Теория социального действия и социального взаимодействия

Социальные действия – это действия, которые предпринимаются с учетом активной или потенциальной реакции на них других людей. В действиях такого типа второй субъект проявляется уже не только как адресат, к которому обращено действие, но и как партнер, реагирующий на это действие, по крайней мере, потенциально. Реакции партнера выступают здесь как наша собственная проекция, направляющая наши действия еще до того, как наступит настоящая реакция.

Социальное действие – "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом/лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него". Впервые понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер. Кроме того, он разработал первую классификацию типов социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов. Так, им выделялись

1) целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;

2) ценностнорациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;

3) аффективное - определяется эмоциями;

4) традиционное - определяется традицией или привычкой

По определению американского философа и социального психолога Джорджа Герберта Мида, ключевым моментом успешного социального действия является адекватное «представление себе другого», идентификация партнера, к которому обращено наше действие и который должен исполнить наши ожидания.

Социальное взаимодействие – «способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.» Социальное взаимодействие родственно понятию "социальное действие".

Основные условия социального взаимодействия

1) Соприсутствие(наличие двух и более индивидов);

2) Совместное действие(совершение ими каких-то действий, влияющих на переживания и поступки друг друга);

3) Общественные события(наличие проводников передающих влияние).

К основным теориям социального взаимодействия можно отнести следующие: теория обмена, символическийинтеракционизм, теорию управления впечатлениями, этнометодологию.

1) Теория обмена:обменные взаимоотношения постоянно имеют место во взаимодействии между людьми. Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно вознаграждались его поступки в прошлом.

По мнению Питера Блау, существуют четыре основных вида вознаграждений: деньги, социальное одобрение, уважение и уступки. Наиболее ценное средство вознаграждения – это уступки, изменение поведения со стороны получателя услуги.

По мнению Джорджа Хоманса можно выделить четыре основных принципа поведения людей при взаимодействии:

1)принцип успеха:чем чаще вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

2) принцип стимула:если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия;

3) принцип ценности:если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;

4) принцип пресыщения:когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

2) Один из основателей символического интеракционизма — Джордж Мид, считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Мы разгадываем намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Мид выделил два типа действий. Незначимый символ представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания. С точки зрения Мида более важную роль играет значимый символ. В этом случае люди не реагируют автоматически на внешнее воздействие. Действие (жест) - значимо, так как оно связано с осмыслением не только поступков, но и намерений. Для этого необходимо поставить себя на место другого человека, или, по мнению Мида, «принять роль другого». Такой процесс сложен, но он проявляется почти во всех наших взаимодействиях с другими людьми. Мы способны на это, потому что с детства нас учат придавать значение предметам, действиям и событиям. Когда мы придаем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятие, действие или предмет символизируют или выражают смысл другого понятия, действия или предмета. Представители символического интеракционизма исходят из того, что социальные роли мужчин (юношей, мальчиков) и женщин (девушек, девочек) являются продуктами значимых символов.

Герберт Блумер считал, что символический интеракционизм базируется на следующих идеях: 1) люди действуют скорее на основе значений (смыслов), которые они придают предметам и событиям (символам), чем просто реагируют на внешние события или потребности организма; 2) значения (смыслы) не является жестко зафиксированными, а создаются, развиваются и изменяются во взаимодействии; 3) значения (смыслы) – результат интерпретаций, полученных при «принятии роли другого».

3) Эрвин Гоффман отводил важную роль в социальном взаимодействии так называемому «управлению впечатлениями». Он считал, что очень часто люди сами создают ситуации или используют уже сложившиеся ситуации, для того чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят впечатление на других людей. Эта концепция названа управлением впечатлениями или драматургическим подходом. Люди чрезвычайно восприимчивы к тому, как их видят другие, многочисленными способами стараются управлять впечатлением, которое хотят произвести на других, и добиться желаемых реакций. Хотя иногда это делается сознательно, но обычно мы управляем впечатлением, которое стараемся произвести на других, неосознанно.

