Группа - это возможность играть в команде. Если, конечно, это ваша команда и ваша игра


ИСПЫТАНИЕ ЗАЛОМ

Гул за тих. Я вышел на подмостки...

Б.Пастернак

Однажды мы решили пойти на новшество при открытии нового учебного года в нашем Институте. Выступать с программной речью, представлять присутствующих и поздравлять первокурсников должен был не седовласый многоопытный профессор, а председатель только что созданного клуба выпускников, сам только что закончивший учебу. Это был очень раскованный уверенный в себе обаятельный человек, душа компании и к тому времени уже директор собственной фирмы. Предложение ему польстило, и ои готовился всю ночь. Ровно в назначенную минуту он легко вышел на сцену, взял микрофон, обворожительно улыбнулся, красиво произнес "Здравствуйте!", оглядел зал и... застыл в молчании. Больше собравшиеся не услышали от него ни одного слова, и позже, когда он пришел в себя, он сам был этим поражен. Он никак не ожидал, что зрелище заполненной аудитории может настолько загипнотизировать его, в буквальном смысле лишив дара речи.

Выступление перед аудиторией было и, несмотря на развитие средств массовой коммуникации, остается важным средством общения. Чтение лекций, ведение новогоднего карнавала, доклад на научной конференции, речь на митинге, тост на банкете, реплика на собрании акционеров, встреча кандидата в депутаты с избирателями или пресс-секретаря с журналистами - все это суть одно: выступление перед аудиторией.

Многие годы советской традиции публичных выступлений сформировали у нас стереотип: когда один выступает на трибуне, остальные в зале должны постараться не заснуть и, по возможности имитируя внимание, постараться дотянуть до конца. Это форма монолога, для которого совершенно не требуется конгакт с аудиторией.

Новые условия вернули публичному выступлению его основной смысл: форма ОБЩЕНИЯ с людьми, не монологичная, а диалоговая, требующая для того, чтобы быть эффективной, обязательного контакта сторон. Однако лекторы Общества Знания, привыкшие считать себя отличными ораторами в то время, когда нас "по общественной линии" собирали в загончики аудиторий, не хотят понимать этого основного отличия: критерий эффективности публичного выступления изменился. Уже не достаточно формальных признаков авторитетности выступающего (Лектор из райцентра приехал!). Выступление должно держать внимание аудитории, быть интересным ей, быть ЗРЕЛИЩЕМ, Люди, в особенности молодые, неплохо научились, сидя перед телевизионными экранами, "перепрыгивать" при помощи дистанционного пульта (т.н. "ленивки") с канала на канал, в считанные секунды отличая интересную передачу от неинтересной. Тот же пульт, хотя и воображаемый, сохраняется у них и в зале. Чрезвычайно быстро диагностировав выступающего, они, в случае, если он неинтересен, "выключают" его.

Поэтому в определенном смысле аудитория - действительно страшный зверь, которого вполне можно бояться. Волнуется практически каждый оратор, это настолько естественно, что советовать ему не волноваться - все равно, что советовать перемещаться без помощи ног. Стараясь справиться с волнением, почувствовать себя увереннее, он, как правило, совершает первые ошибки: часто неосознанно отгораживается от слушающих барьером трибуны, стола, спинки стула, собственного портфеля или хотя бы скрещенных на груди рук, мгновенно давая аудитории невербальный сигнал: "Мы с вами по разные стороны баррикад". При том, что большинство публичных выступлений имеет целью как раз поиск общности позиций, достижение определенной договоренности, такой ход, конечно, не способствует ее достижению. По сравнению с оратором, свободно расхаживающим перед аудиторией (хождение противостоит монотонности и помогает держать внимание), "забаррикадировавшийся" оратор изрядно проигрывает.

Рон Хофф написал книгу "Я вижу вас голыми", самим названием которой напоминает один из старых рецептов избавления от страха перед аудиторией: представить, что зал наполнен голыми людьми. На самом деле это, конечно, не выход, голые люди в зале, пожалуй, сильно отвлекали бы нас от темы выступления. А волнение может даже придать ему определенную положительную окраску, избавить от занудности и сделать эмоционально насыщенным.

Контакт с аудиторией - обязательное условие успешности выступления. Одна из его непременных составляющих - визуальный контакт. Лекторы, большую часть времени разглядывающие пол или смотрящие поверх голов, что бы они при этом ни говорили, не только не могут надеяться на популярность, но и должны быть готовы к тому, что подавляющая часть информации не будет воспринята слушателями.

Визуальный контакт с аудиторией позволяет не только достигать эффекта обращения "лично к каждому", но и внимательно следить за невербальными сигналами, дающими великолепную обратную связь, - замечать любые проявления скуки, несогласия, одобрения, заинтересованности.

