Практическое занятие по теме № 6а. Исследование личностных факторов риска психогенных заболеваний.

Доклад:Общая характеристика психогенных заболеваний.

Содоклад:Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и его психопрофилактика.

Вопросы для практической работы:

1. Личностные факторы и способы их выделения.

2. Расчет взаимосвязи личностных факторов и риска психогенных заболеваний.

Рекомендуемая литература:

1. Психология здоровья: Учебник для вузов / под ред. Г.С.Никифорова. – СПб., 2003.

2. Практикум психологии здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб., 2005.

3. Секач М.Ф. Психология здоровья / учебн. пособие для высшей школы. – М., 2005.

4. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях./ Учебн. пособие. – М., 2000

5. Коркина Л.В., Лакосина В.А., Личко С.В. Психиатрия./ Учебник, - М., 1996.

6. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. / Учебн. пособие, - Ростов-на-Дону, 1998.

7. Кондрашенко Д.И., Донской В.А. Общая психотерапия. / Учебник, – Ростов-на-Дону 1996

Семинарское занятие по теме № 7а. Представления о механизмах психологической защиты.

Доклад:Психоаналитический подход к исследованию механизмов психологических защит.

Содоклад:Классификации психологических защит в современной психологии.

Вопросы для обсуждения:

1. Роль и место психологических защит в поддержании психического здоровья человека.

2. Направления психологической коррекции системы психологических защит человека.

Рекомендуемая литература:

1. Психология здоровья: Учебник для вузов / под ред. Г.С.Никифорова. – СПб., 2003.

2. Практикум психологии здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб., 2005.

3. Секач М.Ф. Психология здоровья / учебн. пособие для высшей школы. – М., 2005.

4. Р.Урсано, С.Зонненберг, С.Лазар. Психодинамическая психотерапия: Краткое руководство. – М., 1992.

5. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. / Учебн. пособие, - Ростов-на-Дону, 1998.

6. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.

Семинарское занятие по теме № 8а. Оптимизация психической устойчивости.

Доклад:Психическая устойчивость как инструмент поддержания здоровья человека.

Содоклад:Структура психической устойчивости и ее компоненты.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности как средство оптимизации психической устойчивости.

2. Рекомендации в сфере организации досуга и быта человека для поддержания его психической устойчивости.

Рекомендуемая литература:

1. Психология здоровья: Учебник для вузов / под ред. Г.С.Никифорова. – СПб., 2003.

2. Практикум психологии здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб., 2005.

3. Секач М.Ф. Психология здоровья / учебн. пособие для высшей школы. – М., 2005.

4. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. – М., 1992.

5. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях./ Учебн. пособие. – М., 2000

6. Коркина Л.В., Лакосина В.А., Личко С.В. Психиатрия./ Учебник, - М., 1996.

Практическое занятие по теме № 9а. Самопрограммирование психической устойчивости.

Доклад:Способы самопрограммирования и саморегуляции человека.

Содоклад:Индивидуальный психофизический тренинг как средство поддержания здоровья человека.

Вопросы для обсуждения:

1. Методика аутогенной тренировки И.Шульца.

2. Прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону.

3. Методика самовнушения по Куэ.

Рекомендуемая литература:

1. Психология здоровья: Учебник для вузов / под ред. Г.С.Никифорова. – СПб., 2003.

2. Практикум психологии здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб., 2005.

3. Секач М.Ф. Психология здоровья / учебн. пособие для высшей школы. – М., 2005.

4. Кондрашенко Д.И., Донской В.А. Общая психотерапия. / Учебник, – Ростов-на-Дону 1996

5. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. – М., 1995

IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ1

1. Взаимосвязь самооценки личности с уровнем личностной тревожности и методы его коррекции.

2. Преодоление негативных функциональных состояний с помощью методов саморегуляции.

3. Преодоление трудностей межличностного общения средствами групповой и индивидуальной психологической помощи.

4. Влияние социальной среды на состояние здоровья человека.

5. Уровень притязаний – как интегральная характеристика самосознания личности.