4) Этнометодология, по мнениюГарольдаГарфинкеля—изучение «этнометодов» (народных или обыденных методов), которыми люди пользуются для того, чтобы осмыслить действия и речь других. Каждый человек пользуется своими методами осмысления процесса взаимодействия с другими, причем применяет их неосознанно. Мы можем понять смысл разговора правильно в том случае, если известен контекст ситуации, который не проявляется в самих словах. Слова, которые мы используем в обычном разговоре, не всегда имеют точное значение, наши ответы на вопросы зависят от того, кто нас спрашивает, какого рода деятельностью мы занимаемся вместе и т.д. То есть в процессе беседы и разговора всегда есть так называемые «фоновые ожидания». Социальная структура воздействует на сознание индивида через «фоновые ожидания», под которыми имеются в виду социально одобряемые установки на те или иные действия, которые могут не осознаваться и не подвергаться рефлексии самими деятелями. Эти установки определяют, когда уместно что-то сказать ли промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д. Мы считаем многое само собой разумеющимся, особенно когда общаемся с людьми которых очень хорошо знаем. Мы особенно глубоко ощущаем важность общепринятых значений, которые служат основой нашего взаимодействия, когда эти значения меняются. Этнометодология напомнила социологам, которые часто придают главное значение формальным аспектам социальной жизни, о том, что правила общения и взаимодействия образуют более сложную, чем кажется на первый взгляд, структуру.

Типы социального действия

Социальные действия можно разделить на несколько типов в зависимости от того значения, психологического или культурного, которое мы связываем с этими действиями, а также в зависимости от тех ожиданий, какие мы связываем с возможной реакцией партнера.

1) Целерациональные действия

Рациональность в простейшем значении этого слова означает не что иное, как расчет. Речь, следовательно, идет о таких действиях, которым предшествует определенная попытка прикинуть возможность, представить последствия, произвести предварительный расклад сил, следующая за появлением определенного замысла. Противоположность этому составляю действия импульсивные, спонтанные, необдуманные. В более сложном понимании рациональность – это такой расчет пользы и потерь, который направлен на увеличение первых и минимизацию вторых частей данных оппозиций, к тому, чтобы самым экономным или самым безболезненным способом реализовать важнейшие цели исходного замысла.

2) Ценностно-рациональные действия

Речь идет о действиях людей, для которых поставленная цель представляет собой такую высокую ценность, что они готовы пойти на самые большие траты и жертвы, заплатить любую цену, понести самые большие расходы, чтобы только достичь её.

3) Традиционные действия

Здесь мы действуем тем или иным образом просто потому, что так что-то делалось всегда, или потому, что так поступают все в нашей среде. Действия такого рода придают социальной жизни определенный автоматизм. Они освобождают нас от необходимости каждый раз принимать решение, делать выбор, раздумывать и рассчитывать.

4) Аффективные (эмоциональные) действия

В этом случае мы предпринимаем определенное действие не для того, чтобы достичь поставленной перед собой цели, и не потому, что так делают другие, а потому, что испытываем сильнейшую потребность выразить таким образом определенное душевное состояние — радость, гнев, страх и т.п.

Наиболее адекватная реакция на аффективные действия партнера - эмпатия - попытка войти в его положение, понять его состояние, вникнуть в те чувства, которыми он обуреваем, что вполне возможно, поскольку все люди время от времени переживают подобные состояния.

Особая определенная разновидность аффективных действий - это действия, в ходе которых эмоции имитируются с целью оказать влияние на партнера. Такие действия уже не являются выражением душевной экспрессии, психического состояния. Скорее, их можно считать рациональной, специально рассчитанной манипуляцией и, следовательно, отнести к типу инструментальных рациональных действий.

Модель социального действия

М. Вебер определяет социальное действие так: «Социальное действие... соотносится по своему смыслу с поведением других субъектов и ориентировано на него». Иными словами, действие становится социальным, когда в своем целеполагании затрагивает других людей или обусловлено их существованием и поведением.

В модель социального действия Парсонса включаются следующие элементы:

1) Субъект действия, «деятель» или «актор»;

2) Цель или представление о будущем социальном порядке в рамкахконкретной ситуации;

3) Ситуация, направление развития которой в одном или нескольких отношениях, кардинально отличается от цели. Эта ситуация может анализироваться с помощью 2 типов элементов: тех, которые субъект действия не может проконтролировать и тех, которые он не может контролировать. Для первых можно использовать термин «условия» действия, для вторых – «средства».

4) Альтернативные средства достижения цели.

Для осуществления действий в соответствии с нормами Парсонсустанавливает следующие условия:

1) Приспособление к внешним условиям (удовлетворение минимальных потребностей индивидов с тем, чтобы они смогли принять участие в системе действий);

2) Достижение цели (действие рассматривается как целенаправленная деятельность, которая совершается в условиях множественности индивидуальных носителей действия и включает в себя исполнение ролей);

3) Интеграция (решающим является действие в соответствии с ожидаемыми ролями и с направленностью на внутреннее, замкнутое равновесие системы);

4) Сохранение норм поведения и урегулирование конфликтов (под этим понимается культурная система, зависящая от упорядоченного взаимодействия нормативно-ориентированного поведения).

