Психология социального взаимодействия
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра профессионального обучения, педагогики и социологии
ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Методические указания
по написанию реферата
для студентов очного и заочного обучения
по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство»
Казань
УДК
ББК
Ш
Шигапова Д.К.
Ш 89. Психология социального взаимодействия. Методические указания к выполнению реферата / Сост. Шигапова Д.К. Казань: Изд-во Казанск. гос. архитект.-строит. ун-та, 2016.- 71с.
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Казанского государственного архитектурно-строительного университета
В методических указаниях даются рекомендации и приведены основные требования к подготовке реферата, его написанию и оформлению.
Методические указания предназначены для студентов очного и заочного обучения по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство».
Рецензент:
Кандидат психологических наук, доцент кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии
Т.В. Сучкова
УДК
ББК
Казанский государственный
архитектурно-строительный
университет, 2016
Шигапова Д.К.
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Психология социального взаимодействия» входит в состав гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования при подготовке бакалавров по направлению «Строительство». Психология социального взаимодействия представляет собой раздел социальной психологии, изучающей психологические аспекты обмена социальными действиями между двумя и более людьми. Как учебная дисциплина, она предполагает изучение истории становления психологии, основных направлений отечественной и зарубежной психологии, социально-психологических проблем личности и общения, основ командного и ролевого взаимодействия, организационного поведения и управления, стратегий поведения в конфликтной ситуации. Целью освоения дисциплины является формирование системного и целостного представления о психологических механизмах налаживания и поддержания социально-психологических отношений в коллективе, развитие способности к конструктивному использованию социальных знаний, умений и навыков в процессе межличностного взаимодействия.
В методических указаниях дается краткое изложение тем разделов. В конце каждого раздела даются темы заданий и список рекомендуемой литературы.
Требования к реферату
1. Реферат состоит из четырех заданий.
2. Тема заданий выбирается по каждому разделу по последней цифре в зачетной книжке (т.е. четыре темы).
3. В конце работы представляется список использованной литературы. Работу желательно писать, опираясь не менее, чем на четыре источника.
4. Объем одного задания должен составлять не менее двух печатных страниц.
5. Содержание работы должно раскрывать указанную тему.
6. Работа может быть отклонена преподавателем на основании не соответствия требованиям, как по содержанию, так и по оформлению.
7. По требованию преподавателя студент обязан защищать положения реферата устно.
8. Размер шрифта – 14; межстрочный интервал – одинарный, выравнивание шрифта по ширине.
РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ЛИЧНОСТИ
История становления социальной психологии как науки. Развитие психологии в России 19-20вв. Основные направления зарубежной психологии 20в. Методы социально-психологических исследований. Понятие личности. Социально-психологическая структура и характеристики личности. Социально-психологические аспекты социализации.
История становления социальной психологии как науки. Психология социального взаимодействия представляет собой раздел социальной психологии, изучающий психологические аспекты обмена социальными действиями между двумя и более людьми.
Слово «психология» в переводе на русский язык означает «наука о душе» (гр.psyche –«душа», logos – «понятие», «учение»). С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и тоже. Однако с развитием культуры и науки значения этих понятий разошлись. Традиционно психику характеризуют как свойство живой высокоорганизованной материи отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. Функции психики – отражение окружающего мира и регуляция поведения, деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства.
Психический процесс – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психической процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение); эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие .
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
Психическое состояние – это определившееся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), психические свойства (темперамент, характер, способности) и психические состояния человека (аффект, эйфория, апатия, страх, гнев и т.д.) в своей совокупности определяют поведение человека.
Таким образом, психология изучает внутренний мир субъективных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение, изучает объективные закономерности и проявления психики.
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так выделяют, например, педагогическую психологию, возрастную, инженерную, медицинскую психологию и др.
Социальная психология исследует социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, психологическую совместимость людей, закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп и социально-психологические проявления в больших группах (действие СМИ, моды, слухов на различные общности людей).
В качестве объекта исследования социальной психологии могут выступать: личность, социальная группа (как малая, так и большая, включающая в себя представителей всего этноса). Предметом социальной психологии является изучение процессов развития личности и конкретной группы, процессов межличностного и межгруппового взаимодействия.
