Правильный ответ: 2. Эмиль Дюркгейм

8.Авторы теории стигматизации

1. Р. Мертон

2. Ф. Гальтон

3. Э.Лемерт, Г. Беккер

Правильный ответ: 3 Э. Лемерт, Г. Беккер.

9.Основание классификации норм-

Общечеловеческие нормы,

Нормы общества,

Групповые,

Коллективные нормы

1.Сфера деятельности

2.Носители норм

3.Содержание норм

4. Место в нормативно-ценностной иерархии

5. Масштаб применения норм

Правильный ответ: 2.Носители норм.

Вопросы к зачету

1. Взгляды отечественных ученых на природу девиантного поведе­ния (Выготский Л.С., Блонский П.П.).

2. Взгляды зарубежных исследователей на природу девиантного поведения (Ч. Ломброзо, З.Фрейд, Э.Дюркгейм).

3. Виды отклоняющегося поведения уподростков (А.Личко,В. Тетерский).

4. Специфические детские виды отклонений в поведении(реакции) их причины, психологическая работа по пре­дупреждению.

5. Типология акцентуаций характера у подростков(А.Личко) и прогноз девиантного поведения.

6. Роль биологических факторов в развитии отклоняющего­ся от нормы поведения.

7. Аддиктивное поведение у подростков. Типы аддиктивного поведения. Диагностика.

8. Роль писхологических факторов в формировании девиатного поведения.

9. Нормативоное поведение. Классификация социальных норм, их функции. Девиатное поведение, делинквентное,криминальное.

10. Практика работы с девиантными детьми в России (А.С. Макаренко, Т.С. Шацский).

11. Диагностика девиантного поведения.

12. Социально - культурная среда как доминирующий фактор формирования девиантного поведения.

13. Типология социальных неформальных групп, их характеристика (А.Седых). Влияние социальных группы на поведение подростков.

14. Деятельностные деформации как базовые основания отклоняющегося поведения (Ю. Кондратьев)

15. Профилактика поведенческих нарушений. Общая профилактика и специальная. Концепция «Охранноза­щитной профилактики» (С.А. Беличева).

16. Принципы и методы профилактики девиантного поведения (Р.В. Овчарова, А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева).

17. Профилактика вредных привычек у школьников (В .Матвеев, Гройсман.).

18. Коррекция девиантного поведения на уроках и во вне­урочное время.

19. Принципы и методы коррекции поведенческих нару­шений (В.П. Кащенко, Р.В. Овчарова, А.Д. Гонеев, Н.И.Лифинцева).

20. Коррекционные программы: индивидуальные, группо­вые. Функции, задачи, методика составления коррекционных программ.

21. Дезадаптивное поведение подростков. Типология предпосылок и проявлений социальной дезадптированности (С.А. Беличева, В. Сидоров).

22. Объединение детей в детские молодежные организа­ции как фактор предупреждения девиантного поведения.

23. Типичные девиации в дошкольном возрасте, их харак­теристика.

24. Коррекционная тактика по отношению к поведенче­ским отклонениям дошкольника.

Контроль сформированности компетенций предлагается осуществлять следующим образом:

Код и наименование компетенции Структурные элементы компетенции Форма проверки
Способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1) Владеет способами коммуникации на государственном языке, владеет навыками публичной речи, методами внушения убеждения На практических занятиях, на учебно-ознакомительной практике, производственной практике
Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2): Выделяет социально-значимые проблемы и процессы для страны и региона, выявляет их сущность и возможности нивелирования в ходе профессиональной деятельности На практических занятиях, на учебно-ознакомительной практике, производственной практике
Готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8). Владеет навыками разработки и организации индивидуальных и групповых консультаций для детей, родственников, педагогов На практических занятиях, на учебно-ознакомительной практике, производственной практике

2.8. Виды и формы организации самостоятельной работы студентов

Предусматриваются следующие виды организации самостоятельной работы студентов:

‑ подготовка к лекциям, семинарским занятиям (работа с книгой – составление аннотаций, обзор научно-методической литературы, чтение текстов; подбор Интернет ресурсов); - заполнение таблиц; - подготовка презентаций.

Основная форма организации самостоятельной работы студентов – домашняя работа по темам курса. Виды самостоятельной работы могут быть реализованы в различных формах самостоятельной работы – конференциях, проблемных группах, участие в Неделе науки.

2.9. Информационное обеспечение дисциплины.

2.9.1. Основная литература:

1.Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением [Текст]: учебно-метод. пособие для студентов/ Под ред. М.И. Рожкова- М., Владос, 2001 с.240.(15)

2.Змановская Е.В. Девиантология (психология девиантного поведения) [Текст]:уч. мет. пособие/ Е.В. Змановская. – М.: Изд. центр «Академия». – 2008. (20)

3.Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы [Текст]: учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников - СПб: Питер, 2010 – 352 с.(10)

4.Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов [Текст]: учебное пособие / И.А. Фурманов. – М.: Гуманитар. изд. ценрт ВЛАДОС, 2004.(10)

5.Гонеев, А.Д. Работа учителя с трудными подростками [Текст]:учеб. пособие для высших учеб. заведений / А.Д Гонеев, Л.В.Годовикова.- М.6 Издательский центр «Академия», 2008.(10)

2.9.2.Дополнительная литература

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1994.

