Тема 1. Предмет и задачи патопсихологии

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Патопсихология»

для ОП «44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование»

профиль «Специальная психология»

Екатеринбург 2015

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Патопсихология»

Составитель:

Нугаева Ольга Георгиевна, профессор, кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ

Протокол от 15.01.2015 г. № 5.

Зав. кафедрой О.В. Алмазова

Руководитель учебного подразделения И.А. Филатова

Пояснительная записка

1.1. Наименование дисциплины: «Патопсихология»

1.2. Цели и задачи дисциплины

Патопсихология – раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме.

Основной целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о патопсихологии, а также об особенностях патопсихологического обследования.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса.

Информационного плана:

- формирование у студентов представлений о закономерностях повреждения и восстановления психики;

- формирование знаний о возможностях патопсихологической диагностики;

- развитие и закрепление навыков применения патопсихологической информации в в педагогической и клинической практике.

Систематизирующего и проблемного плана:

- развитие у студентов способности привлекать специалистов других областей (медиков, юристов, специалистов по социальной безопасности) для решения проблем ребенка с особыми потребностями развития.

1.3. Место дисциплины в структуре ООП

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и дисциплин по выбору студентов, прохождения производственной практики (педагогической), подготовки к итоговой государственной аттестации.

1.4.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоениями образовательной программы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных компетенций (ОК):

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);

общепрофессиональных компетенций (ОПК):

- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОПК-1);

профессиональных компетенций (ПК):

- способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- иметь представление о патопсихологии, её предмете, методах и задачах и основных проблемах;

- об общих и частных закономерностях нарушения и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития;

Уметь:

- уметь применять патопсихологические диагностические методики для выявления и оценки патологических нарушений психики;

- уметь работать с клинической, судебной, педагогической документацией;

- иметь навыки патопсихологической оценки продуктов

Владеть:

- навыками грамотного использования понятийно-терминологического аппарата дисциплины;

- навыками самостоятельной работы с информационными источниками, в т.ч. интернет-источниками;

- навыками клинического интервьюирования испытуемых;

- навыками патопсихологической оценки продуктов деятельности испытуемых – рисунков, текстов и т.д.

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

Очная форма обучения Курс – 2, 3 Семестр – 4, 5 Объём в часах всего – 144 в т. ч.: лекции – 36 практические занятия – 36 самостоятельная работа – 72 Зачет – 5 семестр Заочная форма обучения Курс – 2,3 Семестр – 4, 5 Объём в часах всего – 144 в т. ч.: лекции – 4 практические занятия – 12 самостоятельная работа – 128 Экзамен – 6 семестр

1.6. Особенности реализации дисциплины

Дисциплина реализуется на русском языке.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1 Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
всего лекции практические лабораторные
1. Предмет и задачи патопсихологии -
2. Проблемы определения нормы и патологии психической деятельности, патопсихологическое обследование -
3. Нарушения развития личности -
4. Нарушения чувственного познания -
5. Нарушения памяти и внимания -
6. Нарушение мышления, речи и интеллекта -
7. Расстройства воли и эмоций -
8. Шизофрения и маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия -
9. Олигофрения, деменция -
10. Психические расстройства органического генеза -
11. Акцентуация характера и психопатии -
12. Аддиктивные расстройства -
13. Неврозы, неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний -
14. Психогенные нарушения и психогенные заболевания -
ИТОГО -

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
всего лекции практические лабораторные
1. Предмет и задачи патопсихологии        
2. Проблемы определения нормы и патологии психической деятельности, патопсихологическое обследование        
3. Нарушения развития личности    
4. Нарушения чувственного познания    
5. Нарушения памяти и внимания    
6. Нарушение мышления, речи и интеллекта    
7. Расстройства воли и эмоций    
8. Шизофрения и маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия    
9. Олигофрения, деменция        
10. Психические расстройства органического генеза    
11. Акцентуация характера и психопатии        
12. Аддиктивные расстройства    
13. Неврозы, неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний    
14. Психогенные нарушения и психогенные заболевания    
ИТОГО  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Эпилепсия (G40)

Этиология.Несмотря на многообразие этиологических факторов, а также синдромологическую неоднородность, эпилепсия остается хотя и собирательной, но единой нозологической единицей, где главным обобщающим клиническим критерием является наличие повторяющихся приступов. Одиночные или случайные эпилептические приступы не могут рассматриваться как эпилепсия, а являются, при понижении порога судорожной готовности, разновидностью реакций мозга и могут возникнуть в определенных условиях у любого человека.

Распространенность.Распространенность эпилепсии в общей популяции составляет 7 – 10 случаев на 1000 населения. Риск развития эпилептических припадков на протяжении жизни составляет до 10%. Заболевание может развиваться в любом возрасте, однако в 75% эпилепсия начинается до 20-летнего возраста. Показатели заболеваемости среди мужского и женского пола практически одинаковы. Как минимум у 30% больных со временем возникают психические расстройства и наиболее часто – при симптоматических формах.

Клиника. Предвестники припадка. Варианты ауры. Большой эпилептический припадок, его стадии. Малый припадок. Эпилептические эквиваленты – дисфория, сумеречное расстройство сознания – непродуктивные и продуктивные формы. Изменения личности при эпилепсии.

Основные термины и понятия: абсанс, инверсия аффекта, кататония, параноид, синдром Ландау – Клеффнера, скачка идей.

Тема 9. Олигофрения, деменция

В патологии интеллекта выделяют умственную отсталость и деменции, которые делятся на диффузные и лакунарные, а также задержки развития и дефекты.

Отличие умственной отсталостиот деменции заключается в том, что она представляет собой исходную недостаточность, в то время как деменция – приобретенное состояние. Критической точкой считается возраст около 3 лет. Если ребенок утрачивает свои способности до этого возраста, он считается умственно отсталым, если после него – страдающим деменцией. Причины умственной отсталости различаются на генетические и приобретенные. Среди генетических причин возможны генные и хромосомные аномалии, мутации, которые ведут к болезням обмена веществ. Среди средовых причин выделяются влияние тератогенных, в том числе генетических факторов на генетический аппарат, повреждения при родах, и заболевания, приобретенные в первые 3 года жизни. Для умственной отсталости, за исключением некоторых обменных процессов, не характерно нарастание симптоматики, но свойствен даже некоторый прогресс в результате специального обучения. Описание степеней умственной отсталости дано в соответствующих разделах учебника.

Деменциявыражается в приобретенном когнитивном дефиците в сфере памяти, мышления, обучаемости, волевой активности. Если изменение интеллекта касается только одной функции, например памяти, то говорят о лакунарном, то есть очаговом слабоумии, которое характерно для атрофических деменции, например, болезни Альцгеймера. Если оно касается постепенного снижения или выпадения всех (нескольких) функций — о диффузном слабоумии, то есть глобарной деменции, которая чаще отмечается при мультиинфарктных деменциях. Однако часто эти два типа деменции переходят друг в друга, поэтому можно говорить о том, что большинство деменции развиваются в динамике от очаговой к диффузной. Деменции чаще носят прогредиентный (поступательный) характер, и они необратимы.

Основные термины и понятия: аминацидурия, инсульт, медленная вирусная инфекция, паркинсонизм, тельца Леви, торпидность.

Тема 10. Психические расстройства органического генеза

Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни (F06).