В основе теории Парсонса лежат 6 постулатов:

1) Действие (акция) является целенаправленным;

2) Оно происходит в ситуации и ориентируется на нее;

3) Поведение как деятельность нормативно регулируется и подчине-

4) но социальным нормам;

5) Поведение мотивационно обусловлено;

6) Всякое действие есть акция действующего;

7) Действия выступают в системах.

Социальные отношения

Социальные отношения – взаимодействия между одними и теми же партнерами, которые носят не только повторяющийся или регулярный, но и регулируемый характер.

Первая характерная черта таких отношений между двумя партнерами – наличие множества взаимодействий. Эти отношения создают определенные рамки, схему или некий общий контур, внутри которого происходит множество взаимно ориентированных действий. Вторая особенность заключается в том, что эти действия, в отличие от повторяющихся и регулярных взаимодействий, не являются однородными; напротив, они крайне разнообразны, иначе говоря «многопредметны», связаны с различными темами. Третьей важной чертой этих социальных отношений является их прочность. Четвертая существенная сторона взаимодействий, которые реализуются в рамках супружеских отношений, это их нормативное регулирование. В большей своей части и в значительной мере они не носят характер спонтанных, ничем не связанных, свободных действий, но являются результатом того, что партнеры следуют определенным, обязательным для них образцам, примерам.

Типы социальных отношений:

1) Инструментальные

Отношения, участие в которых рассматривается людьми как способ получения какой-то выгоды, каких-то благ, при этом само по себе оно не представляет для партнеров никакой ценности.

2) Самоценные

Это такие отношения, цель которых заключается в них самих. Люди вступают в них только ради того удовлетворения, которое они получают от самих этих отношений, не думая при этом ни о какой выгоде.

3) Формальные

Социальныесвязи, в которых действия партнеров очень подробно, детально определены и трактуются как обязательные, вплоть до того, что несоблюдение предписанных правил может разрушить и ликвидировать сами социальные связи. Обычно мы говорим, что такие отношения обязывают к соблюдению определенной формы.

4) Неформальные

Отношения, которые реализуются в рамках действий и взаимодействий самого разного вида и протекают в значительной мере спонтанно.

5) Диффузные

Отношения, включающие значительный объем взаимодействий, множество разных тем и предметов, вокруг которых эти взаимодействия совершаются.

6) Специфичные

Отношения, ограниченные одним предметом, одной темой.

7) Постоянные

Социальные отношения, в структуру которых включена длительность

8) Временные (срочные)

Социальные отношения, которые укладываются в ограниченные временные рамки.

9) Эгалитарные

Социальные отношения, строящиеся на основе равенства. Это те отношения, в которых социальным позициям партнеров свойственны равные или близкие прерогативы, шансы доступа к признанным в обществе ценностям.

10) Неэгалитарные

Социальные отношения, которые уже по самому своему характеру исходят из положения неравенства или ставят партнеров в положение неравенства.

11) Гомогенные

Социальные связи, в которых позиции участвующих партнеров по своей сущности не имеют сильных социальных различий.

12) Гетерогенные

Социальные связи, в которых позиции участвующих партнеров по своей сущности сильно отличаются друг от друга в разных аспектах.

13) Интимные

Социальные отношения, в которых эмоциональная мотивация и выражение чувств не только допустимы, но и ожидаемы.

14) Официальные

Социальные отношения, в которых руководствоваться эмоциями и даже проявлять эмоции считается неприличным.

15) Первичные

Для них характерны интимность, неформальность, личное знакомство между партнерами, непосредственность взаимодействия «лицом к лицу» (face-to-face), широкий круг и тематическое разнообразие предпринимаемых действий и взаимодействий, при этом спонтанность значительно преобладает над регулированием, сильная идентификация с партнерами играет большую роль, очевидна допустимость эмоций.

16) Вторичные

Их отличают официальность, формальность, анонимность, инструментальный характер мотивации, высокая мера специализации и узкий тематический круг действий и взаимодействий, строгое нормативное регулирование, слабо выраженная идентификация с партнерами, эмоциональная сдержанность.

Иной терминологией пользовался для обозначения таких различий автор знаменитого исследования, появившегося XIX в., Фердинанд Теннис. Он говорил об отношениях типа Gemeinschaft (происходящих в одной узкой общности, в «моей» семье, «моем» кругу и т.п.) и об отношениях типа Gesselschaft (происходящих в более широком контексте - в обществе, между коллегами, товарищами, внутри организаций).