Каков бы ни был жанр выступления, его практически всегда можно сделать не монологичным, а интерактивным, спровоцировать аудиторию на выигрышные Для вас вопросы, заинтриговать, "включить" ее, расшевелить, вызвать живую и непосредственную реакцию, дать почувствовать, что предмет обсуждения прямо касается слушателей. В отличие от монолога лектора, при такой форме интерес слушателей не гаснет, а контакт с ведущим не прерывается. Чувство юмора последнего играет здесь существенную роль, особенно, если не сводится к Рассказыванию заготовленных бородатых анекдотов. Вообще в жизни СЕРЬЕЗНОСТЬ СКУЧНА (имеется в виду, конечно, серьезность формы, а не серьезность содержания). Удачная шутка может создать непринужденную атмосферу, разрядить обстановку, в том числе в "страшной" для выступающего ситуации - он сбился с мысли, потерял нить. Это случается, и самое бездарное в этом случае - растерянно блеять "что же я дальше собирался сказать?" Наилучшая стратегия - продолжать говорить, "кривая вывезет".

Конечно, играет роль и само содержание выступления. Однако заблуждаются те ораторы, которые думают, что вступление, предшествующее ГЛАВНОЙ части, и заключение, завершающее ее - только служебные или декоративные приставки. Именно они-то и являются главными: практически безотказно действует "эффект края", связанный с особенностями человеческой памяти и приводящий к тому, что общее впечатление от выступления оратора на 80 процентов определяется тем, как он начал и закончил.

И еще одна вещь, касающаяся содержания. Говорите о том, что вас действительно интересует, выступайте по той теме, которая на самом деле вызывает у вас сильные чувства. Высказывайтесь, когда вы хотите высказаться. Если же вы НЕ ХОТИТЕ ВЫСТУПАТЬ - НЕ ВЫСТУПАЙТЕ. Все равно успешным это выступление будет вряд ли.

Режим благоприятствования для хорошего контакта со слушателями можно создать и заранее, например, позаботившись об оптимальной расстановке мебели в зале. В тех случаях, когда это возможно, "круглый стол" всегда предпочтительнее конфронтации зала и "стола президиума". Если вашей целью не является самоутверждение, и вы не страдаете тяжелым комплексом неполноценности, отказывайтесь от места в президиуме.

Любой часто выступающий знает, что "хороший" зал - это полный зал. Когда люди сидят близко друг к другу, они легче поддаются эмоциональному "заражению", более живо реагируют, сильнее хлопают и т.д. Поэтому если слушателей ожидается немного, всегда стоит предпочесть маленькую аудиторию большой.

На стол, рядом с графином и микрофоном, поставили девочку-пионерку. - Ну, девочка, - сказал начальник строительства, - скажи нам, что ты думаешь о Восточной Магистрали?

Не удивительно было бы, если бы девочка внезапно топнула ножкой и начала: "Товарищи! Позвольте мне подвести итоги тем достижениям, кои..." - и так далее, потому что встречаются у нас примерные дети, которые с печальной старательностью произносят двухчасовые речи.

И.Ильф и Е.Петров

Итак, СЛУШАТЕЛЮ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО. Конечно, бывают более или менее выигрышные темы, но это может изменить что-то только при "прочих равных" условиях. Наши студенты хорошо знают тренинг публичного выступления, когда ведущий {"оратор") должен выполнить одну главную задачу: любыми средствами удерживать неослабевающее внимание аудитории в течение пяти минут, даже если заданная ему тема столь "увлекательна", как, например, "Микросфера кишечника". Слушающие его, стараясь быть объективными, как только почувствуют, что начинают терять интерес, обязаны начинать хлопать, с одной стороны, давая ему сигнал о необходимости предпринять что-то, с другой стороны, еще более сбивая его. Это довольно жесткая игра, но, в конце концов, в современном мире большинство ораторов получают за свои выступления вознаграждение, и если заставляют слушателей скучать, значит, плохо справляются со своей работой.

В реальной жизни аналогом таких "аплодисментов наоборот", как правило, выступает шум в аудитории, свидетельствующий о том, что внимание слушателей рассеялось, и они благополучно занялись своими делами, не связанными с тем, что пытается сделать оратор. Самая распространенная ошибка в этом случае -попытка "перекричать" аудиторию. За несколько минут этот "прием", действующий как цепная реакция, способен превратить нормальный зал в базарную площадь. На самом деле нужно поступать ровно противоположным образом - преодолев естественное желание перейти на крик, начать говорить тише, заставляя к себе прислушиваться. Если не действует, это чаще всего свидетельствует о том, что оратор не пользуется никаким авторитетом у слушателей, и они только рады, что, говоря тихо, он не мешает им обсуждать животрепещущие предметы. Этот случай нуждается в длительном и серьезном лечении без особой надежды на успех.

Все это, конечно, требует от оратора довольно серьезной разносторонней подготовки. Как ни странно, эта очевидная мысль отнюдь не всегда является таковой даже для людей, для которых публичные выступления - хлеб насущный. Один из политических имиджмейкеров, выступая перед нашими студентами, жаловался на то, что ему никак не удается дойти с кандидатами в губернаторы до разбора эффективных лингвистических моделей выступления (см. "'Игра слов"), потому что все имеющееся в его распоряжении время уходит на то, чтобы отучить их ковырять в носу перед полным залом.

Наши рекомендации