Перечислите, чем пополнилась ваша «Психологическая копилка»?
Мне удалось подробно ознакомиться с некоторыми методиками (тест Сонди, шкалы MMPI), посмотреть базовые типологические программы (групповая психокоррекционная работа с осужденными). Также мне предоставилась возможность написания плана-конспекта по программе ART. В течение практики мне удалось пронаблюдать за различными видами деятельности психолога. Из этого я извлекла для себя особенности этических норм, особенности взаимодействия психолога с осужденными, отбывающими наказание в нормальных и строгих условиях.
Также я подробно ознакомилась с системой «социальных лифтов», которая включает в себя структуру перевода заключенных из строгих условий отбывания наказания (СУОН) в обычные условия и в облегченные условия отбывания наказания.
Участвовали ли в оформлении кабинета психологической службы, изготовлении наглядных пособий? Каких именно?
Мне предоставилась возможность создания наглядных пособий ко Дню матери (презентация + социальный видеоролик+ лекционный материал). Также я участвовала в написании плана-конспекта по программе ART.
Какую оценку вы дадите своей работе?
Поскольку мне удалось успешно выполнить ряд заданий и поучаствовать в методическом оснащении психологической лаборатории АВК, я считаю, что достигла положительных результатов в процессе прохождения ознакомительной практики.
Какие можете внести предложения по совершенствованию практики?
Мне бы хотелось продлить сроки ознакомительной практики, чтобы у студента была возможность более полно пронаблюдать за деятельностью психолога, охватить больший объем документации, ознакомиться с различными методиками.
Вопросы для обсуждения на итоговой конференции
Какие задачи вам кажутся наиболее главными в данном учреждении?
- постановка психологического диагноза и выработка рекомендаций по индивидуализации процесса исполнения уголовного наказания на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности осужденного;
- оказание психологической помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым в адаптации к условиям социальной изоляции, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и профессиональному самоопределению;
- психологическая коррекция поведения осужденных, изучение социально-психологических процессов в их среде, психологическая профилактика негативных явлений в местах лишения свободы, формирование позитивного отношения к труду, учебе, социальным нормам и ценностям;
- психологическое обеспечение профессиональной деятельности персонала органов и учреждений УИ: осуществление первичного психологического отбора кандидатов на службу (учебу), психологическое сопровождение вновь принятых сотрудников, профессионально-психологическая подготовка и консультирование персонала;
- изучение социально-психологического климата в коллективах, психопрофилактика и психологическая коррекция деструктивного поведения, эмоционального выгорания и профессиональной деформации сотрудников.
Какие из них являются более актуальными и перспективными, почему вы так считаете, и в какой степени их решает психолог учреждения?
Наиболее актуальными задачи являются:
1) оказание психологической помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым в адаптации к условиям социальной изоляции, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и профессиональному самоопределению;
2) психологическая коррекция поведения осужденных, изучение социально-психологических процессов в их среде, психологическая профилактика негативных явлений в местах лишения свободы, формирование позитивного отношения к труду, учебе, социальным нормам и ценностям;
3) психологическое обеспечение профессиональной деятельности персонала органов и учреждений УИ: осуществление первичного психологического отбора кандидатов на службу (учебу), психологическое сопровождение вновь принятых сотрудников, профессионально-психологическая подготовка и консультирование персонала.
В данном учреждении эти задачи имеют особое место в связи со спецификой колонии. Осужденные, отбывающие наказание в воспитательной колонии находятся в подростковом возрасте (от 14 до 18 лет), соответственно, к ним требуется проявлять особое внимание со стороны психологов и сотрудников, отбор на работу которых так же совершается психологами психологической лаборатории.