В истории становления предмета психологии можно выделить несколько этапов.
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа).
Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н.э.) душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделение (мотивация). Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.
Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Душа имеет три различных уровня: вегетативный – душа растений; чувственный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку. Разумную душу Аристотель характеризует как ту часть души, которая мыслит и познает. Разум вечен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Аристотель впервые характеризует человека как «политическое животное», существующее и зависящее от общества, государства.
В эпоху Средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.
С ХYII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания.
Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.
Немецкий философ Г.Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленной Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие бессознательной психики. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом ХYIII в.
Х.Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг.ХIХ в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений: психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. В 1879г. в Лейпциге немецкий ученый В.Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.
Темы заданий по 1 разделу
1. История становления социальной психологии как науки.
2. Развитие психологии в России 19-20вв.
3. Методы социально-психологических исследований.
4. Психоаналитический подход З.Фрейда к пониманию личности.
5. Аналитическая психология К.Г.Юнга.
6. Основные принципы гуманистической психологии
7. Основные принципы бихевиоризма
8. Формирование Я-концепции и самооценки.
9. Мотивация как проявление потребностей личности
10. Социально-психологические аспекты социализации.
Список литературы к разделу 1
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов.-5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2013. - 363с.
2. Введение в психологию / под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М., 2012. - 496с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 2012. – 336с.
4. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник для студентов психологических факультетов. М.:Академический проект, 2013. - 576с.
5. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. Пед учеб. заведений. В 3-х кн. -5-е изд. – М., 2013. – Кн 1: Общие основы психологии. – 687с.
6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. –Ростов н/Д.:Феникс, 2013. – 672с.
7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб., 2011. – 607с.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Общение как социально-психологическое явление. Единство общения с деятельностью. Виды общения. Психологические особенности делового общения. Структура межличностного общения Коммуникативная сторона общения. Коммуникативные барьеры. Интерактивная сторона общения. Перцептивная сторона общения. Механизмы социальной перцепции.
Виды общения.
1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности, собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики.
3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностныерасхождения.
5. Духовное, личностное общение сосредоточено, в основном, вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека.
6. Манипулятивное общениенаправлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
7. Светское общение.
Коммуникативные барьеры
Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации. В современной социальной психологии выделяют разные типы коммуникативных барьеров. Наиболее распространенные являются следующие: барьеры непонимания (фонетический, семантический, стилистический, логический и др.); барьерысоциально-культурных различий (социальные, политические, религиозные, профессиональные и др.); барьеры отношений (возникают, когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства и эмоции).
Важной особенностью межличностного общения является наличие возможностей появления феноменов межличностного влияния, к которым, в частности, относятся: внушение, заражение, убеждение. Влияние в межличностном общении нацелено на удовлетворение своих мотивов и потребностей с помощью других людей или через их посредство.
Темы заданий по 2 разделу
1. Функции и структура общения.
2. Стратегии и виды общения.
3. Факторы, препятствующие общению.
4. Вербальные и невербальные средства общения.
5. Механизмы межличностного восприятия.
6.Эффекты межличностного восприятия.
7. Межличностная аттракция.
8. Общение как взаимодействие.
9. Трансактный анализ Э.Берна о структуре человеческих взаимоотношений.
10.Деловое общение и его формы.
Список литературы к разделу 2
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов.-5-е изд., испр. и доп. – М., 2013. -364 с.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А.Сластенин. -М., 2012.-264 с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры, или вы сказали «Здравствуйте». Что дальше? Психология человеческой судьбы.- Екатеринбург, 2013. – 576 с.
4. Куприянова Н.В. Деловая культура и психология общения: учеб. пособие. – Казань: КазГАСУ, 2010. -255 с.
5. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие. – 5-е изд. стер. –М., 2013. -368 с.
6. Немов Р.С. Психология:учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений в 3 кн. – 5-е изд. – М.,2013. – Кн.1: Общие основы психологии. -687 с.
