Тема: Психологические особенности подросткового возраста
Цель: выделение особенностей подросткового периода как переломного в психическом развитии.
Вопросы для обсуждения:
Проблема «кризиса» подросткового возраста. Социально-историческая природа подросткового возраста.
Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах ЛС.Выготского. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста, специфическая форма самосознания (Д.Б.Эльконин).
Тематика докладов
Теории подросткового возраста: Теории подросткового возраста (Г.Ст.Холл, Э.Шпрангер, Ш.Бюлер, Эриксон, К.Левин, Ж.Пиаже)
Литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 624 с.
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984.
3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005.
4. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста.
5. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста.
6. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946–1980 г.г. / Под ред. И.И. Ильясова. – М.: Московский университет, 1981.
Методические указания:
Целесообразно при обсуждении вопросов задействовать воспоминания студентов о собственном личном опыте взросления, имея в виду, что для них свойственно расширительно истолковывать этот опыт. Обмен мнениями позволит сформировать научное представление о закономерностях этого этапа развития.
Методические указания студентам:
При подготовке к семинару не стоит ограничиваться только учебником. Более полную картину психического развития в подростковом возрасте можно получить, сравнивая разные позиции исследователей, для чего нужно обратиться к дополнительной литературе.
На основе материалов темы необходимо раскрыть историчность подросткового (переходного, пубертатного) периода, связать его с неравномерностью развития человека.
На основе материалов темы необходимо выявить особенности развития познавательных процессов в подростковом возрасте и их влияние на личностную сферу подростка, ведущую деятельность и социальную ситуацию развития. Обратить внимание на роль абстрактного мышления в подростковом возрасте. Раскрыть основные новообразования познавательной сферы.
Семинарское занятие 4
Тема: Отклоняющееся поведение подростков.
Цель: получение представления о типах отклоняющегося поведения, причинах, их обусловливающих, принципах работы с «трудными» детьми.
Вопросы для обсуждения
Понятие «трудные» подростки в психологической литературе.
Типы отклоняющегося поведения (аддиктивное, делинквентное).
Психологические причины отклонений в поведении.
Работа с «трудными» детьми.
Тематика докладов
Аномалии в развитии характера в подростковом возрасте.
Основные стадии морального развития личности в онтогенезе.
Литература:
1. Васильев В.Л. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Л., 1986.
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984.
3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М., 1979.
4. Кле М. Психология подростка.- М., 1991.
5. Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией.// Вопросы психологии.- N4.- 1996.
6. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению// Психологический журнал.- т.17.- N3.- 1996.
7. Меньшикова Е.С.Жестокое обращение с детьми и его отдаленные последствия// Психологический журнал.- N6.- т.13.- 1993.
8. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М., 1996.
9. Фарапонова Э.А., Гульба О.А. Формирование трудовой мотивации у подростков и юношей с девиантным поведением// Психологический журнал.- N6.- 1993.
Методические указания:
Наиболее существенная задача данного занятия – получение представления о работе с «трудными» детьми. На этот вопрос не существует однозначного ответа, нет списка мер, которые могут наверняка привести к успеху. В обсуждении вопросов при помощи метода «анализ конкретных ситуаций» сформировать представление о том, что подросток вообще и «трудный» в частности для педагога задает проблемное пространство, каждое педагогическое взаимодействие представляет собой творческую задачу с разными вариантами решений и не гарантированными результатами.
Методические указания студентам:
Дать оценку роли ведущей деятельности и связать ее с изменением круга значимых других, падением престижа учебной деятельности, важностью социального статуса в среде сверстников для развития личности подростка. Обратить внимание на формирование акцентуаций характера в подростковом возрасте.
Подготовить для анализа проблемные ситуации взаимодействия с подростками родителей и педагогов.
Семинарское занятие 5