Тема: Детерминация девиантного поведения.
Вопросы для обсуждения:
1. Биологические предпосылки девиантного поведения:
- антропологическая « теория» Ч. Лобразо;
- Теория «Хромосомных аномалий» Клайнфельтер;
- Клинический подход в борьбе с преступностью (в Росси и за ребежом).
2. Психологические теории девиантного поведения:
- Экзистенционально - гуманистические подходы и девиантному поведению (В. Франкл, К. Рожерс, Э.Фромм, А. Маслоу);
- психодинамические аспекты отклоняющего поведения ( З.Фрейд, А.Фрейд, А. Адлер);
- отклоняющееся поведение как результат научения ( Э. Торндайк, Дж. Уотсон, И.П. Павлов, Б.Ф. Скинер, Д. Вальпе, Г.Айзенк, А.Бандура);
- концепция диспозиционного поведения личности ( В.А. Ядов,1975);
- концептуальные модели девиантного поведения: личностная, ситуационная, средовая (Ю. Клейберг).
3. Социальные факторы девиантного поведения:
- теория социальной дезорганизации ( Э. Дюркгейм); теория аномин Р. Мертон;
- теория дифференцированной связи (Э. Сатерленд);
- теория множественных факторов ( М. И Э. Глюк);
- теория субкультур (Ф. Трэшер, А. Коэн).
Задания для самостоятельной работы:
2. Выпишиет в тетрадь схему анализа отклоняющего поведения из учебного пособия Змановской Е.В. (стр. 78- 80), проанализируйте по данной схеме какую- нибудь форму нежелательного поведения в личном опыте.
Литература.
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии..- М. : Ред. изд. центр консорциума « Социальное здоровье России», с. 7-19
2. Гиденс Э. Социология. М. : Эдиториал УРСС , 1999. – с. 118 –130.
3. Змановская Е.В. Девиантология (психология девиантного поведения). – М.: Изд. центр «Академия». – с. 40-80.
4. Мертон Р.К. Социальная структура и аномалия /СоцИС. – 1992 № 3-4
5. Клейберг Ю.А. Психология (психология девиантного поведения).- М.:Владос ,2001г.
6.Муслимова Т.В. Социология девиантного поведения/ Борисов С.Б., Бритвина И.Б., Муслимова Т.В. Социология. Избранные лекции/Под ред. С.Б. Борисова.- Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута. 1995 – с. 36- 52
Семинарское занятие №3
Тема: Факторы формирования девиантного поведения
I. Субъективные психологические факторы девиантного поведения в подростковом возрасте:
- Возрастные психологические проблемы;
- Нервно- психологические нарушения поведения;
- Деятельностные деформации в подростковом возрасте;
II. Объективные факторы девиантного поведения:
А) тип взаимоотношений в семье;
Б) коммуникативно –эмоциональные связи с семьей и сверстниками.
Литература
1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС. 2001. – С. 71- 103.
2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.- метод. пособие / Под ред. М.И, Рожкова.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001 – с. 6-59.
3. Змановская Е.В. Девиантология (психология девиантного поведения). – М.: Изд. центр «Академия». – с. 97-115
Задания для самостоятельной работы:
1. На основе изучения литературы заполните таблицу;
Возрастные психологические поведенческие проблемы.
Дошкольник | Младший школьник | Подросток |
1. | 1. | 1. |
Семинарское занятие №4
Тема: Девиантное поведение как психолого- педагогическая проблема.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие « нормальной « и «деструктивной», «антисоциальной» личности в психологии.
2. Межличностные отношения людей, социальные позиции и деспозиционное поведение личности.
3. «Акцентуированная личность» в психологии. Ролевые и позиционные отклонения, их социально- психологические последствия.
4. Социально- психологические дезадаптированная личность, предпосылки и проявления дезадаптации.
5. Феномен « криминальной личности», «криминального общества».
6. Маргинальный тип личности, феноменология маргинального поведения.
Задания для самостоятельной работы:
1. Тезисы: Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям. Вопросы психологии. - 1997.- №3. – с.22-31
Литература.
1. Гонеев А.Д. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для высших учеб. заведений / А.Д Гонеев, Л.В.Годовикова.- М.6 Издательский центр «Академия», 2008. с.5-42.
2. Маналыкова З. Системы преодоления дезадаптации в открытой школе/ Школ. Психолог: Прил. к газ. « Первое сентября» – 1999.- №4- с. 13 /Гильдия/
3. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование/ Вопросы психологии. – 1999.-№4 – с. 21-28
4. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: Основы психиатрических знаний.
5. Змановская Е.В. Девиантология (психология девиантного поведения). – М.: Изд. центр «Академия». – с. 5-39.
Семинарское занятие№5