Тема 7. формирование группового поведения в организации

Груп­па– от­но­ситель­но обо­соб­ленное объ­еди­нение оп­ре­делен­но­го ко­личес­тва лю­дей (двое и бо­лее), вза­имо­дей­ству­ющих, вза­имо­зави­симых и вза­имов­ли­яющих друг на дру­га для дос­ти­жения кон­крет­ных це­лей, вы­пол­ня­ющих раз­ные обя­зан­ности, за­вися­щих друг от дру­га, ко­ор­ди­ниру­ющих сов­мес­тную де­ятель­ность и рас­смат­ри­ва­ющих се­бя как часть еди­ного це­лого.

Лю­ди объ­еди­ня­ют­ся в груп­пы в си­лу ря­да при­чин. Клас­си­чес­кие те­ории груп­по­об­ра­зова­ния объ­яс­ня­ют это сле­ду­ющим об­ра­зом. Так, сог­ласно те­ории бли­зос­ти лю­ди объ­еди­ня­ют­ся в груп­пы в си­лу прос­транс­твен­ной или ге­ог­ра­фичес­кой бли­зос­ти. Нап­ри­мер, сот­рудни­ки, ра­бота­ющие в од­ном от­де­ле, чьи ра­бочие мес­та на­ходят­ся в од­ном по­меще­нии (ком­на­те), ско­рее соз­да­дут груп­пу, чем ес­ли бы они рас­по­лага­лись в раз­ных ком­на­тах.

Сог­ласно те­ории фор­ми­рова­ния групп Дж. Хо­ман­са лю­ди в про­цес­се вы­пол­не­ния пос­тавлен­ных за­дач вза­имо­дей­ству­ют друг с дру­гом. Это вза­имо­дей­ствие спо­собс­тву­ет по­яв­ле­нию чувств, эмо­ций – как по­ложи­тель­ных, так и от­ри­цатель­ных – по от­но­шению друг к дру­гу и к ру­ководс­тву. Чем боль­ше об­щих за­дач лю­ди ре­ша­ют, тем боль­ше их вза­имо­дей­ствие друг с дру­гом, тем силь­нее бу­дут в про­цес­се их вы­пол­не­ния чувс­тва; чем боль­ше вза­имо­дей­ствий, тем боль­ше лю­ди стре­мят­ся к сот­рудни­чес­тву и боль­ше чувств они раз­де­ля­ют; чем боль­ше чувств ис­пы­тыва­ют лю­ди друг к дру­гу, тем бо­лее они стре­мят­ся к сов­мес­тной де­ятель­нос­ти и тем мно­гочис­леннее их вза­имо­дей­ствия.

Те­ория рав­но­весия ут­вер­жда­ет, что лю­ди объ­еди­ня­ют­ся в груп­пы вследс­твие об­щих ус­та­новок и цен­ностей.

Те­ория об­ме­на ут­вер­жда­ет, что лю­ди, на­ходясь в прос­транс­твен­ной бли­зос­ти и имея об­щие ус­та­нов­ки и цен­ности, стре­мят­ся к вза­имо­дей­ствию в том слу­чае, ес­ли воз­награж­де­ние в ре­зуль­та­те это­го сот­рудни­чес­тва пре­выша­ет зат­ра­ты.

В ка­чес­тве при­чин, по ко­торым лю­ди объ­еди­ня­ют­ся в груп­пы, на­зыва­ют так­же воз­можность дос­ти­жения це­лей и удов­летво­рение пот­ребнос­тей в обес­пе­чении бе­зопас­ности, в об­ще­нии, в при­над­лежнос­ти, в са­мо­ува­жении, уси­лении влас­ти и по­луче­нии оп­ре­делен­но­го ста­туса(

Также выделяют следующие причины группообразования:

- достижение конкретных целей;

- усиление власти;

- обеспечение безопасности;

- защита прав и социальных гарантий;

- общение;

- самоуважение;

- получение определенного статуса.

Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.

Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта.

Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. Неформальные группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность формальной организации. По неформальным каналам могут распространяться ложные слухи, приводящие к возникновению отрицательного отношения к руководству. Принятые группой нормы могут привести к тому, что продуктивность организации будет ниже той, что определена руководством.

Тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов могут задерживать необходимую модернизацию производства. Однако цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации. Например, сильный дух коллективизма, характерный для некоторых организаций и порождающий сильное стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений, непроизвольных действий руководства. Даже неформальные каналы связи могут иногда помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций.

Классификация групп.

Признак классификации Виды групп
Размер группы Большие Малые
Сфера совместной деятельности Управленческие Производственные
Уровень развития Высокоразвитые Слаборазвитые
Реальность существования Реальные Условные
Цели существования Целевые (проектные) Функциональные По интересам Дружеские
Степень формализации (принцип создания) Формальные Неформальные
Период функционирования Постоянные Временные
Характер вхождения индивида в группу Референтные Нереферентные (группы принадлежности)
     

Формирование
Бурление
Становление норм
Выполнение работы
Расформирование

Рисунок. Ста­дии фор­ми­рова­ния и раз­ви­тия групп

Фор­ми­рова­ние – ста­дия, на ко­торой про­ис­хо­дит от­бор чле­нов груп­пы в со­от­ветс­твии с их фун­кци­ональ­ным или тех­ни­чес­ким опы­том для вы­пол­не­ния це­лей, сто­ящих пе­ред груп­пой. Чле­ны груп­пы зна­комят­ся, об­ме­нива­ют­ся офи­ци­аль­ной ин­форма­ци­ей друг о дру­ге, вно­сят пред­ло­жения о ра­боте груп­пы (нап­ри­мер, как бу­дут рас­пре­деле­ны фун­кци­ональ­ные обя­зан­ности, ро­ли).

Бур­ле­ние– для этой ста­дии ха­рак­терно воз­никно­вение кон­флик­тов и по­яв­ле­ние кон­фрон­та­ции меж­ду чле­нами груп­пы. Дви­га­ясь к пос­тавлен­ной пе­ред груп­пой це­ли, ее чле­ны вы­ража­ют раз­личные ин­те­ресы, по­рой не со­от­ветс­тву­ющие этой це­ли. Воз­ни­ка­ют раз­личные мне­ния, скла­дыва­ют­ся оп­ре­делен­ные вза­имо­дей­ствия меж­ду чле­нами груп­пы, про­яв­ля­ет­ся их от­но­шение к груп­по­вой ра­боте, рас­пре­деле­нию ро­лей и обя­зан­ностей, так­ти­ке груп­пы. Ес­ли раз­ли­чия слиш­ком ве­лики, то не­кото­рые чле­ны мо­гут по­кинуть груп­пу. Ес­ли же раз­ли­чия нез­на­читель­ны, то чле­ны груп­пы ли­бо прис­по­саб­ли­ва­ют­ся, ли­бо от­кры­то об­сужда­ют про­тиво­речия.

Важ­ная роль на этой ста­дии при­над­ле­жит фор­маль­но­му ли­деру, ко­торый дол­жен ре­шать внут­ригруп­по­вые кон­флик­ты, ус­та­нав­ли­вать ис­ходные ус­ло­вия вза­имо­дей­ствия.

Ста­нов­ле­ние норм по­веде­ния (нор­ми­рова­ние) в груп­пе. Чле­ны груп­пы на­чина­ют конс­трук­тивно прис­по­саб­ли­вать­ся к раз­ли­чи­ям во взгля­дах и сот­рудни­чать друг с дру­гом. Они раз­ра­баты­ва­ют груп­по­вые нор­мы по­веде­ния. Окон­ча­тель­но за­вер­ша­ет­ся и все­ми приз­на­ет­ся рас­пре­деле­ние ро­лей в груп­пе. Воз­ни­ка­ет чувс­тво то­вари­щес­тва, груп­по­вая спло­чен­ность. Сот­рудни­ки иден­ти­фици­ру­ют се­бя с груп­пой.