6. Психопрофилактика употребления наркотических веществ.

7. Диагностика психотравмирующего стресса и его последствий.

8. Влияние сложных ситуаций профессиональной деятельности на психическое здоровье персонала.

9. Реабилитационно-восстановительное направление в психологии здоровья.

10. Методы патопсихологической диагностики в психологии здоровья.

11. Теория системной динамической локализации высших психических функций Л. С. Выготского и А. Р. Лурии и ее значение для психологии здоровья.

12. Синдромный подход основа изучения психофизиологической основы психического здоровья.

13. Проблемы восстановительной работы и исследований в психологии здоровья.

14. Пути и методы восстановления высших психических функций.

15. Характеристика стресса и психической травмы у лиц, переживших психотравмирующее воздействие.

16. Сущность и симптоматика посттравматического стрессового расстройства.

17. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – как базовое психическое нарушение.

18. Психологические последствия травмы и инвалидности.

19. Оперативная диагностика психических расстройств.

20. Методы диагностики посттравматических стрессовых расстройств.

21. Психологическая самопомощь с использованием техники самовнушения по методу Куэ.

22. Психологическая самопомощь с использованием техники аутотренинга по методу Шульца.

23. Психологическая самопомощь с использованием техники нервно-мышечной релаксации по методу Джекобсона.

24. Психологическая самопомощь с использованием экспресс-методов психической саморегуляции.

25. Психогенные заболевания. Практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья.

26. Психогенные заболевания, связанные с профессиональной деятельностью и их профилактика.

27. Помощь детям и подросткам по вопросам сохранения психического здоровья.

28. Практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья населения.

29. Мотивы истинных самоубийств. Детерминация суицидального поведения.

30. Особенности и факторы аффективного и демонстративно-шантажного суицидального поведения.

V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

1. Методики оценки соматического здоровья (Гарвардский степ-тест, оценка анаэробной работоспособности, аэробной производительности).

2. Методики самооценки уровня физического здоровья человека.

3. Способы определение психической устойчивости личности (методики Прогноз-2, МЛО-АТ).

4. Взаимосвязь физического здоровья и психической устойчивости.

5. Личностные факторы психической устойчивости.

6. Психодинамические факторы психической устойчивости.

7. Социальные и социально-психологические факторы психической устойчивости.

8. Стресс жизни как фактор психического здоровья.

9. Профессиональная деятельность как стрессогенный фактор здоровья.

10. Способы преодоления отрицательных стрессовых состояний.

11. Возможности психологической профилактики и лечения алкоголизма.

12. Способы оказания психологической помощи в целях профилактики наркомании.

13. Исследование суицидального риска с использованием методик СР-10, СР-45.

14. Биографический анализ суицидального риска.

15. Системно-ситуативный анализ риска суицидальности.

16. Личностные факторы здорового образа жизни и способы их выделения.

17. Взаимосвязь личностных факторов с риском психогенных заболеваний.

18. Роль и место психологических защит в поддержании психического здоровья человека.

19. Направления психологической коррекции системы психологических защит человека.

20. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности как средство оптимизации психической устойчивости.

21. Рекомендации в сфере организации досуга и быта человека для поддержания его психической устойчивости.

22. Методика аутогенной тренировки И.Шульца.

23. Прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону.

24. Методика самовнушения по Куэ.

25. Подходы к определению нормы здоровья в медицине и психологии.

26. Диагностика состояния здоровья в медицине и психологии.

27. Теория черт как обоснование факторов психической устойчивости личности.

28. Алекситимия как фактор психической неустойчивости человека.

29. Стресс как особое психическое состояние.

30. Дистресс и эустресс – различия влияния стресса на жизнедеятельность человека.

31. Алкоголизм – психическая болезнь: ее этиология, патогенез и клинические проявления.

32. Наркомания как психическое заболевание.

33. Психологические факторы суицидального риска.

34. Виды суцидального поведения

35. Общая характеристика психогенных заболеваний.

36. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и его психопрофилактика.

37. Психоаналитический подход к исследованию механизмов психологических защит.