7. Общая психология. Словарь / под ред.А.В.Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ред.-сост.Л.А.Карпенко. Под общ. ред. А.В.Петровского. – М., 2012. -251 с.
8. Психология: учебник для педагогических вузов / под ред. Б.А. Сосновского. –М., 2012. -660 с.
9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 12-е изд. Учебное пособие / Л.Д Столяренко. – Ростов на Дону: Феникс, 2013. -672 с.
Малая группа.
Малой группой называют объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. (наример: спортивная команда, школьный класс, нуклеарная семья, молодежная тусовка, производственная бригада).
Малая группа обладает следующими признаками:
Интегративность – мера единства, слитности, общности членов группы.
Микроклимат – психологическое самочувствие каждого индивида в группе, его удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней.
Референтность – принятие членами группы общих эталонов.
Лидерство – степень влияния тех или иных членов группы на группу в целом ради осуществления общих целей.
Интрагрупповая активность – мера внутри групповой активности ее членов.
Интергрупповая активность – степень активности группы в целом и ее членов с внешними группами.
Направленность группы – социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм.
Организованность – реальная способность группы к самоуправлению.
Эмоциональность – межличностные эмоциональные взаимосвязи членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы.
Интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения.
Волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям; ее надежность в деятельности и поведении в экстремальных ситуациях.
К простейшим параметрам любой группы относятся: состав и структура группы; групповые ожидания, процессы, нормы и ценности, санкции и поощрения. Каждый из этих параметров может приобретать различные значения в зависимости от типа изучаемой группы. Например, состав группы можно описать по возрастному, профессиональному, социальному и иному признаку.
Структура малой группы.
Под структурой группы понимается совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.
Социометрическая структура малой группы–это совокупность связей и отношений между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержениях, известных по результатам социометрического теста Д. Морено. Социометрическая структура группы строится на эмоциональных отношениях симпатиях и антипатиях, феноменах межличностной привлекательности и популярности.
Основные характеристики социометрической структуры малой группы:
1) характеристики социометрического статуса членов группы – положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений;
2) характеристики взаимных, эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы;
3) наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними;
4) социометрическая сплоченность группы – отношение числа взаимных выборов и отвержений к числу максимально возможных.
Структура межличностных выборов и отвержений в группе, представленная графически, называется групповой социограммой.
Коммуникативная структура малой группы–это совокупность связей между ее членами, в системах информационных потоков циркулирующих в группе.
Ролевая структура малой группы–это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.
При анализе процесса взаимодействия в группе выделяются:
1) роли, связанные с решением задач:
а) инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;
б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений;
в) координатор – координирует деятельность членов группы;
г) контролер – контролирует направление группы к поставленным целям;
д) оценщик – оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;
е) погонщик – стимулирует группу;
2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:
а) вдохновитель – поддерживает начинания других;
б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;
в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения;
г) нормировщик – нормирует происходящие в группе процессы;
д) ведомый – пассивно следует за группой.
Анализ ролевой структуры малой группы показывает, какие роли выполняет каждый из участников группового взаимодействия.
Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния.
Слагаемые структуры социальной власти:
1) роли властвующих – выражаются в директивном воздействии на статус и поведение подчиненных;
2) роли подчиненных – выражаются в повиновении и зависят от ролей властвующих.
Основной характеристикой структуры социальной власти и влияния формальной группы является официально закрепленная система связей, лежащая в основе руководства группы – феномен лидерства[9, с. 209–213].
Темы заданий по 3 разделу
1. Характеристика понятия «социальная группа». Малая группа и ее структура.
2. Классификация малых групп.
3. Понятие и отличительные характеристики команды. Типы команд.
4. Этапы формирования команды.
5. Типология командных ролей.
6. Власть как психологическое явление.
7. Теории лидерства.
8. Руководство и стили руководства.
9. Типология лидерства.
10. Личные черты лидера.
Список литературы к разделу 3
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов.– 5-е изд., перераб. и доп.– М.: Аспект-Пресс, 2013. – 363 с.
2. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие.– М.: Финансы и статистика, 2011.– 224 с.
3. Ефимова Н. С., Литвинова А. В. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2012.– 448 с.
4. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2012.– 318 с.
5. МайстерД.Делай то, что проповедуешь. Что руководители должны делать для создания организационной культуры, нацеленной на высокие достижения.Practice What You Preach: What Managers Must Do to Create a High Achievement Culture. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. – 164 с.
6. Пфеффер Дж. Власть и влияние. Политика и управление в организациях.– М., 2009.– 512 с.
7. Управление персоналом организации: Учебник / Под. ред. А.Я. Кибанова, 9-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФА-М. – 2013.- 547 с.
8. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 608 с.
9. Шейн Э.Г. Организационная культура и лидерство: учебник для слушателей, обучающихся по программам "Мастер делового администрирования": Пер. с английского. СПб.: Питер, 2011. – 315 с.
Организация как социальная система. Организационное поведение. Личность в организации. Качества руководителя и исполнителя. Корпоративная культура организации.Конфликты в организации.Трудовой коллектив. Карьера: виды, модели. Планирование и этапы деловой карьеры.
Организационное поведение.
Организационное поведение- область знаний, дисциплина, изучающая поведение людей и групп в организациях с целью нахождения наиболее эффективных методов управления ими для достижения цели организации. Организационное поведение, занимается формированием поведенческих моделей, разработкой навыков управления поведением, практическим использованием полученных навыков.
Основными практическими задачами организационного поведения является:
- формирование базовых теоретических представлений о поведении человека в организации;
- определение путей повышения эффективности трудовой деятельности человека, как в индивидуальном, так и в групповом режиме;
- изучение методов описания работников и группы, умение хвалить себя;
- выработка организационной культуры и управленческого имиджа.
На организационное поведение оказывают влияние внутренние (субъективные) и внешние (объективные) факторы.
Существуют следующие модели организационного поведения: авторизации, опеки, поддерживающая, коллегиальная.
Характеристика моделей представлена в таблице 1.
Поведение человека — совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций.
Таблица 1.
Модели организационного поведения
Характеристики | Авторизации | Опеки | Поддерживающая | Коллегиальная |
Базис модели | Власть | Экономические ресурсы | Руководство | Партнерство |
Ориентация менеджмента | Полномочия | Деньги | Поддержка | Работа в команде |
Ориентация работников | Подчинение | Безопасность и льготы | Выполнение рабочих заданий | Ответственное поведение |
Психологический результат | Зависимость от непосредственного начальника | Зависимость от организации | Участие в управлении | Самодисциплина |
Удовлетворение потребностей работника | В существо- вании | В безопасности | В статусе признании | В самореализации |
Участие работников в процессе труда | Минимальное | Пассивное сотрудничество | Пробужденные стимулы | Умеренный энтузиазм |
В зависимости от того, как сочетаются основополагающие составляющие поведения, может быть выделено четыре типа поведения человека в организации.
Первый тип поведения (преданный и дисциплинированный член организации) характеризуется тем, что человек полностью принимает ценности и нормы поведения, старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Второй тип поведения («приспособленец»)характеризуется тем, что человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Третий тип поведения («оригинал») характеризуется тем, что человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае у него может быть много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством. Четвертый тип поведения («бунтарь»)характеризуется тем, что человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации, все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации.
Личность в организации.
Личность — это, во-первых, системное качество индивида, объясняющееся его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, субъект и продукт социальных отношений.
Индивидуальность- это тип относительно устойчивого проявления того, как человек думает, чувствует, видит себя.
Структура личности. К.К. Платонов выделил в структуре личности четыре подструктуры или уровня:
1) биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);
2) психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли);
3) подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки);
4) подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности – убеждения).
Дополнительные характеристики личности.
1)Локус-контроль - качество характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным усилиям.
2) Самооценка.
3) Потребность в достижении причастности власти.
4) Склонность к риску.
5) Авторитарность.
6)Позиции человека.
7)Уровень притязания.
Корпоративная культура.
Корпоративная культура определяется как совокупность ценностей, обычаев, традиций, норм, верований и предположений, воплощенных в различных сторонах деятельности организации, и которые делают ту или иную организацию уникальной.