Вы­пол­не­ние ра­боты. Чле­ны груп­пы эф­фектив­но ра­бота­ют в со­от­ветс­твии с пос­тавлен­ной целью и рас­пре­деле­ни­ем за­дач, сог­ла­сован­ным на пре­дыду­щей ста­дии. Для раз­ре­шения воз­можных кон­флик­тов ис­поль­зу­ют­ся груп­по­вые дис­куссии.

Рас­форми­рова­ние. Груп­па вы­пол­ня­ет свою за­дачу и рас­форми­ровы­ва­ет­ся. Эта ста­дия ха­рак­терна для вре­мен­ных групп, соз­данных для вы­пол­не­ния кон­крет­ных про­ек­тов или за­даний. Пос­то­ян­ные груп­пы дос­ти­га­ют этой ста­дии пос­ле ре­али­зации всех це­лей груп­пы.

Про­ходя все ста­дии ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия, груп­па при­об­ре­та­ет ряд су­щес­твен­ных черт, ха­рак­те­рис­тик, ко­торые в ко­неч­ном ито­ге вли­яют на эф­фектив­ность ее де­ятель­нос­ти.

Групповая сплоченность – одна из важнейших характеристик группы. Под сплоченностью понимается сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой.

На групповую сплоченность оказывают влияние различные факторы, которые могут как повышать ее, так и существенно ее снизить.

Факторы, влияющие на групповую сплоченность

Фактор Направленность фактора
Повышающий групповую сплоченность Понижающий групповую сплоченность
Время существования группы Длительный период совместной работы Короткий период существования группы
Престижность группы Высокая Недостаточно высокая; группа вновь создается; отсутствует достоверная информация о группе
Насколько трудно вступить в группу Трудно Легко
Размер группы и возможность взаимодействия членов группы друг с другом Небольшое количество членов группы (5-7 человек) Большая численность группы. Возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшаются
Согласие относительно целей Присутствует Отсутствует
Общность установок и ценностных ориентаций Высокая (большая) Низкая
Состав группы по возрасту Небольшая разница в возрасте Большая разница в возрасте
Внешняя угроза Высокая Низкая
Конкуренция Межгрупповая Внутригрупповая
Опыт групповой работы Положительный опыт взаимодействия между членами группы, личная привлекательность членов группы Негативный опыт взаимодействия между членами группы, личная неприязнь
Предшествующий успех групповой работы Гордость за совместные достижения Ощутимого увеличения результатов труда совместная деятельность ранее не приносила или присутствовали явные неудачи  
Отношение руководства к групповым формам работы Поддерживающее: проведение собраний, упор на глобальные цели группы, организация групповых обсуждений возникающих проблем, новых процессов и приоритетов, привлечение членов группы к принятию решений Индифферентное
Мотивация и вознаграждение Групповая мотивация и групповое вознаграждение Индивидуальная мотивация и вознаграждение по индивидуальным трудовым результатам
Распределение ресурсов По групповому принципу По индивидуальному принципу

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Почему люди объединяются в группы?

2. Что понимается под структурой группы?

3. Проанализируйте ее основные компоненты.

4. Как можно влиять на сплоченность группы?

5. Объясните разницу между формальными и неформальными группами, приведите примеры

6. Основные теории группообразования

7. Причины объединения людей в группы вы знаете?

8. Основные стадии формирования групп

9. Роль групповой сплоченности в деятельности организации и достижении ею целей

10. Факторы, влияющие на групповую сплоченность, вы можете выделить?

11. Основные научные подходы к определению групповой динамики в зарубежной и отечественной научной литературе.

12. Принципы групповой динамики в теории К. Левина.

13. Назовите основные элементы групповой динамики.

14. Условия влияющие на эффективность работы группы

15. Какие группы оказываются наиболее продуктивными

16. Какова взаимосвязь между группой и организацией, частью которой эта группа является?

17. Что следует понимать под структурой группы? Опишите ее ос­новные компоненты.

18. Какие факторы определяют сплоченность группы?

19. Какая взаимосвязь существует между сплоченностью в группах и производительностью ее членов?

20. Опишите пять ролей, которые вам в настоящее время приходит­ся выполнять. Имеются ли такие, которые находятся в конфликте друг с другом? Каким образом вам удается разрешать эти конфликты?

Наши рекомендации