущности самих об-­
щественно-психологических явлений и
процессов, их природы, внутренних за­-
кономерностей возникновения и раз-­
вития; в-четвертых, в определении
путей и методов, средств эффективно-­
го управления групповыми и массовид-

ными общественно-психологическими процессами;

— мировоззренческую, которая, с
одной стороны, синтезирует современ­-
ные научные представления о природе
общественной психологии людей и ее
месте в системе общественного созна-­
ния, духовной жизни общества, законо-­
мерностях функционирования социаль­-
но-психологических феноменов и тем
самым способствует выработке опреде­-
ленного видения всеобъемлющей соци­-
ально-психологической картины мира;
с другой — показывает, как должен
осуществляться процесс формирования
правильных знаний о социально-психо-­
логических феноменах, их влиянии на
функционирование общественного орга­-
низма в системе «человек — группа —
коллектив — общность — общество»;

— регулятивную, показывающую,
какое непосредственное воздействие и
как общественно-психологические яв­-
ления и процессы оказывают на разви­-
тие и функционирование всех других
экономических и общественных фено­-
менов, проявляющихся в жизни и дея­-
тельности людей;

— прогностическую, которая,
с одной стороны, раскрывает динами-­
ку соотношения и взаимосвязи между
идеологией и общественной психоло­-
гией на ближайшую и отдаленную пер­-
спективу, позволяет правильно и все-­
сторонне оценить их, с другой —дает
возможность определить оптимальное
соотношение между индивидуальным,
коллективным, общечеловеческим в
психологии гармонично развитого че­-
ловека будущего;

— аксиологическую, позволяю­-
щую определить реальные и мнимые
социально-психологические ценности
в жизни и деятельности людей.

1.5. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Комментарии

Наблюдение— наиболее распро­страненный метод, с помощью ко­торого изучают социально-психоло­гические явления и процессы в раз­личных условиях без вмешательства в их, течение. Наблюдение бывает жи­тейским и научным, включенным и не-включенным.

Житейское наблюдение ограничи­вается регистрацией фактов, носит слу­чайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является орга­низованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследовате­ля в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.

Эксперимент— метод, предпо­лагающий активное вмешательство исследователя в деятельность ис­пытуемых с целью создания наилуч­ших условий для изучения конкрет­ных социально-психологических яв­лений и процессов.

Эксперимент может быть лабора­торным, когда он протекает в специ­ально организованных условиях, а дей­ствия испытуемых определяются ин­струкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естествен­ных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

Метод обобщения независимых характеристикпредполагает выяв­ление и анализ мнений о тех или

иных социально-психологических яв­лениях и процессах, полученных от различных людей.

Анализ результатов деятельно­сти— метод опосредованного изу­чения социально-психологических явлений по практическим результа­там и предметам совместной дея­тельности, в которых воплощают­ся творческие силы и способности людей.

Опрос— метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.

Он бывает письменным (анкети­рование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ста­вятся устно, ив форме интервью, во время которого устанавливается лич­ный контакт с испытуемыми.

Тестирование— метод, во вре­мя применения которого испытуе­мые выполняют определенные дей­ствия по заданию исследователя.

Социометрия— метод социаль­ной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и ан­типатий между членами группы и по­зволяющий выявлять: социально-пси­хологическую структуру взаимоотно­шений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и не­формальных лидеров и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связей между ними.

Социометрия предполагает прове­дение опроса всех членов группы с последующей математической и ста­тистической обработкой его результа­тов и построением социограммы (схе­мы взаимоотношений в группе).

1.6. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Комментарии

Общественное сознание —это

отражение в умах людей состояния их социального бытия, обществен­ных и психологических отношений.

Общественное сознание — резуль­тат материальной, духовной и психо­логической жизни общества, его мате­риального, социального и историчес­кого развития. Оно, с одной стороны, является общественно-историческим, внеситуативным феноменом, с дру­гой — в каждый данный момент време­ни всегда имеет конкретную форму вы­ражения.

Общественное сознание проявляет­ся в единстве и определенном соотно­шении его научно-теоретического уров­ня (компонента), идеологии, и уровня обыденного сознания, ядром которого является общественная психология.

Идеология как компонент обще­ственного сознания есть теоретическое, системно-научное осознание (отраже­ние) людьми действительности через призму их социальных интересов.

Ее научность и системность дикту­ется потребностями развития эконо­мических отношений. Вместе с тем эко­номика не прямо и не непосредственно отражается в идеологических формах. Она прежде всего порождает обще­ственные потребности, интересы, как бы пронизанные чувствами, эмоция­ми, чаяниями и установками людей. Она формирует характер, определяет силу и устойчивость их устремлений, социальной активности, вкусы, единый духовный настрой всего общества и отдельных его представителей.

Общественная психология — это

непосредственное отражение обще­ственного бытия. Между идеологией и общественной психологией существу­ет много общего. У них один и тот же объект — социальное бытие и деятель­ность людей. Они исторически конк­ретны и специфичны, относительно са­мостоятельны и эффективны в своих проявлениях и т.д. В то же время меж­ду ними есть и различия.

К наиболее характерным особенно­стям собственно общественно-психо­логического отражения, отличающим его от идеологического, можно отнес­ти следующие:

— психологические компоненты
общественного сознания имеют высо-­
кую степень неоднородности: одни эле­-
менты исключительно стабильны, дру­-
гие динамичны, изменчивы;

— отсутствует необходимость диф­-
ференциации существенного и несуще­-
ственного (например, в общественной
психологии условия быта, потребления
отдельных людей по сравнению с обще­-
экономическими и общесоциальными
условиями существования и развития
всего общества могут занимать неизме­-
римо более значимое место, чем в струк­-
туре идеологического отражения);

— в целом общественная психоло-­
гия по сравнению с идеологией носит
менее обязательный характер преем-­
ственности;

— общественная психология труд-­
нее поддается сознательному контро­-
лю, регулированию (идеология вносит­
ся в сознание, общественная психоло­-
гия вырастает из непосредственных
условий бытия).

Наши рекомендации