Значение группового поведения в деятельности организации.
Современная бизнес-среда характеризуется высоким динамизмом и сложностью. Решение возникающих в организации проблем требует сегодня участия сотрудников, обладающих знаниями в различных областях науки, техники, производства. Развитие групповых форм работы в этих условиях позволяет объединить для достижения целей организации специфические знания, умения и опыт сотрудников.
Большинство интересных идей возникает в группах. Отдельный человек, выполняя индивидуально какую-либо работу, может найти верное решение. Вместе с тем учесть все аспекты решаемой проблемы ему вряд ли удастся. Чем больше людей - тем больше мнений может быть высказано в процессе обсуждения проблемы. При этом важен еще и тот факт, что, работая совместно, люди стараются «не ударить лицом в грязь», а работать более активно и продуктивно, удостоверяя свою потребность в успехе и признании.
Работа в группе стимулирует доверие, уверенность в коллегах, особенно если при совместном решении сложных проблем им приходилось преодолевать трудности.
Группа добивается повышения гибкости, оперативности, качества принимаемых решений. Это происходит за счет:
- обеспечения комплексного подхода в результате привлечения к работе в группе специалистов различных областей;
- повышении мотивации к принятию наиболее перспективного решения;
- коллективного опыта и большей информативности членов группы;
- высокой вовлеченности сотрудников в групповой процесс; при этом сокращается время на реализацию коллективно разработанного решения и повышается ответственность за его результаты.
Наконец, использование групповых форм работы способствует индивидуальному развитию членов группы.
Индивидуальное развитие членов группы происходит за счет:
- обучения в процессе совместного решения проблем, анализа альтернатив, конструктивного обсуждения и апробации;
- более эффективного использования творческого потенциала сотрудников в результате «феномена социального содействия», которое предполагает, что члены группы стремятся внести свой вклад к решение проблемы просто потому, что они работают в обществе других людей;
- формирования у сотрудников чувства самоценности в результате создания системы поддерживающих отношений в группе.
Типология групп в организации.
Группа - относительно обособленное объединение определенного количества людей, взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющие разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.
Типология групп:
По размеру группы:
- большие группы - социальные общности людей, существующие в масштабах всего общества и выделенные на основе различных типов социальных связей, не предполагающие обязательных личных конфликтов. К ним относят, например, классы, нации, религиозные конфессии.
- малые группы - немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии.
По сфере совместной деятельности:
- управленческие - группы работников, выполняющие функции управления. Разновидностями этих групп могут быть команда менеджеров высшего звена, а также комитеты. Главное в таких группах - совместное, коллективное принятие решений. И командные группы, и комитеты должны эффективно работать как единый сложный механизм.
- производственные - группы работников, непосредственно занимающихся производственной деятельностью, совместно выполняющие конкретное производственное задание.
По уровню развитости:
- высокоразвитые - группы,давно созданные, их отличает единство целей и общих интересов, устойчивая система отношений между ее членами, высокая сплоченность и т.д.
- слаборазвитые - группы, характеризующиеся недостаточным развитием или отсутствием психологической общности, сложившейся структуры, четкого распределения обязанностей, низкой сплоченностью.
По реальности существования:
- реальные - группы, фактически существующие в пространстве и времени и объединенные реальными отношениями.
- условные - группы людей, условно объединенных для целей конкретного исследования по определенному признаку, например, по полу, возрасту и т.п.
По степени формальности:
- формальные - группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, их деятельность способствует достижению целей организации. Они функционируют в соответствии с заранее установленными официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами.
- неформальные - группы, создаваемые членами организации в соответствии с из взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей.
По цели существования:
- целевые(проектные) - группы, созданные для достижения определенной цели. При достижении цели группа может быть расформирована.
- функциональные - группы, ориентированные на долговременное выполнение определенной функции.
- группы, созданные по интересам или на основе дружбы, - объединяют интересных друг другу людей, имеющих общие увлечения и поддерживающих дружеские отношения. Возникая на работе, они часто выходят за рамки рабочей деятельности. Группы по интересам и дружеские группы являются разновидностями неформальных групп.
По периоду функционирования:
- постоянные - группы, члены которых решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей; придают организации устойчивость.
- временные - группы, которые формируются для выполнения краткосрочных разовых задач.
По характеру вхождения индивида в группу:
- референтные - группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет, на которые ориентируется в своих интересах, симпатиях и антипатиях. С их помощью человек сравнивает свое поведение с поведением других и оценивает его.
- нереферентные(группы принадлежности) - группы, в которых люди реально состоят, проходят обучение или трудятся.