История развития отечественной социальной психологии
Традиционным было мнение о том, что истоки социальной психологии восходят к западной науке. Историко-психологические исследования показали, что отечественная социальная психология имеет свою историю, и становление её происходило в 5 периодов.
Первый период (60-ые годы 19 века – начало 20 века) характеризуется борьбой за статус психологии в системе наук, дискутируется проблема её предмета, методов исследования. Основной эмпирический источник социальной психологии был вне психологии. Знания о поведении личности, групповых процессах накапливались в военной и юридической практике, в медицине, при изучении верований и обычаев.
Социально-психологические идеи в этот период успешно развивались, прежде всего, социологами (Лавров П.Л., Кареев Н.И., Ковалевский М.М.). Наиболее разработанная социально-психологическая концепция того времени содержится в трудах Михайловского Н.К. (роль социально-психологического фактора в ходе исторического процесса, психология массовых социальных движений, герои и толпа как действующие силы социального развития). Социально-психологическая проблематика в правоведении представлена теорией Л.Петражицкого – основателя субъективной школы в правоведении, исследующего вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения и считающего, что истинным мотивом поведения человека являются эмоции.
Одним из основоположников отечественной социальной психологии был В.М.Бехтерев. В 1921 году вышел его фундаментальный труд «Коллективная рефлексология», который рассматривается как один из первых учебников по социальной психологии. Заслуга Бехтерева В.М. заключается в том, что он:
Ø Разработал систему социально-психологических знаний;
Ø Определил предмет социальной психологии как «изучение психологических явлений собраний и сборищ, составляемых из массы лиц»;
Ø Выделил системообразующий признак коллектива (общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий);
Ø Выделил социально-психологические феномены (взаимодействие, взаимоотношение, общение, коллективные наследственные рефлексы, коллективное настроение, коллективное сосредоточение и наблюдение, коллективное творчество, согласованные коллективные действия);
Ø Определил факторы, объединяющие людей в коллективе (механизмы внушения, взаимоподражания, взаимоиндукции и язык);
Ø Рассматривал вопрос о методах социальной психологии (объективный метод).
Второй период (20-ые годы – первая половина 30-ых годов 20 века) характеризуется поиском своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Здесь наблюдались две тенденции: 1) критическое отношение к зарубежным социальным психологам и отечественным ученым, воспринявших ряд их основных идей; 2) «объеднительная» тенденция соединения марксизма с рядом течений зарубежной психологии (Войтоловский Л.Н., Рейснер М.А., Залкинд А.Б., Корнилов К.Н., Челпанов .И.). Построение марксистской социальной психологии опиралась на материалистическую традицию в русской философии (труды Бухарина Н.И., Плеханова Г.В.).
При рассмотрении вопроса о соотношении индивидуальной и социальной психологии существовали две точки зрения. Первая – никакой социальной психологии наряду с общей нет. Вторая – «существует единая социальная психология» (В.А.Артемов). Вопрос о взаимоотношении индивидуальной и социальной психологии трансформировался в вопрос о соотношении экспериментальной и социальной психологии. Особое место в этой дискуссии занимал Г.И.Челпанов. Он утверждал:
Ø Необходимость самостоятельного существования социальной психологии наряду с психологией индивидуальной, экспериментальной;
Ø Социальная психология тесно связана с идеологией так как изучает общественно-детерминированные психические процессы. Для того, чтобы эта связь была продуктивна необходимо сам марксизм освободить от вульгарно-материалистического толкования;
Ø Необходимость организовать исследования по социальной психологии и создать Институт социальной психологии.
Одним из основных направлений в социальной психологии этого периода было исследование проблемы коллективов. Определились три точки зрения на коллектив:
Ø Коллектив – простая сумма составляющих его индивидов
Ø Поведение индивида фатально предопределено задачами и структурой коллектива
Ø Индивидуальное поведение в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения.
В этот период такими учеными как Беляев Б.В., Бызов Л., Войтоловский Л.Н., Залужный А.С., Рейснер М.А., Фортунатов Г.А. заложили фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке.
В 1930 году прошел 1 Всесоюзный съезд по изучению поведения человека. Проблемы личности и проблемы социальной психологии и коллективного поведения были выделены в одно из трех приоритетных направлений обсуждения.
В третьем периоде (вторая половина 30-ых годов – вторая половина 50-ых годов 20 века) ситуация резко изменилась: началась изоляция отечественной науки от западной психологии, перестали публиковаться переводы трудов западных авторов, внутри страны возрос идеологический контроль за наукой, сократилось число исследований по социальной психологии. Наступил перерыв в развитии отечественной социальной психологии. Кроме общеполитической ситуации, причинами этого перерыва были:
1. Теоретическое обоснование ненужности социальной психологии, так как все психические процессы детерминированы только социальными явлениями, а не какими-либо социально-психологическими феноменами
2. Социальная психология в Советском Союзе попала в разряд лженаук из-за идеологической направленности западной социальной психологии и расхождений в понимании общественных явлений
3. Практическая невостребованность результатов исследований
4. Постановление ЦК ВКП(б) от 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов».
