Основания для принятия решений (шкала T-F)

В процессе принятия решения у любого человека есть логический («рассуждательный») и эмоциональный (отношение к решению, эмоции, ценности) компоненты. При этом, в силу биологических причин, логический процесс всегда длиннее, нежели эмоциональный. Соответственно, данная шкала оценивает не время, затраченное на одну и вторую части, а ее «удельный вес», вклад этих частей в принятое решение.

Важно:

Эта шкала не имеет никакого отношения к уровню развития интеллекта или формальной логики у человека - T-тип и F-тип могут быть одинаково умными и логично представляющими свои мысли. Однако у F-типа их логичное рассуждение часто является «прикрытием» для решения, принятого на других основаниях.

Люди T-типа Люди F-типа
Критерии для принятия решений: правильно-неправильно, истина-ложь Критерии для принятия решений: добро-зло, нравится-не нравится
Спонтанно склонен критиковать других людей, но его критика не носит личного характера – он просто констатирует факт Спонтанно склонен хвалить других людей, хотя если вывести его из себя, может обидеть гораздо сильнее, т.к. знает «чувствительные места» другого
Их эмоциональные реакции заметны редко, даже если они экстраверты Их эмоциональные реакции часто заметны окружающим, даже если они интраверты
Предпочитают работать с объективными процессами Предпочитают работать с людьми, хорошо их понимают, обладают развитой эмпатией
В общении всегда держит некоторую дистанцию, не любит «задушевных» разговоров Воспринимается другими как эмоционально «теплый», душевный человек, даже если он не является общительным

Стиль деятельности (шкала P-J).

Эта шкала отражает предпочтение человеком одного из двух процессов: работы с информацией или принятия решений. Каждый из этих процессов уже рассматривался нами по отдельности (шкалы S-N и T-F).

Люди P-типа Люди J-типа
Склонны откладывать принятие решений, продолжая собирать и структурировать информацию Склонны поскорее завершать процесс деятельности, принимать решения, заканчивать начатое
Стиль работы – авральный, «в последний момент», часто из-за этого не выдерживает сроки Стиль работы – планомерный, «как поезд по расписанию», отклонения от графика воспринимает болезненно
Склонен опаздывать, причем «не нарочно», а потому, что по дороге его что-то отвлекло Почти всегда приходит вовремя, если только не принял решение, что опоздать можно
Для достижения цели пользуется всеми доступными ресурсами окружающей среды, гибко приспосабливается под обстоятельства, меняет стратегии При достижении цели выбирает одно направление и жестко ему следует, преодолевая, «переламывая» препятствия
После завершения интересного проекта часто вспоминает, что можно было бы еще сделать, улучшить и т.д., жалеет, что все закончилось, может чувствовать дискомфорт После завершения интересного проекта ощущает моральное удовлетворение, ведь он сделал все, что мог в данной ситуации
Сильный мотиватор – интерес к работе Сильный мотиватор – чувство долга, обязательства

Сочетание из четырех шкал дает нам в полной классификации 16 типов. Однако, это количество оказывается не слишком удобным для оперативного, ежедневного использования (исходя из числа «7 плюс-минус 2»). Поэтому для удобства пользователей была предложена схема так называемых четырех основных «темпераментов». Слово «темперамент» намеренно взято в кавычки, так как его трактовка в данном случае отличается от той, которая была дана во введении. Однако термин «темперамент» уже принят в данной концепции, в частности, в описаниях одного из основных популяризаторов этой типологии Дэвида Кейрси (David Keirsey), поэтому мы не стали его заменять.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕТЫРЕХ «ТЕМПЕРАМЕНТОВ»

SJ – «Что?» ОРГАНИЗАТОР

Лоялен к системе. «Лучше состоять где-нибудь и ворчать, чем нигде не состоять».

Старается быть причастным и вносить свой вклад.

Сопротивляется изменениям. «Незачем чинить то, что не сломано»

Хранитель традиций. Уважение авторитетов.

Ответственность перед обществом.

Легче критикует, чем поощряет.

Точный и аккуратный. Ценит согласованность.

«Следует» или «не следует». Надежный и реалистичный.

Иерархия, процедуры, решения, стабильность, порядок, чувство долга.

Ахиллесова пята (что может выбить его из колеи) – беспорядок и дезорганизация.

Основания для принятия решений (шкала T-F) - student2.ru

Наши рекомендации