Тема: Сравнительная характеристика психологических особенностей младшего школьника, подростка и юноши.

Цель: закрепить знания о возрастных психологических особенностях, выделить основные этапы в психическом развитии ребенка.

Ход:

1. Для работы студенческая группа делится на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает набор карточек с фрагментарным описанием особенностей поведения младшего школьника, подростка и юноши. Задача – выделить карточки, относящиеся к одному из возрастов и составить обобщенный психологический портрет младшего школьника, подростка и юноши.

2. Каждая подгруппа представляет свой психологический портрет одного из возрастов.

3. Проводится анализ ошибок.

4. Каждый индивидуально выполняет тест «Знаете ли Вы юношескую психологию».

5. Проводится обсуждение вопросов теста с развернутым обоснованием ответов.

Литература

Основная и дополнительная литература к соответствующим разделам.

Материалы:

Задание 1: тест «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЮНОШЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ?»

Инструкция: "Предлагаемый Вашему вниманию опросник содержит высказывания, с каждым из которых Вы можете либо согласиться, либо не согласиться, либо дать «нейтральный» ответ.

Если Вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого, высказывания, ставьте знак « + »>; если не согласны – знак «–»; если затрудняетесь дать определенный ответ – знак «?»".

Примечание. В предлагаемых высказываниях будут встречаться слова: «дети», «юноши», «взрослые». Подразумевается, что «дети» – это учащиеся младших классов средней школы; «юноши» - молодые люди (обоего пола) в возрасте от 15 лет до 21 года; «взрослые» - люди в возрасте 25-45 лет.

Текст опросника

1. Поверхностность – характерная черта юношей.

2. По сравнению со взрослыми юноши более склонны к теоретизированию.

3. Если юноши думают в. большей степени о том, что уже есть, то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем

4. Юношескому возрасту присуща категоричность суждений

5. Взрослые в большей степени, чем юноши, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.

6. Юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные возможности.

7. К детям в большей степени, чем к юношам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.

8. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты юношеского возраста.

9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем юношеском, возрасте.

10. Дети в большей степени, чем юноши, склонны к «праздным» разговорам и спорам об отвлеченных предметах.

11. Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди юношей.

12. В произведениях художественной литературы юношей больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.

13. Детям в большей степени, чем юношам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.

14. «Чувство одиночества» – характерное переживание юношеского возраста.

15. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.

16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют юношей, чем детей.

17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще юноше, чем ниже уровень его интеллектуального развития.

18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества характерная черта юношеской самооценки.

19. Юноши ценят в педагоге его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию) выше, чем его профессиональную компетентность

20. Юноши склонны предъявлять максималистские требования к другим людям.

21. Юноши обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогами, чем сами педагоги.

22. Трудности коммуникативного характера у юношей проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.

23. Юноши обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.

24. Стремление принести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем юношам.

Обработка:

Испытуемые со средним уровнем знания юношеской психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом. Испытуемые с высоким уровнем знания юношеской психологии, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла. Испытуемые с низким уровнем знания юношеской психологии обычно связаны ложными «теоретическими» представлениями.

Таблица3

Правильные ответы

1 - + 2 - + 3 - - 4 - + 5 - - 6 - + 7 - - 8 - + 9 - - 10 - - 11 - - 12 - - 13 - - 14 - + 15 - - 16 - + 17 - - 18 - + 19 - + 20 - + 21 - - 22 - + 23 - - 24 - -

Задание 2:Составление психологических портретов младшего школьника, подростка и старшего школьника.

Материал.Карточки с цитатами из работ известных отечественных психологов и педагогов.

1. «На основании имеющихся в литературе данных и собственных исследований мы полагаем, что _______ возраст характеризуется возникновением нового уровня самосознания, главная черта которого – появление способности и потребности познавать самого себя как личность, обладающую именно ей (в отличие от всех других людей) присущими качествами. Это порождает стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию» (Л. И. Божович).