38. Классификации психологических защит в современной психологии.

39. Психическая устойчивость как инструмент поддержания здоровья человека.

40. Структура психической устойчивости и ее компоненты.

41. Способы самопрограммирования и саморегуляции человека.

42. Индивидуальный психофизический тренинг как средство поддержания здоровья человека

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Литература

Основная:

1. Психология здоровья: Учебник для вузов / под ред. Г.С.Никифорова. – СПб., 2003.

2. Практикум по психологии здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб., 2005.

3. Секач М.Ф. Психология здоровья / учебн. пособие для высшей школы. – М., 2005.

Дополнительная;

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. / Учебн. пособие, - Ростов-на-Дону, 1998.

2. Актуальные проблемы суицидологии: Труды МНИИ психиатрии. – М., 1981.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968, М., 2000.

4. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М., 1982, кн.2, Спб., 2001.

5. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988.

6. Выготский Л.С. Лекции по психологии // Собр. соч. в 6-ти т. М., 1982-1984.

7. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья (монография). – СПб., 2000.

8. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 2001.

9. Зейгарник Б.В. Патопсихология. /Учебник – М., 2000

10. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1988.

11. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

12. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб. 2002

13. Кондрашенко Д.И., Донской В.А. Общая психотерапия. / Учебник, – Ростов-на-Дону 1996

14. Коркина Л.В., Лакосина В.А., Личко С.В. Психиатрия./ Учебник, - М., 1996.

15. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. – М., 1992.

16. Лебедев В.И.Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. / Учеб. пособие. – М., 2002

17. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. – М., 1981.

18. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие.- М. 2002

19. Линдеман Х. Система психофизического саморегулирования.. – М., 1992.

20. Психология индивидуальных различий. Тексты. // Под ред. Ю.Б. Гипенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982, 1999.

21. Практикм по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учеб. пособие / Под общ. ред. В.А.Бодрова – М., 2003.

22. Селье Г. Стесс без дистресса. – Рига, 1992.

23. Симерицкая И.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 2001

24. Соколова Е.Т. Введение в психологию телесности. – М., 2001.

25. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях./ Учебн. пособие. – М., 2000

26. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учебн. пособие. – СПб., 1999.

27. Суицидология. Прошлое и настоящее. – М., 2001.

28. Р.Урсано, С.Зонненберг, С.Лазарус. Психодинамическая психотерапия: Краткое руководство. – М., 1992.

29. Хомская Е.Д. Нейропсихология. / Учебник – М., 2005.

30. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение больных при локальных поражениях мозга. – М., 2001

31. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. – М., 1995

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Методические рекомендации преподавательскому составу.

Преподавание дисциплины следует вести с учетом имеющихся у студентов знаний по общей и социальной психологии. Изучение дисциплины осуществляется в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции и практические занятия.

Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов, использованием электронно-вычислительной техники.

Основные требования к лекции:

Содержание:

- научный уровень, убедительность и доказательность основных положений лекции, точность терминологии и четкость формулировок;

- логическая стройность лекции, наличие в ней введения, основных вопросов и кратких выводов по каждому их них, заключения, связь учебного материала с пройденными темами, смежными дисциплинами;

- новизна учебного материала, его связь с жизнью, с достижениями науки и практики, с требованиями нормативных документов, с будущей работой студентов;

- внедрение передового опыта обучения и воспитания, новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения.

Организация занятия:

- контрольный опрос студентов;

- требование наличия у обучающихся конспектов лекций, полнота отражения в них материалов пройденных тем;

- выделение резерва учебного времени для вопросов обучающихся.

Методика проведения:

- использование новых форм и методов обучения, активизации познавательной деятельности студентов;

- высокая культура и техника речи преподавателя, умение ясно излагать свои мысли, лаконично отвечать на заданные вопросы;

- умеренный темп изложения учебного материала, его соответствие возможностям ведения полноценного конспекта;

- использование психологической разрядки и других приемов для поддержания работоспособности обучающихся, восстановления или усиления внимания;

- контроль за аудиторией и наличие обратной связи с ней;

- конкретность задания для самостоятельной работы студентов.