Социальные общности

Социальная общность– некая социально значимая совокупность людей, имеющих общие признаки по их месту и роли в системе общества, по образу жизни и вступающих во взаимодействие с другими общностями, отличающимися от них. Индивиды включаются (объективно и субъективно) в различные социальные общности: кровно–родственные, территориальные, демографические (половые, возрастные), этнонациональные. В общности объединяются люди одной профессии или одного рода деятельности (шахтеры, врачи, учителя, металлурги, атомщики); с общими этническими признаками (русские, татары, эвенки); с примерно одинаковым социальным статусом (представители низшего, среднего или высшего классов) и т. д.

Социальная общность не является суммой отдельных индивидов, а представляет собой целостную систему. Любое общество расслаивается на разнородные, но взаимодействующие общности, каждая из которых занимает особое место, выполняет свои специфические функции, обусловленные ее статусом, свойствами составляющих ее членов, историческим типом и состоянием общества, отношениями с другими общностями.

Все социальные общности можно разделить намассовые и групповые.

Массовые общности – это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы.

Групповые общности – это совокупности людей, которые отличаются устойчивым характером взаимодействия, высокой степенью сплоченности, однородностью; они чаще всего входят в более крупные социальные общества в качестве структурных элементов.

Социальные группы и их виды

Социальные группы – объединения людей, имеющих общие интересы и взаимодействующих для достижения определенных целей. Они характеризуются устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования; относительно высокой степенью единства и сплоченности; однородностью состава, предполагающего наличие признаков, свойственных всем членам группы; способностью входить в более широкие социальные образования в качестве структурных единиц.

Социальные группы делятся:

1) по характеру взаимодействия - на первичные и вторичные;

Первичная группа – это такая группа людей, в которой взаимодействие носит непосредственный межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа – это группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. В таких группах основное значение придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институационализированную систему отношений, а их деятельность регламентируется на основе формализованных правил.

2) по количественному составу - на малые и большие;

Малая группа это небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Для малых групп характерны следующие черты:

1) малочисленный и стабильный состав (от трех до тридцати человек); пространственная близость ее членов;

2) устойчивость и продолжительность функционирования;

3) интенсивность межличностных взаимодействий;

4) высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и правил поведения;

5) развитое чувство принадлежности к группе;

6) неформальный контроль и информационная насыщенность общения.

Большая группа – это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели, а взаимодействия носят, главным образом, опосредованный характер. Под большой соц. группой понимается также многочисленная совокупность (неконтактная, нецелевая, нeпсихологическая) людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих общие интересы. Сюда относятся социально-классовые, профессиональные, политические, религиозные и другие группы.

3) способу организации и регулирования взаимодействия - на формальные и неформальные.

Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой определяется системой формализованных норм и правил. Эти группы имеют нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку.

Неформальная группа – это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаимодействий. Подобные группы лишены официальной регламентации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры.

Малая группа

Малая группа – это достаточно устойчивая и немногочисленная группа, котораяобъединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, связанные взаимными контактами.

Наряду с семьёй малыми группами являются круг друзей, круг соседей, группа играющих вместе детей, какая-нибудь уличная молодежная группировка или рабочая бригада... В малых группах люди, как правило, лично знают друг друга, во всяком случае могут по внешнему виду распознать друг друга и даже знают имена и фамилии членов такой группы. Их взаимодействия имеют самый непосредственный характер, чаще всего выражаясь в разговорах, беседах друг с другом. Они остаются в пространственной близости друг сдругом, и благодаря этому их действия видны членам данной группы. Наименьшая и простейшая группа - это так называемая диада, или просто два человека. Однако наименьшей устойчивой группой считают трех человек т.к. если в диаде из группы выйдет один человек, то она уже не будет существовать.

Для малых групп характерно: устойчивость и продолжительность существования; пространственная близость ее членов; чувство принадлежности к группе; совпадение ценностей, норм, правил; межличностные взаимосвязи.

В исследование малой группы выделяют два аспекта: лидерство и групповую динамику.

Лидер – наиболее авторитетный член группы, который организует и определяет деятельность для достижения групповой цели. Формальный лидер приобретает официальный статус руководителя. Неформальный же выдвигается благодаря своим личным качествам и отвечает групповым ценностям и нормам. По стилю различают авторитарное и демократическое лидерство. Лидер занимает центральное место в ролевой структуре малой группы.

Групповая динамика – процесс взаимодействия членов группы на основе взаимовлияния и взаимозависимости в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов. Эффективная коммуникация повышает уровень удовлетворенности групповыми отношениями и способствует росту групповой сплочённости.

Наши рекомендации