Но и в это время не было полного отсутствия социально-психологических исследований. Теория и методология общей психологии создали теоретический фундамент социальной психологии (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Особое значение имели сформированные:
Ø Идея об общественно-исторической детерминации психических явлений;
Ø Принцип единства сознания и деятельности;
Ø Принципа развития.
Основным источником и сферой применения социальной психологии в этот период были педагогические исследования и педагогическая практика. Центральной темой этого периода являлась психология коллектива. Определяющими облик социальной психологии были взгляды А.С.Макаренко. В историю социальной психологии он вошел как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. Заслугами этого выдающегося практика являются:
Ø Определение коллектива как целеустремленного комплекса личностей, организованных и обладающих органами управления;
Ø Выявление основных признаков коллектива: наличие общих целей; служащих на благо общества; совместная деятельность, направленная на достижение этих целей; определенная структура; наличие в нем органов, координирующих деятельность коллектива и представляющих его интересы;
Ø Классификация коллективов: первичный (отряд, школьный класс, семья – члены его находятся в постоянном дружеском, бытовом и идеологическом объединении) и вторичный коллектив (школа, предприятие - более широкое объединение, в котором цели и взаимоотношения вытекают из более глубокого социального синтеза, экономических задач, принципов жизни;
Ø Разработка вопроса о стадиях развития коллектива;
Ø Определение целей воспитания человека как формирования проектируемых качеств личности, линий её развития. Для этого необходимо изучать: самочувствие человека в коллективе, характер коллективных связей и реакций, дисциплинированность, готовность к действию и торможению; принципиальность, эмоциональное и перспективное устремление, мотивация и др.
Ø Разработка и применение активных методов воспитания, изложенных в работе «Методика организации воспитательного процесса».
В четвертом периоде (вторая половина 50-ых – первая половина 70-ых годов 20 века) происходит «потепление» общей атмосферы, изменилась ситуация в общественных науках (возрос интерес к человеку, встала задача формирования всесторонне развитой личности, её активной позиции). Психологи отстояла свое право на самостоятельное существование в острых дискуссиях с физиологами.
Социальная психология сформировалась как самостоятельная наука. Критериями её самостоятельности выступили: осознание представителями этой науки уровня её развития, состояния её исследований, характеристика места социальной психологии в системе других наук, определение предмета и объектов её исследований, определение основных категорий и понятий, формулирование законов и закономерностей, институционализация науки, подготовка специалистов. Начинают публиковаться специальные труды и статьи, организовывается обсуждение социально-психологических проблем на съездах, конференциях, симпозиумах.
К концу 70-ых годов обозначены предмет и задачи социальной психологии, определены основные направления её дальнейшего развития (Г.М.Андреева, А.Г.Ковалев, Е.С.Кузьмин, Б.Д.Парыгин и др.). Итогом «коллективного думания» социальных психологов выступила книга «Методологические проблемы социальной психологии», вышедшая в свет в 1975 году.
Конец 70-ых годов ознаменовался так же разработкой её основных проблем:
Ø Методология социальной психологии (Андреева Г.М., Парыгин Б.Д., Шорохова Е.В.);
Ø Проблем коллектива (Платонов К.К., Петровский А.В., Уманский Л.И.);
Ø Социальной психологии личности (Божович Л.И., Платонов К.К., Ядов В.А.);
Ø Проблем деятельности (Буева Л.П., Кузьмин Е.С.);
Ø Проблем общения (Бодалев А.А., Буева Л.П., Леонтьев Д.А., Ломов Б.Ф., Парыгин Б.Д.).
В 70-ых годах завершилось организационное становление социальной психологии: организованы лаборатории социальной психологии в ведущих ВУЗах, созданы в них кафедры, введены ученые степени по психологии, началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии.
Пятый период развития социальной психологии (с 80-ых годов 20 века) связан с социокультуной ситуацией, в которой ученые оказались перед необходимостью осознания уровня её развития в Беларуси, определения ориентиров дальнейшего её развития с учетом отечественных достижений и достижений мировой социальной психологии, доступ к которым с каждым годом увеличивался.
Сохранение естественных связей с отечественной (советской) социальной психологией и всё расширяющийся доступ к мировой социальной психологии характеризуют современную ситуацию развития этой науки и практики в Беларуси.
Ряд ученых продолжали разрабатывать социально-психологические проблемы в рамках сложившейся традиции (Я.Л.Коломинский – педагогическая социальная психология, Л.А.Кандыбович – социальная психология личности, Т.В.Сенько и др.).
Другие социальные психологи, не отвергая отечественных наработок, стремятся работать в рамках мировой социальной психологии. Наиболее ярким ученым среди них является Янчук В.А. Он сделал доступными современные представления, накопленные в различных теоретических представлениях и школах, представил для заинтересованных лиц в Беларуси историческую ретроспективу становления и развития ведущих социально-психологических традиций. Данная работа выполнялась им в рамках, разрабатываемого им, интегративно-эклектического подхода.