На семинарских занятиях обсуждаются и закрепляются наиболее важные разделы психологии здоровья.

Семинары имеют цель углубленного изучения учебной дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирования и развития у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

Подготовка студентов к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара), которое разрабатывается на кафедре и доводится до обучающихся до проведения первых занятий по теме семинара. Семинар проводится лектором данного потока.

Основные требования к проведению семинара:

Содержание:

- актуальность тем докладов и вопросов, вынесенных на семинар, их нацеленность на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях;

- теоретический и научный уровень выступлений, докладов, сообщений, рефератов обучающихся, связь рассматриваемых положений с жизнью и практикой, будущей работой;

- способность студентов самостоятельно и творчески мыслить, выдвигать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, свободно излагать учебный материал.

Организация занятия:

- своевременность выдачи обучаемым вопросов семинара, проведения групповых и индивидуальных консультаций;

- порядок контроля подготовленности студентов к занятию, наличия и качества конспектов рекомендованной литературы;

- обеспеченность студентов учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами.

Методика проведения:

- соответствие избранной формы семинара учебным и воспитательным целям занятия;

- активность обучающихся, их заинтересованность в содержательной и живой полемике по вынесенным на занятие вопросам;

- объективность преподавателя в оценке уровня знаний студентов, умение подмечать и своевременно поправлять обучающихся, допускающих ошибки, неточности, оговорки;

- свободное владение со стороны преподавателя формами и методами активизации познавательной деятельности обучаемых;

- культура и техника речи преподавателя;

- способность преподавателя создать на занятии условия для дискуссии, развития творческого мышления и самостоятельности студентов, проявления личной инициативы;

- порядок подведения итогов семинара.

Практические занятия должны носить проблемно-поисковый и прикладной характер. На практических занятиях закрепляются знания студентов, полученные ими на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Излагаемый материал желательно тесно увязывать с результатами эмпирических исследований по психологии здоровья, использовать данные, полученные при анализе конкретных ситуаций. Практикуются выступления студентов с докладами и рефератами по наиболее важным и интересным вопросам. В процессе практических занятий студенты приобретают навыки самостоятельного анализа явлений психологии здоровья, включающих в себя психологическую составляющую, либо психологических феноменов, имеющих практическое значение, учатся вырабатывать, профессиональное отношение к сложным явлениям действительности, применять психодиагностический и иной психологический инструментарий к объектам исследований психологии здоровья.

В качестве текущего контроля на практических занятиях проводятся опрос студентов и тестирование по пройденным темам. Тесты для контроля знаний студентов имеются как в бланковом, так и в электронном виде.

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий, ответы на вопросы для самоконтроля, просмотр видеофильмов по матери­алам курса, а также подготовку докладов к семинарам. По ряду тем, по которым не предусмотрено проведения практических занятий, изучение учебного материала основано на самостоятельной работе студентов.

Для оказания помощи студентам в их самостоятельной работе по учебной дисциплине читаются лекции, проводятся практические занятия, групповые и индивидуальные консультации, разрабатываются опорные конспекты.

На заочном отделении наибольшее количество часов отведено на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная подготовка студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий для самостоятельной работы, указанных в конце каждой темы, написание рефератов.

Студенты заочного и очно-заочного отделения должны полностью освоить программу учебной дисциплины и сдать зачет. В силу специфики заочного обучения время на аудиторные занятия со студентами значительно сокращено по сравнению с очным отделением. Поэтому основной формой обучения для студентов-заочников является самостоятельная работа над материалом. Для студентов читаются установочные лекции, в которых преподаватель излагает структуру рассматриваемой темы, ее основные теоретические положения и дает методические советы по ее самостоятельному изучению. Требования к знаниям студентов-заочников на зачете такие же, как и на очном отделении.

Методические рекомендации по контролю успеваемости.

