Теллектуальной стороны личности, Выготский прежде всего уделял
Внимание становлению самосознания ребенка, говоря, что понятие
≪личность≫ как культурное, социальное образование тождественно
Самосознанию. В процессе становления самосознания ребенок
Учится владеть собственной психикой и собственным поведением,
Уменьшается его зависимость от окружающей действительности,
Поэтому среди важнейших элементов развития личности Выготский
Выделял развитие воли, которая позволяет ребенку действовать под
Влиянием своего мировоззрения.
Говоря о влиянии среды, Выготский подчеркивал, что она опре-
Деляет развитие личности через переживание ребенком воздействий
Окружающей действительности. Он ввел такое важнейшее понятие,
как ≪социальная ситуация развития≫. Новым является и сам подход
Выготского к среде, которую он не считал неизменной, стабильной.
Он отмечал, что в зависимости от возраста, уровня сознания ребен-
Ка значение даже неизменной на первый взгляд среды для него
Изменяется, он по-другому переживает одни и те же факты, и, сле-
Довательно, в разные периоды жизни среда оказывает на ребенка
Разное влияние. Изменение социальной ситуации развития как
Раз и происходит в период кризисов, выводя ребенка на новый
Уровень развития. Таким образом, хотя в центре структуры лич-
Ности стоит интеллект, самосознание и мировоззрение, формирует-
Ся эта структура прежде всего под влиянием эмоционального от-
Клика ребенка на изменение среды.
С точки зрения практики, наибольшее значение имели в то
Время работы, связанные с исследованием одаренности и трудно-
Воспитуемости детей. В принципе все психологи сходились во
Мнении, что одаренность имеет два основания - и природное,
Биологическое, и социальное, связанное с условиями жизни. По-
Этому ученые отмечали необходимость особого внимания к воспи-
Танию и обучению одаренных детей, опасность при неправильном
Подходе затормозить их развитие. А. С. Грибоедов писал, что ода-
ренность - это образование комплекса цепных, высших сочетатель-
Ных рефлексов, и, таким образом, она, как любая соотносительная
Деятельность, есть результат индивидуального или видового опыта.
Зависимость одаренности от среды доказывается экспериментами,
В которых под влиянием обучения одаренность детей повышалась
на 103%.
Большое внимание уделял проблеме одаренных детей П. П. Блон-
Ский. В своих работах, посвященных исследованию природы ода-
Ренности, он выдвинул гипотезу, что на одаренность влияет не
Только и не столько генетическая наследственность ребенка, сколь-
Ко та среда, в которой живет он и жили его предки, уровень культу-
ры, образования, социальное положение. При этом он ввел понятия
Хроматин-наследственности и социал-наследственности, подчерки-
вая роль социальной наследственности в формировании ≪гениаль-
ных династий≫. Необходимо отметить тот факт, что Блонский, как
И большинство психологов того времени, говоря об одаренности,
Имел в виду прежде всего общую одаренность, под которой пони-
Мал интеллект ребенка, а не специальную одаренность.
Особенно волновали его вопросы обучения одаренных детей.
Блонский доказывал необходимость создания для них специальных
Школ. Эту мысль поддерживал и В.М.Экземплярский, который
Считал, что если школы для умственно отсталых детей необходимы
Из принципа социальной справедливости, то школы для одаренных
детей нужно открывать, исходя из требований социального про-
Гресса. Разделяя это мнение, Б.А.Артемов говорил о том, что
Именно талантливым детям надо уделять особое внимание, так как
Неверно утверждение, что талант всегда пробьется. Он считал, что,
Наоборот, талантливые дети более чуткие и ранимые и требуют
Бережного отношения к себе.
Исследуя проблему одаренности, Выготский высказал очень
Интересную мысль о том, что одаренность, как и характер, - не ста-
тическое, а динамическое образование, развитие которого идет
Противоречиво. Такое понимание позволяет рассматривать и ода-
Ренность и дефективность как два разных исхода процесса компен-
Сации, как плюс- и минус-одаренность. При этом он выдвинул но-
Вую для того времени идею о том, что одаренность не есть нечто
однородное, единое, но является сложным образованием, состоя-
Щим из ряда функций и элементов, находящихся в сложной струк-