Теллектуальной стороны личности, Выготский прежде всего уделял

Внимание становлению самосознания ребенка, говоря, что понятие

≪личность≫ как культурное, социальное образование тождественно

Самосознанию. В процессе становления самосознания ребенок

Учится владеть собственной психикой и собственным поведением,

Уменьшается его зависимость от окружающей действительности,

Поэтому среди важнейших элементов развития личности Выготский

Выделял развитие воли, которая позволяет ребенку действовать под

Влиянием своего мировоззрения.

Говоря о влиянии среды, Выготский подчеркивал, что она опре-

Деляет развитие личности через переживание ребенком воздействий

Окружающей действительности. Он ввел такое важнейшее понятие,

как ≪социальная ситуация развития≫. Новым является и сам подход

Выготского к среде, которую он не считал неизменной, стабильной.

Он отмечал, что в зависимости от возраста, уровня сознания ребен-

Ка значение даже неизменной на первый взгляд среды для него

Изменяется, он по-другому переживает одни и те же факты, и, сле-

Довательно, в разные периоды жизни среда оказывает на ребенка

Разное влияние. Изменение социальной ситуации развития как

Раз и происходит в период кризисов, выводя ребенка на новый

Уровень развития. Таким образом, хотя в центре структуры лич-

Ности стоит интеллект, самосознание и мировоззрение, формирует-

Ся эта структура прежде всего под влиянием эмоционального от-

Клика ребенка на изменение среды.

С точки зрения практики, наибольшее значение имели в то

Время работы, связанные с исследованием одаренности и трудно-

Воспитуемости детей. В принципе все психологи сходились во

Мнении, что одаренность имеет два основания - и природное,

Биологическое, и социальное, связанное с условиями жизни. По-

Этому ученые отмечали необходимость особого внимания к воспи-

Танию и обучению одаренных детей, опасность при неправильном

Подходе затормозить их развитие. А. С. Грибоедов писал, что ода-

ренность - это образование комплекса цепных, высших сочетатель-

Ных рефлексов, и, таким образом, она, как любая соотносительная

Деятельность, есть результат индивидуального или видового опыта.

Зависимость одаренности от среды доказывается экспериментами,

В которых под влиянием обучения одаренность детей повышалась

на 103%.

Большое внимание уделял проблеме одаренных детей П. П. Блон-

Ский. В своих работах, посвященных исследованию природы ода-

Ренности, он выдвинул гипотезу, что на одаренность влияет не

Только и не столько генетическая наследственность ребенка, сколь-

Ко та среда, в которой живет он и жили его предки, уровень культу-

ры, образования, социальное положение. При этом он ввел понятия

Хроматин-наследственности и социал-наследственности, подчерки-

вая роль социальной наследственности в формировании ≪гениаль-

ных династий≫. Необходимо отметить тот факт, что Блонский, как

И большинство психологов того времени, говоря об одаренности,

Имел в виду прежде всего общую одаренность, под которой пони-

Мал интеллект ребенка, а не специальную одаренность.

Особенно волновали его вопросы обучения одаренных детей.

Блонский доказывал необходимость создания для них специальных

Школ. Эту мысль поддерживал и В.М.Экземплярский, который

Считал, что если школы для умственно отсталых детей необходимы

Из принципа социальной справедливости, то школы для одаренных

детей нужно открывать, исходя из требований социального про-

Гресса. Разделяя это мнение, Б.А.Артемов говорил о том, что

Именно талантливым детям надо уделять особое внимание, так как

Неверно утверждение, что талант всегда пробьется. Он считал, что,

Наоборот, талантливые дети более чуткие и ранимые и требуют

Бережного отношения к себе.

Исследуя проблему одаренности, Выготский высказал очень

Интересную мысль о том, что одаренность, как и характер, - не ста-

тическое, а динамическое образование, развитие которого идет

Противоречиво. Такое понимание позволяет рассматривать и ода-

Ренность и дефективность как два разных исхода процесса компен-

Сации, как плюс- и минус-одаренность. При этом он выдвинул но-

Вую для того времени идею о том, что одаренность не есть нечто

однородное, единое, но является сложным образованием, состоя-

Щим из ряда функций и элементов, находящихся в сложной струк-

Наши рекомендации