Текущая аттестация (текущий контроль) уровня усвоения содержания дисциплины рекомендуется проводить в ходе всех видов учебных занятий методами устного и письменного опроса (работ), в процессе выступлений студентов на семинарских (практических) занятиях и защиты рефератов, а также методом тестирования.

Качество письменных работ оценивается исходя из того, что студенты:

- выбрали и использовали форму и стиль изложения, соответствующие целям и содержанию дисциплины;

- применили связанную с темой информацию, используя при этом понятийный аппарат специалиста в данной области;

- представили структурированный и грамотно написанный текст, имеющий связное содержание.

Изучение учебной дисциплины завершается экзаменом (зачетом). Он проводится индивидуально с каждым студентом, в устной форме.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена (зачета) в ходе экзаменационной сессии с выставлением итоговой оценки по дисциплине. К экзамену (зачету) допускаются студенты, успешно выполнившие все виды отчетности, предусмотренные по дисциплине учебным планом.

Экзамен (зачет) имеет цель проверить и, оценить уровень знаний, полученных студентами, умение применять их к решению практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебной программы.

Форма проведения экзамена (зачета) определяется ректором института по представлению кафедры.

Экзамен (зачет) принимается лектором данного потока. В помощь основному экзаменатору, решением декана (заведующего кафедрой) назначаются преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине. В аудитории, где принимается экзамен (зачет), могут одновременно находиться студенты из расчета не более четырех экзаменующихся на одного экзаменатора.

Студенты допускаются к экзамену (зачету) при условии сдачи всех контрольных работ, защиты задач, рефератов, имеющих положительные оценки по всем формам различных видов итоговых практических занятий (семинарам, индивидуальным собеседованиям, практическим занятиям), предусмотренных учебным планом.

Студенты, не ликвидировавшие в установленное время задолженности к сдаче экзаменов (зачетов) не допускаются.

Документом для экзаменатора, свидетельствующим о допуске студента к экзамену (зачету) по данному курсу, является экзаменационная ведомость со списком студентов, допущенных к экзамену (зачету) и зарегистрированная в учебном отделе.

Билеты (тесты) разрабатываются кафедрой, обсуждаются на заседании кафедры, подписываются заведующим кафедрой и, утверждаются деканом факультета

На экзамене (зачете) должны быть следующие документы и материалы:

- Учебные программы по сдаваемой дисциплине (не менее 5-ти экземпляров);

- Экзаменационные билеты (2 экземпляра: один — перечнем, другой — в конвертах);

- Критерии оценки ответов студентов;

- Зачетные книжки (полностью заполненные);

- Учебные карточки студентов;

- Экзаменационные ведомости, зарегистрированные в учебном отделе (с отметками о не допуске студента к экзамену по тем или другим причинам);

- Журнал учета занятий с оценками по дисциплине;

- Листы письменного или устного ответа.

Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или «зачтено», «незачтено». Оценка объявляется студенту по окончании им ответа на экзамене (зачете). Положительная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачтено») заносится в экзаменационную ведомость, зачетную книжку и учебную карточку студента лично преподавателем. Оценка «неудовлетворительно» или «незачтено» проставляется только в экзаменационную ведомость и учебную карточку студента.

Общими критериями, определяющими оценку знаний, являются:

- для отличной оценки — наличие глубоких, исчерпывающих знаний в объеме пройденного курса в соответствии с поставленными программой курса целями обучения, правильные, уверенные действия по применению полученных знаний на практике, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе, знание дополнительно рекомендованной литературы.

- для хорошей оценки — наличие твердых и достаточно полных знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, незначительные ошибки при освещении заданных вопросов, правильные действия по применению знаний на практике, четкое изложение материала.

- для удовлетворительной оценки — наличие твердых знаний в объеме пройденного курса в соответствии с целями обучения, наложение ответов с ошибками, исправляемыми после дополнительных вопросов, необходимость наводящих вопросов, в целом правильные действия по применению знаний на практике.