2. «В своеобразии урока с учащимися ______ возраста отражаются следующие их возрастные психологические особенности:

1) внимание основывается на непосредственном интересе; произвольное же внимание развито слабо; 2) усвоение основывается на запоминании посредством слушания и упражнения; пользование при усвоении книгой и записями слабо развито; 3) мышление наглядное, отвлеченное логическое мышление развито слабо; 4) самоконтроль развит слабо; 5) приемами и средствами систематического умственного труда владеют еще плохо; 6) очень подвижны и эмоциональны» (П. П. Блонский).

3.«Умственное развитие ________ заключается не столько в накоплении знаний, умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности» (И. С. Кон).

4. «________» проявляют постоянную заботу о том, чтобы не оказаться изолированными от друзей по группировке и от класса в целом. Если над ними нависла угроза лишиться поддержки класса или хотя бы ближайших друзей, они тотчас перестраивают свое поведение... Потребность в достойном положении в классе столь значима, что, оказывая ему помощь в стремлении удовлетворить ее, легко установить с ним не только деловой, но и эмоциональный контакт, благодаря чему становятся возможным решение любой воспитательной задачи» (А. П. Краковский).

5. «Несмотря на большие успехи, достигнутые в процессе воспитания, воля ________ развита слабо. Волевые действия, хотя и становятся более продуманными, еще не утратили импульсивного характера. Непосредственные желания и чувства остаются все еще более сильными мотивами поведения. _______ уже сознают необходимость действовать по долгу, но фактически часто следуют своему желанию» (В. И. Селиванов).

6. «У –––– , как известно, специфическим новообразованием становится «чувство взрослости», которое выражает их новую жизненную позицию по отношению к себе, другим людям и миру, определяет направление и содержание социальной активности, систему переживаний и аффективных реакций» (А. И. Раев, Л. А. Матвеева).

7.«Для ______ независимость - самоцель. На вопрос: «Что значит найти свое место в жизни?» – ______ отвечает: «Это значит занять независимое место, делать то, что хочешь». _______ ответит на этот вопрос по-другому: «Это значит занять место по способностям, по своим силам, самому хорошо решать свои жизненные задачи, справляться со своими делами». Стремление к самоутверждению сменяется, таким образом, более реалистичным и критическим самоанализом и самовоспитанием» (И. С. Кон).

8. «Они не умеют отделить в воспринимаемом объекте главное и существенное от деталей и подробностей. Образ предмета «размыт», неясен и слитен (недифференцирован). Эта особенность восприятия _______ является причиной многих ошибок, которые они допускают при восприятии сходных по внешнему виду предметов или изображений» (А. А. Люблинская).

9. «В результате исследования мы обнаружили, что ______ совершает важнейший переломный шаг на пути интеллектуального развития. Он переходит от конкретного мышления к мышлению в понятиях. Для ребенка ______ возраста слово означает фамилию, вещи. Для ______ слово означает понятие вещи, т. е. ее сущность, законы ее построения, связь со всеми остальными вещами и место в системе уже познанной и упорядоченной действительности» (Л. С. Выготский).

10. «Ценнейшее психологическое приобретение ______ возраста - открытие своего внутреннего мира, которое равнозначно для растущего человека настоящей коперниковской революции» (И. С. Кон).

11. «Развитие интересов детей ________ возраста идет в нескольких направлениях. Во-первых, интерес к конкретным фактам, расширяющим кругозор, начинает отступать на второй план, уступая место интересу к закономерностям, управляющим явлениями природы. Во-вторых, интересы ______ становятся более устойчивыми, дифференцируются по областям знаний и приобретают личностный характер» (Л. И. Божович).

12. «Структура общения ______ сложна. Как правило, большинство из них проводит свое время в классе, во дворе, во внешкольных учреждениях, клубах, т. е. в нескольких компаниях, группах. Поэтому если ученик почему-то не нашел себе товарищей в классе, он может выйти из-под влияния данного коллектива, ориентируясь на общение в других местах. Причем в подобных случаях нередко нежелательное влияние среды не уравновешивается воспитывающим воздействием коллектива. Особое значение в ______ возрасте приобретает общение с противоположным полом. Быть влюбленным, увлекаться совершенно естественно для ______» (В. А. Мудрик).

13. «Если для ______ школьника слово родителя и учителя – закон, который нельзя ни в коем случае нарушить, то ______ авторитет взрослых не принимается больше как нечто должное и само собой разумеющееся. Появляется анализ, сопоставление, сравнение с другими, критика» (К. Я. Харьков).

