Группа и формирование группового поведения в организации

Группа - относительно обособленное объединение определенного количества людей (2 и более),

l взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей

l выполняющих разные обязанности

l координирующих совместную деятельность

l рассматривающих себя как часть единого целого

Группа и формирование группового поведения в организации - student2.ru

Группа и формирование группового поведения в организации - student2.ru

Причины создания групп:

o Теория близости: пространственная и географическая близость

o Теория формирования групп Хоманса: эмоциональная близость, разделяемые чувства

o Теория равновесия: общность установок и ценностей

o Теория обмена: получение экономической выгоды от сотрудничества

o Привлекательность целей группы

o Возможность достижения личных целей в группе

o Удовлетворение потребностей:

l В безопасности

l В принадлежности и общении

l В уважении и самоуважении

l Во власти и получении определенного статуса

Стадии развития групп

Группа и формирование группового поведения в организации - student2.ru

Характеристики группы:

Группа и формирование группового поведения в организации - student2.ru

¡ Основные:

l Зависят от группы

l Определяются характером взаимоотношений и взаимодействий работающих в ней сотрудников

l Формируются в процессе развития группы

¡ Ситуационные характеристики:

l Зависят от условий функционирования групп, определяемых организацией

l Оказывают значительное влияние на работу группы: либо способствуют улучшению группового и межгруппового сотрудничества, либо тормозят

Формирование группового поведения

Групповые процессы – процессы, организующие деятельность группы:

¡ Взаимодействие членов группы при выполнении определенной задачи

¡ Процедуры принятия решений в группе

¡ Обмен информацией

¡ Социальная поддержка

Конфликтность – различия во мнениях членов группы, которые могут привести к внутригрупповым спорам и конфликту.

Сплоченность группы - сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой

Факторы, влияющие на групповую сплоченность

¡ Время существования группы

¡ Престижность группы

¡ Насколько трудно вступить в группу

¡ Размер группы

¡ Согласие относительно целей

¡ Общность установок и ценностных ориентаций

¡ Взаимосвязь задач, стоящих перед группой

¡ Сложность задач

¡ Состав группы по возрасту

¡ Внешняя угроза

¡ Конкуренция

¡ Опыт групповой работы

¡ Отношение руководства к групповым формам работы

Методы принятия группового решения

¡ «мозговой штурм»

¡ «техника номинальных групп»

¡ «метод Делфи»

¡ принятие решение с помощью компьютера

формальные и неформальные

Социометрические индексы.

индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.

Индекс эмоциональной экспансивности:

Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности (сплоченности группы) в группе.

Группа и формирование группового поведения в организации - student2.ru Индексы социометрические- количественные показатели, характеризующие структуру межличностных отношений в малой группе (групповые социометрические индексы) или положение отдельных членов группы в этой структуре (индивидуальные социометрические индексы).

Расчет социометрических индексов является одной из наиболее распространенных процедур обработки социометрич. данных, поскольку социометрич. методы могут использоваться не только для изучения малых групп. В более широком смысле под социометрическими индексами можно понимать любые характеристики структуры отношений между элементами некоторого множества социальных объектов. Все приведенные индексы основаны преимущественно на локальных характеристиках социоматрицы (социограммы), т. е. на числе отданных, полученных выборов и их комбинациях, поэтому они не учитывают свойства структуры как целого, свойства, которые не сводятся к характеристикам отдельных элементов структуры. Для учета этих свойств целесообразно при построении социометрических индексов использовать методы, развитые в теории графов.

В качестве примеров таких индексов можно привести следующие. Сплоченность группы по отношению R - минимальное число дуг, которые нужно удалить, чтобы граф стал несвязным, нормированное максимально возможным числом графа (т. е. нормированное число связей, которые должны исчезнуть, чтобы группа распалась на не связанные между собой подгруппы). Устойчивость (живучесть) группы - нормированное число связности графа (т. е. минимальное число членов группы, удаление которых из группы приводит к тому, что группа разбивается на не связанные между собой подгруппы).

Другой случай использования нескольких социоматриц связан с социометрическими методами. Например, по двум социоматрицам - реальной и аутосоциометрической с тем же критерием (`Кого бы Вы взяли с собой при переходе в другую бригаду?` и `Как Вы думаете, кто бы Вас взял с собой при переходе в другую бригаду?`) строится индекс осознанности отношений в группе, который измеряется как отношение числа угаданных выборов к общему числу предсказаний. Наконец, еще одним направлением построения социометрических индексов является использование взвешенных социоматриц. В этом случае R может быть любым действительным числом, а не только 0 и 1. Некоторые из социометрических индексов могут вычисляться по тем же формулам, что и в случае невзвешенных социоматриц (например, статус, экспансивность, плотность), но изменится нормировка индексов. В других случаях требуется построение новых социометрических индексов специально для взвешенных социоматриц.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.

Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Наши рекомендации