Российская психология труда в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы
В целом состояние отечественной психологии труда к этому времени было весьма плачевным, поскольку сталинский режим не пощадил многих выдающихся психотехников. Но, как это нередко бывает, в критические моменты о специалистах «вдруг» вспоминают и даже «разрешают» им вести некоторые свои исследования. Отметим направления работ, по которым проводились исследования в те годы.
Прежде всего это — проблемы повышения эффективности воинского труда. К ним относятся:
1) использование психологии в маскировочной технике (Б. М. Теп-
лов написал несколько работ по данной проблематике, в частно
сти «Война и техника», «Белый халат» и др.);
2) проблемы повышения зрительной и слуховой чувствитель
ности бойцов. К. X. Кекчеев в работе «Ночное зрение» предлагал
специальные памятки для разведчиков, пилотов-истребителей, для
наблюдателей — в артиллерии оказалось возможным увеличить
чувствительность зрения и слуха на 50—100 % в течение 1,5—2 ча
сов);
3) исследование роли личностных, морально-волевых качеств
бойцов и командиров (работы Н. Д. Левитова «Воля и характер
бойца», М. П. Феофанова «Воспитание смелости и мужества», зна-
менитая книга Б. М. Теплова с первоначальным названием «Ум и воля военачальника» и др.);
4) подготовка военных летчиков (И. Н. Шпильрейн с сотруд
никами в 1934 г. разработал систему подготовки военных летчиков.
если раньше до 90 % курсантов были профнепригодны (а сама
подготовка велась по старинке: сзади сидел инструктор и бил кур
санта палкой за ошибки), то после рекомендаций психологов были
выявлены необходимые умения и условия для их тренировки. К со
жалению, с 1936 по 1957 г. профотбор в армию не проводился (из-
за известного постановления «О педологических извращениях в
системе Наркомпроса» от 1936 г.);
5) психология восстановительной трудотерапии после опера
ций. Ранения верхних конечностей были наиболее распространен
ными (до 85 % всех ранений). После операций необходимо было
восстановление двигательных функций. А. Р. Лурия в 1942 г. при
гласил в свой военный госпиталь известного психотехника С. Г. Гел-
лерштейна для руководства мастерской трудотерапии. Методика
Геллерштейна оказалась очень эффективной (положительный ре
зультат в 80 % случаев). Суть методики (по С. Г. Геллерштейну):
«Самой существенной особенностью трудовых движений являет
ся их предметно-целевой характер... Цель трудовой операции ле
жит вовне, и рабочий орган призван мобилизовать все богатство
своих двигательных и чувствующих возможностей для наилучшего
достижения поставленной цели... Умея правильно подбирать и
видоизменять трудовые задания и воздействовать на инструмент,
на изделие, на "рабочее пространство", мы научаемся управлять
трудовыми движениями, вызывать к жизни одни, заглушать дру
гие и направлять по-своему ход восстановления движений» [цит.
по: 7, с. 280—281]. Известный пример: больному предлагается под
нять травмированную руку — не получается, тогда предлагается
достать шапку с вешалки (т. е. задается цель) — больной справля
ется с задачей... А. Н.Леонтьев и А. В. Запорожец также критико
вали так называемые «трудоподобные движения», считая, что вос
становительное действие должно быть «предметным».
В послевоенный период прикладная психология развивалась с Учетом потребностей гражданской хозяйственной жизни [7, с. 285— 291]. С 1957 г. психология труда вновь обрела государственный ста-тУс (после совещания по психологии труда как ветви психологии был одобрен программный доклад Е. В. Гурьянова «Состояние и задачи психологии труда»). Психология труда была обозначена как преемница психотехники.
На основе анализа докладов на конгрессах Международной эссоциации прикладной психологии (как преемницы Международной психотехнической ассоциации) были выделены основные Управления развития современной психологии труда. В русле этих Решений самой представительной остается область хозяйственных
задач (хотя еще в психотехнике пытались рассматривать целый комплекс проблем, связанных с трудом, включая медицинские,1 педагогические вопросы); причем усложнение техники становится проблемой не только одной страны, но и всего человечества (пример Чернобыльской аварии).
В настоящее время вопросы организационной психологии часто «поглощают» другие проблемы психологии труда, т. е. в «моде» психология управления, менеджмент. В организационной психологии традиционные вопросы психологии труда все больше сближаются с проблемами социальной психологии. В настоящее время распространен термин «организационная психология и психология труда», объединяющий знания о труде в организациях и о самом работающем человеке (примечательно, что в МГУ на факультете психологии именно такое название используется для обозначения бывшей кафедры «Психология труда и инженерная психология»).
5. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения