Основания для принятия решений (шкала T-F)
В процессе принятия решения у любого человека есть логический («рассуждательный») и эмоциональный (отношение к решению, эмоции, ценности) компоненты. При этом, в силу биологических причин, логический процесс всегда длиннее, нежели эмоциональный. Соответственно, данная шкала оценивает не время, затраченное на одну и вторую части, а ее «удельный вес», вклад этих частей в принятое решение.
Важно:
Эта шкала не имеет никакого отношения к уровню развития интеллекта или формальной логики у человека - T-тип и F-тип могут быть одинаково умными и логично представляющими свои мысли. Однако у F-типа их логичное рассуждение часто является «прикрытием» для решения, принятого на других основаниях.
Люди T-типа | Люди F-типа |
Критерии для принятия решений: правильно-неправильно, истина-ложь | Критерии для принятия решений: добро-зло, нравится-не нравится |
Спонтанно склонен критиковать других людей, но его критика не носит личного характера – он просто констатирует факт | Спонтанно склонен хвалить других людей, хотя если вывести его из себя, может обидеть гораздо сильнее, т.к. знает «чувствительные места» другого |
Их эмоциональные реакции заметны редко, даже если они экстраверты | Их эмоциональные реакции часто заметны окружающим, даже если они интраверты |
Предпочитают работать с объективными процессами | Предпочитают работать с людьми, хорошо их понимают, обладают развитой эмпатией |
В общении всегда держит некоторую дистанцию, не любит «задушевных» разговоров | Воспринимается другими как эмоционально «теплый», душевный человек, даже если он не является общительным |
Стиль деятельности (шкала P-J).
Эта шкала отражает предпочтение человеком одного из двух процессов: работы с информацией или принятия решений. Каждый из этих процессов уже рассматривался нами по отдельности (шкалы S-N и T-F).
Люди P-типа | Люди J-типа |
Склонны откладывать принятие решений, продолжая собирать и структурировать информацию | Склонны поскорее завершать процесс деятельности, принимать решения, заканчивать начатое |
Стиль работы – авральный, «в последний момент», часто из-за этого не выдерживает сроки | Стиль работы – планомерный, «как поезд по расписанию», отклонения от графика воспринимает болезненно |
Склонен опаздывать, причем «не нарочно», а потому, что по дороге его что-то отвлекло | Почти всегда приходит вовремя, если только не принял решение, что опоздать можно |
Для достижения цели пользуется всеми доступными ресурсами окружающей среды, гибко приспосабливается под обстоятельства, меняет стратегии | При достижении цели выбирает одно направление и жестко ему следует, преодолевая, «переламывая» препятствия |
После завершения интересного проекта часто вспоминает, что можно было бы еще сделать, улучшить и т.д., жалеет, что все закончилось, может чувствовать дискомфорт | После завершения интересного проекта ощущает моральное удовлетворение, ведь он сделал все, что мог в данной ситуации |
Сильный мотиватор – интерес к работе | Сильный мотиватор – чувство долга, обязательства |
Сочетание из четырех шкал дает нам в полной классификации 16 типов. Однако, это количество оказывается не слишком удобным для оперативного, ежедневного использования (исходя из числа «7 плюс-минус 2»). Поэтому для удобства пользователей была предложена схема так называемых четырех основных «темпераментов». Слово «темперамент» намеренно взято в кавычки, так как его трактовка в данном случае отличается от той, которая была дана во введении. Однако термин «темперамент» уже принят в данной концепции, в частности, в описаниях одного из основных популяризаторов этой типологии Дэвида Кейрси (David Keirsey), поэтому мы не стали его заменять.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕТЫРЕХ «ТЕМПЕРАМЕНТОВ»
SJ – «Что?» ОРГАНИЗАТОР
Лоялен к системе. «Лучше состоять где-нибудь и ворчать, чем нигде не состоять».
Старается быть причастным и вносить свой вклад.
Сопротивляется изменениям. «Незачем чинить то, что не сломано»
Хранитель традиций. Уважение авторитетов.
Ответственность перед обществом.
Легче критикует, чем поощряет.
Точный и аккуратный. Ценит согласованность.
«Следует» или «не следует». Надежный и реалистичный.
Иерархия, процедуры, решения, стабильность, порядок, чувство долга.
Ахиллесова пята (что может выбить его из колеи) – беспорядок и дезорганизация.