Корпоративная культура - это совокупность принимаемых всеми членами организации идей, взглядов, ценностей, которые являются ориентирами их поведения и действий. Главный показатель развитой корпоративной культуры: убежденность всех сотрудников в том, что их организация - наилучшая. Когда разные по характеру и содержанию люди объединяются для достижения единой цели и при этом отождествляют себя с организацией - можно говорить о корпоративном духе.
Компонентами корпоративной культуры являются:
-Миссия;
-Цели;
-Поведение и коммуникации;
-Ценности;
-Культура труда;
-Символы (артефакты): лозунги, ритуалы и др.
Корпоративная культура состоит из совокупности моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации.
Функции корпоративной культуры.
-На стадии знакомства с коллективом, закрепленная система ценностей и целей помогает новым сотрудником быстрее приспособиться в жизни в данной команде, тем самым, выполняя познавательную функцию;
-Культура в коллективе – это индикатор норм поведения в нем - регламентирующая функция;
-Накопление существующих ценностей, их воплощение в действиях сотрудников - функция общественной памяти;
-Зачастую корпоративная культура влияет на мировоззрение человека, и она вступает в конфликт с ценностями личными. Но возможно человек перенимает систему ценностей коллектива для своей жизни -смыслообразующая функция;
-Коммуникативная функция – за счет общих элементов культуры, норм поведения и целей, происходит взаимодействие сотрудников корпорации;
-Принятие культуры может пробудить в сотруднике скрытый потенциал - мотивационная функция;
-Культура в коллективе служит своего рода препятствием для нежелательных тенденций, выполняя охранную функцию;
-Формирование имиджа компании – клиентам или партнерам извне не нужно вникать в тонкости процесса, знакомиться с документацией, они формируют свое мнение о ней, исходя из ее системы ценностей и ориентиров;
-Образовательная функция – культура предполагает постоянное самосовершенствование и обучение, что благоприятно влияет на рабочую деятельность сотрудника;
С течением времени в коллективе остаются только наиболее приемлемые функции и вытесняются ненужные.
Типология корпоративной культуры. Существует обширная типология корпоративных культур, мы приведем некоторые из них.
Некоторые российские исследователи выделяют следующие типы современной российской корпоративной культуры: «друзья», «семья», культура «начальника».
Типология Камерона и Куинна делит корпоративную культуру на 4 вида. Клановая культура. Адхократическая культура. Иерархическая (бюрократическая) культура. Рыночная культура.
Конфликты в организации.
Конфликт -отсутствие между двумя или более сторонами согласия, каждая сторона делает все, чтобы была принята именно ее точка зрения, и препятствует другой стороне делать то же самое.
Причины конфликтов в организации.
-Распределение ресурсов.
-Взаимозависимость задач и обязанностей.
-Различия в целях.
-Различия в представлениях и ценностях.
-Различия в жизненном опыте и манерах поведения.
-Плохие коммуникации.
Выделяют четыре вида конфликтов в организации:
1. Внутриличностный конфликтили конфликт уровней психики. Одна из самых распространенных его форм — ролевой конфликт, когда к человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Он может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями или являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Он связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом.
2.Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
3. Конфликт между человеком и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Он может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации.
4.Межгрупповой конфликт.Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Это разногласия между линейным и штабным персоналом. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея закончится провалом.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Когда человек попадает в конфликтную ситуацию, для более эффективного решения проблемы ему необходимо выбрать определенный стиль поведения.
1. Приспособление: наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; предмет разногласия связан с более сложными проблемами по сравнению с теми, которые рассматриваются сейчас, а пока необходимо упрочить взаимное доверие; необходимо признать собственную неправоту; вы понимаете, что итог намного важнее для оппонента, чем для вас.
2. Компромисс (урегулирование разногласий путем взаимных уступок): у сторон одинаково убедительные аргументы; необходимо время для урегулирования сложных проблем; необходимо принять срочное решение при дефиците времени; вас может устроить временное решение; компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения с оппонентом, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем потерять все.
3. Сотрудничество (совместное принятие решения, удовлетвор