2. Виль Слат, Хан Спанярд. Помощь подросткам на пути к самостоятельности //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000, №3 с. 80-89.

3. Виль Слат, Хан Спонярд. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам ориентированная на социальную компетенцию //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2000, №1.

4. Еникеев Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. Учебн. пособ. . - М., Академия, 1999.

5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Просвещение, 1993

6. Ковальчук М.А Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: [пособие] /М.А.Ковальчук, И.Ю.Тарханова. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2010.-286с.

7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., Академия, 1988.

8. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1994.

9. Клейберг Ю.А. Психология (психология девиантного поведения).- М.:Издат. Центр «Академия».

10. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. – Курган-Челябинск, 1995.

11. Квинин В.Н. Прикладная психология. – СПб, 2000.

2.9.3. Цифровые образовательные ресурсы и Интернет-ресурсы:

http://psy.1september.ru/

http://practic.childpsy.ru

http://www.voppsy.ru

http://psyjournals.ru

http://www.childpsy.ru

http://www.koob.ru/dubrovina/practical_p

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/gamez/10.php

Фото, видеоматериалы, презентации, электронные учебники:

-фильмы-лекции Жданова (3 часа), профилактика курения, алкоголизма, наркомании в молодёжной среде;

-фильм «Растление молодёжи»(Русские сенсации) (35 минут), темы дешевых бульварных журналов, причины и последствия увлечения их темами для младших подростков;

-фильм «Моделирование поведения у дошкольников средствами американских мультфильмов» (30 мин.)(Русские сенсации), последствия увлечения в отдельных семьях зарубежной мультпродукцией, профилактическая роль семьи;

-фильм «Казённые дети» (40 мин.), последствия безответственного отношения к сексуальной жизни юных женщин, своему будущему и «будущему» родившегося ребёнка, социальные сироты, профилактика этого явления;

-мультимедийные презентации по всем темам лекций;

- презентация «Мат – не наш формат»;

-электронный учебник «Краткий курс лекций» по дисциплине «Психология девиантного поведения»;

-диагностическая программа определения психолого-педагогической готовности трудных учащихся начальных классов к переходу в среднее звено (Гонеев А.Д. Работа учителя с трудными подростками: учеб пособие для студ. высших учеб. заведений/ А.Д.Гонеев,Л.В.Годовикова.- М.:Издательский центр «Академия», 2008.- с.86 - 103 );

-диагностическая программа по определению отношения к учению трудных подростков(Гонеев А.Д. Работа учителя с трудными подростками: учеб пособие для студ. высших учеб. заведений/ А.Д.Гонеев,Л.В.Годовикова.- М.:Издательский центр «Академия», 2008.- с.113- 119 );

2.10. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Учебно-методическая литература, аудитория с проектным оборудованием, ноутбук. Электронный каталог читального зала Шадринского государственного педагогического института.

III. Материалы для реализации рабочей программы.

Требования к проверке уровня усвоения знаний.

Рейтинговое оценивание деятельности студентов(п.2.7.)

Критерии оценивания сформированности компетенций студентов на семинарском занятии

(в случае традиционной формы обучения)

Оценка «5»ставится, если студент:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы преподавателя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне.

Оценка «4»ставится, если студент:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка “3”ставится, если студент:

1) Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

2) Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; отвечает неполно на вопросы преподавателя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка “2”ставится, если студент:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок.

Критерии оценивания сформированности компетенций студентов на зачете

(в случае традиционной формы обучения)

Оценку «зачёт получает студент, если он:

- раскрывает содержание по намеченному им плану, проблем­но;

- теоретически обосновывает выдвигаемые положения;

- анализирует с точки зрения актуальных позиций данные эк­спериментальных исследований поведения детей разного возраста, выбор методов профилактики и коррекции поведения, состояние практики.

«или»:

- студент раскрывает содержание по плану, конкретно;

- теоретически обосновывает выдвигаемые положения, но име­ет место частичный переход на методический уровень;

- анализирует и умело применяет данные экспериментальных исследований, технологий коррекции и профилактики поведения.

«не зачёт»:

- в ответе имеют место нарушения логики изложения, студент высказывает позиции, теоретические положения, не обосно­вывая их;

- студент владеет результатами психолого-педагогических ис­следований поведения, но не умеет их применять;

- допускает неточности в речи.

«или»:

- теоретические обоснования заменяются методическими под­ходами, изложение нелогично;

- студент допускает ошибки и неточности в использовании по­нятий;

- недостаточное использование в ответе и неглубокий анализ собственного опыта анализа педагогических ситуаций и задач.

Планы лекций, семинаров и лабораторных работ, методические указания к ним.

Темы самостоятельной и индивидуальной работы.

Планы лекционных занятий

Наши рекомендации