14. «________________ возраст особенно важен для становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают когнитивные и личностные предпосылки» (И. С. Кон).

15. «В основу самооценки –––––––– старается положить нечто такое, что свидетельствует в его пользу. Он, скажем, плохо учится, и вы оцениваете результаты его деятельности с этих позиций, а он в то же самое время оценивает себя с позиций своих успехов в области спорта. И наоборот, если учащиеся кладут в основу оценки своего товарища его неудачи в спорте, то он противопоставляет этому самооценку, в основу которой кладет успехи в учебе. Ни при каких обстоятельствах –––– внутренне не согласится с тем, что он хуже других. Оказалось неэффективным одно средство самоутверждения - он тотчас же прибегает к услугам другого» (А. П. Краковский).

16. «Личность и педагогическое искусство учителя имеют исключительное значение для воспитания детей ______ возраста. При нормальных условиях учитель - очень большой авторитет для учащихся. Для многих детей он идеал, и в своих ответах на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» школьники чаще всего отвечают: «Учителем». Все чаще они называют учителя, если их просят назвать самого красивого человека, самого умного или самого хорошего» (П.П. Блонский).

17. «Большой устойчивостью отличается в ______ возрасте первое впечатление. Если учитель произвел благоприятное впечатление в день знакомства с классом, он может рассчитывать на поддержку большинства учащихся, даже если он в дальнейшем и отступит от принятой им линии поведения. Если же он вызвал к себе антипатию в первый день работы, ему, как правило, трудно будет совладать с классом. Сила первого впечатления столь велика, что все, что ему соответствует, признается ________ закономерным, естественным; то же, что ему противоречит, считается фальшивым, наигранным» (А. П. Краковский).

18. «Этот период возрастного развития характеризуется возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно связано с осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется с новой, общественно значимой позиции» (Л. И. Божович).

19. «–––––– возраст – это словно второе рождение человека. Первый раз рождается живое существо, второй раз – гражданин, активная, мыслящая, действующая личность, которая видит уже не только окружающий мир, но и саму себя. Вот что сказал бы _______, если бы он умел сказать о том, что его волнует, и если бы захотел откровенно обо всем сказать: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мною высокая гора – это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины» (В. А. Сухомлинский).

20. «Переживания, связанные с дружбой, у ______ занимают большее место, чем у _______. Они приобретают для него более весомое значение и поэтому часто испытываются с большей силой... При этом очень отчетливо осознается разница между просто товарищем и другом» (П. М. Якобсон).

21. «__________ знают, какое огромное значение имеет в жизни человека сильная воля, и озабочены тем, чтобы развить у себя высокие волевые качества. Среди _____________ не перевелись еще случаи «испытания воли» огнем, раскаленным железом, рискованными поступками…» (В.И.Селиванов).

22. Значительно более сложными и дифференцированными становятся в ________________ возрасте отношения к учителям… Учитель, который отлично знает и преподает свой предмет, обычно пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Но вместе с тем ___________ очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга (И.С.Кон).

Методика работы.

1. Студенты делятся на три подгруппы, каждой из которых предлагаются для анализа цитаты из работ известных советских психологов и педагогов, раскрывающие психологические особенности детей младшего школьного, подросткового и старшего школьного (юношеского) возраста. Вместо возраста в цитатах прочерк «______». Первой подгруппе дается задание: ознакомившись со всеми высказываниями, выбрать те, которые характеризуют психологические особенности младшего школьника, и, используя эти цитаты, а также материалы лекций, учебника, составить психологический портрет младшего школьника; вторая подгруппа получает аналогичное задание по составлению психологического портрета подростка, а третья – старшего школьника. На самостоятельную подготовку дается 30 мин.

2. Группы представляют выбранные ими отрывки. Затем проводится анализ ошибок.

Ответы:

Младший школьник – 2, 5, 8, 9, 13, 16

Подросток – 1, 4, 6, 7, 11, 12, 13, 15, 17, 20, 21

Юноша – 3, 10, 14, 18, 19, 20, 22

Краткий курс лекций.

Наши рекомендации