В этиологии предполагается наличие одного из следующих заболеваний: эпилепсия, лимбический энцефалит, другие менингоэнцефалиты, болезнь Гентингтона, травма головного мозга, новообразование мозга, мальформация сосудов мозга, экстракраниальная неоплазма с отдаленными метастазами в центральную нервную систему, церебрально-сосудистые болезни, системная красная волчанка и другие коллагеновые заболевания, эндокринные заболевания, обменные заболевания, тропические инфекционные и паразитарные болезни, токсический эффект непсихотропных препаратов. При эндокринной патологии встречается сочетание описанного M. Bleuler эндокринного психосиндрома, амнестико-органического синдрома и психозов. Эндокринный психосиндром включает: снижение активности с редукцией энергетического потенциала и аспонтанностью, астенией, изменив влечений (особенно полового и пищевого), изменения настроения (депрессии, мании, реакции на изменения внешности). Амнестико-органический синдром включает расстройства памяти, в частности в структуре корсаковского синдрома, снижение интеллекта. Психозы протекают с клиникой делириев и шизофреноподобной симптоматикой.

Основные термины и понятия: коллагенозы, мальформация, поскоммоционный синдром, прогрессивный паралич, резидуально-органический синдром, феохромацитома.

Тема 11. Акцентуация характера и психопатии

Характер (от греч. charakter – отпечаток, признак, отличительная черта) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности человека, его "нрав", проявляющийся в деятельности, общении, поведении, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном ему круге эмоциональной жизни.

В немецкой психологии первой половины 20 века термин "характер" нередко выступал как синоним личности.

Чрезмерная выраженность черт характера и их сочетание в крайних проявлениях нормы называется акцентуацией характера. Выявлены явные и скрытые акцентуации характера. Явные акцентуации относятся к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытые акцентуации – обычная норма, слабовыраженная или не выраженная вообще, они могут проявляться в результате воздействия различных факторов (болезни, травм) к месту наименьшего сопротивления.

Явные и скрытые акцентуации могут взаимозаменяться под воздействием различных обстоятельств, в зависимости от деятельности человека, его воспитания, окружения и пр.

Психопатии – стойкие врожденные особенности склада личности, препятствующие полноценной адаптации к среде. Выделяют также приобретенные психопатические состояния вследствие органических поражений ЦНС и других заболеваний. Психопатов отличает не только дисгармония характера, но и значительно большая (по сравнению с остальными людьми) ранимость, чувствительность к влиянию ряда внутренних (биологических-возрастные кризы, роды и др.), соматогенных, психогенных и социальных факторов. Этими свойствами и обусловлено многообразие динамики психопатии, основными видами которой являются фазы и патологические реакции (в пределах последних рассматривается патологическое развитие). Существуют многочисленные классификации психопатии. В российской психиатрии выделяют следующие основные типы психопатии: шизоидные, психастенические, астенические, аффективные, паранойяльные, истерические, возбудимые, а также эмоционально тупые.

Основные термины и понятия: ананкастное расстройство, аутизм, кверулянт, конформность, мимозоподобная чувствительность, эксплозивность.

Тема 12. Аддиктивные расстройства

Систематическое злоупотребление алкоголем и другими психоактивными веществами (ПАВ) сопровождается развитием различных типов психических расстройств – аддикций. Психопатологические особенности, тяжесть, течение и прогноз этих расстройств определяются многими факторами, в том числе типом действия употребляемого вещества на центральную нервную систему (ЦНС), частотой употребления и употребляемыми дозами, особенностями индивидуальной психической реактивности, а также общим состоянием психического и физического здоровья индивида.
Формированием непсихотических психических нарушений характеризуется не только злоупотребление ПАВ, но и так называемые нехимические аддиктивные расстройства, примером которых служит болезненное пристрастие к азартным играм (pathological gambling).

Основные термины и понятия: абстиненция, гемблинг, делирий, дипсомания, наркоманическая личность, полинейропатия.

Тема 13. Неврозы, неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний

Неврозы (от греч. neuron – жила, нерв) – пограничные нервно–психические расстройства, которые не обусловлены психотическими состояниями. В возникновении неврозов существенную роль играют биологические факторы, такие как наследственность, соматические заболевания, социально–психологические факторы, прежде всего касающиеся неблагоприятных семейных обстоятельств, а также особенности личности и эмоциональные переживания. Клиническая картина неврозов включает в себя как соматовегетативные расстройства, так и отрицательные субъективные переживаниями (тревога, ощущение собственной неполноценности). Среди неврозов принято выделять неврастению, невроз страха, истерический невроз и невроз навязчивых состояний.

Неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего "я", оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы - это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений - прародителей, родителей и детей.

Основные термины и понятия: дидактогении, обессии, пароксизмальная тревога, первичная тревога, ритуалы, социальные фобии.

Тема 14. Психогенные нарушения и психогенные заболевания

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие №1

Вопросы для обсуждения

1. Место патопсихологии в лечебных и образовательных учреждениях.

2. Патопсихолог и динамика душевного расстройства.

3. Экспертиза как форма деятельности патопсихолога.

4. Роль Б.В. Зейгарник в развитии отечественной патопсихологии

Литература

1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – М., 1986.

2. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология / В.М. Блейхер. – Ташкент, 1976.

3. Хрестоматия по патопсихологии / Состав. Зейгарник Б.В., Корнилов А.П., Николаева В.В. – М.: Изд. МГУ, 1981.

4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.

5. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика /И.Ю. Левченко. – М., 2000.

6. Братусь, Б.С. Русская, советская, российская психология. Конспективное рассмотрение /Б.С. Братусь. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.

7. Ярошевский, М.Г. Краткий курс истории психологии /М.Г. Ярошевский. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

8. Волков, В.Н. Судебная психиатрия. Структурно-логические схемы: учеб. пособие для вузов /В.Н. Волков. – М.: ЮНИТИ-ДЛНА, 2001. – 255 с.

Практическое занятие №2

Проблемы определения нормы и патологии психической деятельности, патопсихологическое обследование

Вопросы для обсуждения

1. Построение диагностической беседы.

2. Средства диагностики состояния интеллекта

3. Средства диагностики эмоционального статуса.

4. Участие патопсихолога в следственных действиях.

Литература

1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.

2. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология /В.М. Блейхер. – Ташкент, 1976.

3. Хрестоматия по патопсихологии /Состав. Зейгарник Б.В., Корнилов А.П., Николаева В.В. – М.: Изд. МГУ, 1981.

4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.

5. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика /И.Ю. Левченко. – М., 2000.

6. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.

7. Жариков, Н. М. Судебная психиатрия: учебник для вузов /Под общ. ред. акад. РАМН Г. В. Морозова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 528 с.

Практическое занятие №3

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Вопросы для обсуждения

1. Личность и качество жизни.

2. Критерии сознания и самосознания.

3. Личность и характер – соотношение понятий.

4. Ценностные ориентации – норма и патология.

5. Психологические теории личности и происхождение душевных расстройств.

6. Уровень притязаний – критерии адекватности.

7. Патопсихологические методы диагностики личностных нарушений.

8. Личность правонарушителя.

Литература

1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.

2. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология /В.М. Блейхер. – Ташкент, 1976.

3. Хрестоматия по патопсихологии /Состав. Зейгарник Б.В., Корнилов А.П., Николаева В.В. – М.: Изд. МГУ, 1981.

4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.

5. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика /И.Ю. Левченко. - М., 2000.

6. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.

Практическое занятие №4

Вопросы для обсуждения

1. Восприятие и душевные расстройства.

2. Границы чувствительности в норме и патологии.

3. Гипнагогические расстройства восприятия.

4. Иллюзии и акоазмы – самостоятельное расстройство восприятия или предшественник галлюцинаций?

5. Психосенсорные расстройства.

6. Псевдогаллюцинации и псхический автоматизмы.

7. Нарушения схемы тела и метаморфопсии.

8. Вербальные галлюцинации.

9. Патология представлений и нарушения ориентировки.

Литература

1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.

2. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология /В.М. Блейхер. – Ташкент, 1976.

3. Хрестоматия по патопсихологии /Состав. Зейгарник Б.В., Корнилов А.П., Николаева В.В. – М.: Изд. МГУ, 1981.

4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.

5. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика /И.Ю. Левченко. - М., 2000.

6. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский Ю.А., Кутявин, М.Е., Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.

Практическое занятие №5

Тема: НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ

Вопросы для обсуждения

1. Нейрохимия и анатомия памяти.

2. Виды памяти и виды нарушений памяти.

3. Виды внимания и виды нарушений внимания.

4. Особенности психодиагностики памяти и внимания в пожилом и старческом возрасте.

Литература

1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.

3. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.

4. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.

5. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.

6. Исследование особенностей памяти: методические рекомендации /Состав. Чупров Л.Ф. – Абакан, 1991.

7. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии /С.Я. Рубинштейн. – М., 1970.

Практическое занятие №6

Вопросы для обсуждения

1. Интеллект вербальный и невербальный. Нарушение невербального компонента.

2. Причины нарушений интеллекта в перинатальном периоде.

3. Диагностика интеллектуальных нарушений.

4. Нарушения грамматического строя речи – связь с патологией мышления.

5. Неврологические аспекты речевых нарушений.

Литература

1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002.

3. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.

4. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.

5. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.

6. Исследование особенностей памяти: методические рекомендации /Состав. Чупров Л.Ф. – Абакан, 1991.

7. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии /С.Я. Рубинштейн. – М., 1970.

8. Жариков, Н. М. Судебная психиатрия : учебник для вузов /Под общ. ред. акад. РАМН Г. В. Морозова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2003. - 528 с.

9. Снежневский, А. В. Руководство по общей психиатрии / А.В. Снежневский. – М.: Медицина, 1983. - 457 с.

Практическое занятие №7

РАССТРОЙСТВА ВОЛИ И ЭМОЦИЙ

Вопросы для обсуждения

1. Нейрохимия и анатомия эмоций.

2. Мотивационные нарушения.

3. Эмоции и вменяемость. Аффекты патологический и физиологический.

4. Патология воли – извращения.

5. Обессии и компульсии.

Литература

1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002.

3. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.

4. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.

5. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии / П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.

6. Жариков, Н.М. Психиатрия : учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.

Практическое занятие №8

ШИЗОФРЕНИЯ

Вопросы для обсуждения

1. Анализ истории болезни – особенности подростковой шизофрении.

2. Большие шизофренические симптомы.

3. Анализ истории болезни – эпилептоидное расстройство психики.

4. Разновидности мании.

5. Особенности эндогенных депрессий.

6. Анализ рисунков больных шизофренией.

Литература

1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – М., 1986.

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002.

3. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М., 1973.

4. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.

5. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.

6. Жариков, Н.М. Психиатрия: учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.

Практическое занятие №9-10

ОЛИГОФРЕНИЯ, ДЕМЕНЦИЯ

Вопросы для обсуждения

1. Нейрохимия и анатомия олигофрении.

2. Генетические аспекты олигофрении.

3. Перинатальная травма.

4. Внутриутробная инфекция и олигофрения.

5. Проблемы внутриутробного прогноза врожденных аномалий.

6. Аминацидурии и мукополисахаридозы.

7. Особенности мышления при олигофрении.

8. Сопутствующие неврологические нарушения.

9. Сенильные и пресенильные интеллектуальные расстройства.

10. Зависимость нарушений интеллекта от топики сосудистого поражения мозга.

11. Особенности деменции при болезни Альцгеймера.

12. Особенности деменции при атеросклерозе головного мозга.

Литература

1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002.

3. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.

4. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.

5. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.

6. Жариков, Н.М. Психиатрия: учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.

7. Гельдер, М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии / М. Гельдер; пер. с англ.: В 2-х т. – Киев: Сфера, 1999. – Т. 1. – С. 96-116.

Практическое занятие №11-12

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА

Вопросы для обсуждения

1. Изменения психики при нейросифилисе.

2. «Сумасшедший шляпник» – интоксикации тяжелыми металлами.

3. Изменения психики при сахарном диабете.

4. Изменения психики при тиреотоксикозе.