- для неудовлетворительной оценки - наличие грубых ошибок в ответе, непонимание сущности излагаемого вопроса, неумение применять знания на практике, неуверенность и неточность ответов на дополнительные и наводящие вопросы;

При оценке письменных работ преподаватель обязан учитывать грамотность изложения, чистоту и правильность оформления. Работа, правильно передающая специальное содержание предмета, но изложенная с грамматическими ошибками или ошибками в графическом оформлении, не может быть оценена выше, чем «удовлетворительно». Работа, выполненная с грубыми грамматическими ошибками, неграмотно или небрежно графически оформленная, должна быть оценена как неудовлетворительная.

7.2. Методические указания студентам.

Учебная дисциплина базируется на общей психологии. Однако по специфике изучаемых проблем и практической направленности она неразрывно связана с другими науками. Сложный и многоплановый курс призван обеспечить понимание психологических

Программа дисциплины соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности.

В учебном курсе раскрываются понятийный аппарат и методологическая база, ее структура и исторические аспекты; рассматриваются проблемы .

Изучив дисциплину студенты должны:

иметь представление:

- о теоретическом и эмпирическом знании в области психологии здоровья и его особенностях;

- о системе методов изучения состояния здоровья человека и на духовном, социальном, психическом и соматическом уровнях;

- о психологических средствах и способах поддержания и укрепления здоровья человека и формировании здорового образа его жизни;

знать:

- различные подходы к определению здоровья человека на различных уровнях его жизнедеятельности;

- методы получения, обработки и описания эмпирических данных об актуальном состоянии здоровья человека;

- способы оказания психологической помощи и систему средств по поддержанию и укреплению здоровья человека;

- теорию формирования психогенных заболеваний и возможности психологии по оптимизации психической устойчивости человека;

уметь:

- самостоятельно выделять психологические проблемы в области психологии здоровья и формулировать рекомендации по поддержанию здоровья как отдельного человека, так и трудовых коллективов;

- планировать и проводить мероприятия по укреплению и поддержанию здоровья и прогнозировать динамику его изменения в различных условиях жизнедеятельности человека и трудовых коллективов;

иметь опыт (навык):

- использования психотехнических приемов в исследовательской и практической работе с людьми по поддержанию и укреплению их психического здоровья;

- применения методов саморегуляции для поддержания здоровья в сложных ситуациях жизнедеятельности;

- анализа и представления результатов психологического исследования в области оценки и прогнозирования состояния здоровья людей.

Содержание программы учебной дисциплины представлено логически взаимосвязанными темами. После развернутого описания содержания каждой темы даны номера литературных источников из общего списка, рекомендуемых для изучения по конкретной тематике.

В обзорных лекциях дается характеристика методологических основ. Отведенных часов достаточно чтобы получить основные представления о дисциплине,

В процессе самостоятельной работы студенты должны:

· усвоить язык психологии и понятийный аппарат;

· закрепить наиболее важные разделы;

· овладеть навыками самостоятельного изучения научной литературы по теории, методологии и методике изучаемой дисциплины;

· приобрести умения самостоятельного анализа психологических феноменов, имеющих прикладное значение;

· выработать профессиональное отношение к сложным явлениям действительности.

Основные требования к содержанию реферата

Реферат - форма самостоятельной работы, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету – углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в реферативной работе обычно не предусматривается. Тема реферата должна быть предложена преподавателем, но может быть сформулирована и самим студентом (при условии обоснования ее целесообразности и согласия преподавателя руководить ее выполнением).

При подготовке реферата необходимо использование достаточного для раскрытия темы количества источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме (книг и статей).

Объем реферата определяет сам референт. Обычно объем реферата колеблется от 5 до 25 машинописных страниц. Оптимальным считается объем 15-18 страниц.

Реферат должен иметь титульный лист, оглавление и краткий список использованной литературы. Список использованной литературы размещается на последней странице рукописи реферата. На этот список следует обратить особое внимание. Во всех академических работах списки литературы должны соответствовать правилам описания произведений печати. Эти правила изложены в ГОСТ 7.1-84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Реферат должен быть написан простым, ясным языком, без претензий на «наукообразность». Следует избегать сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если такие термины и символы приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте.

Наши рекомендации