Литература

1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.

2. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.

3. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.

4. Жариков, Н.М. Психиатрия : учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.

5. Гельдер, М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии /М. Гельдер; пер. с англ.: В 2-х т. – Киев: Сфера, 1999. – Т. 1. – С. 96-116.

Практическое занятие №13

Вопросы для обсуждения

1. Нейрохимия темперамента.

2. Диагностики психопатий

3. Психопаты и криминал.

4. Критерии вменяемости и дееспособности при психопатиях

Литература

1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – М., 1986.

2. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.

3. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.

4. Жариков, Н.М. Психиатрия: учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.

5. Гельдер, М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии / М. Гельдер; пер. с англ.: В 2-х т. – Киев: Сфера, 1999. – Т. 1. – С. 96-116.

6. Менделевич, В.Д. Психиатрическая пропедевтика : Практическое руководство для врачей и студентов. – М.: ТОО «Техлит», «Медицина», 1997. – 496 с.

Практическое занятие №14-15

АДДИКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Вопросы для обсуждения

1. Нейрохимия зависимостей.

2. Большие наркоманические синдромы.

3. Алкогольные психозы.

4. Синдром созависимости.

Литература

1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – М., 1986.

2. Бухановский, А.О. Общая психопатология / А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.

3. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии / П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.

4. Жариков, Н.М. Психиатрия : учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.

5. Гельдер, М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии /М. Гельдер; пер. с англ.: В 2-х т. – Киев: Сфера, 1999. – Т. 1. – С. 96-116.

6. Менделевич, В.Д. Психиатрическая пропедевтика : Практическое руководство для врачей и студентов. – М.: ТОО «Техлит», «Медицина», 1997. – 496 с.

Практическое занятие №16

Вопросы для обсуждения

1. Патогенез дидактогений.

2. Невротик и семья.

3. Эмоциональное выгорание.

4. Детские страхи.

Литература

1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.

2. Бухановский, А.О. Общая психопатология / А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.

3. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии / П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.

4. Жариков, Н.М. Психиатрия : учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.

5. Гельдер, М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии /М. Гельдер; пер. с англ.: В 2-х т. – Киев: Сфера, 1999. – Т. 1. – С. 96-116.

6. Менделевич, В.Д. Психиатрическая пропедевтика : Практическое руководство для врачей и студентов. – М.: ТОО «Техлит», «Медицина», 1997. – 496 с.

Практическое занятие №17-18

ПСИХОГЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ

И ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Вопросы для обсуждения

1. «Афганский синдром».

2. Послеродовые депрессии.

3. Синдром агедонии при стрессовых расстройствах.

4. Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей.

Литература

1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.

2. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.

3. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.

4. Жариков, Н.М. Психиатрия: учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.

5. Гельдер, М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии /М. Гельдер; пер. с англ.: В 2-х т. – Киев: Сфера, 1999. – Т. 1. – С. 96-116.

6. Менделевич, В.Д. Психиатрическая пропедевтика : Практическое руководство для врачей и студентов. – М.: ТОО «Техлит», «Медицина», 1997. – 496 с.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ, ВЫНЕСЕННЫХ

НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

1. Нейрохимия и анатомия мышления.

2. Патологические идеи – отличие сверхценных от бредовых.

3. Фабулы бреда.

4. Нарушение целенаправленности мышления.

5. Генетика и нейрохимия некоторых интеллектуальных нарушений.

6. Мышление и внутренняя речь.

7. Волевые качества человека.

8. Аликситемия – причины и последствия.

9. Методы исследования эмоций.

10. Личностные и профессиональные качества патопсихолога.

Примерные темы рефератов

(для очной и заочной форм обучения)

1. Становление патопсихологии в дореволюционной России.

2. Правовые аспекты патопсихологической экспертизы.

3. Этика в работе патопсихолога.

4. Теоретические подходы к определению психической нормы.

5. Роль патопсихолога в судебной прак<

Наши рекомендации