Которой в отечественной науке были заложены именно Шпетом.
Его научные интересы связаны как с собственно философскими
Проблемами познания и логики, так и с исследованием психологии
≪социального бытия≫. Этот подход предполагал анализ социально-
Исторических причин, обусловливающих развитие психики челове-
Ка, в том числе мышления, речи, индивидуальных и национальных
Психических особенностей, а также исследование психологических
Основ культуры, которая была особенно значима для Шпета.
Анализируя современное ему состояние психологической науки,
Шпет, соглашаясь с Введенским, Гротом, Челпановым в необходи-
Мости развития экспериментальной психологии, резко возражал
Против их утверждения, что психология может обойтись без фило-
Софии и сама стать основой всех наук о человеке (теория психоло-
гизма). Он видел выход в отходе от чистой психологии и соедине-
Нии ее с философией, подчеркивая, что для объяснения полученных
Фактов психология может использовать только философские кон-
Цепции, а не естественно-научные, поскольку они также являются
Эмпирическими, а потому не могут претендовать на методологию,
Которую обеспечивает философия.
Первая попытка дать исторический обзор развития гуманитар-
Ных наук (прежде всего психологии и философии) в России была
Предпринята Шпетом еще в 10-х годах в его незаконченных работах
По психологической и философской антропологии. Впоследствии
он возвратился к этой проблеме в своей ≪Хрестоматии по истории
психологии≫ (1917) и в ≪Очерке развития русской философии≫
(1922). Он придавал большое значение изданию ≪Хрестоматии по
истории психологии≫, для работы над которой привлек многих
Ведущих психологов того времени - Лосского, Блонского, Экземп-
лярского и др. Предполагалось издание нескольких томов хресто-
Матии, посвященных отдельным периодам психологии - антично-
Сти, Средневековью, Новому времени. В предисловии к первому
тому этого издания, которое, к сожалению, так и не увидело свет,
Он писал, что для формирования психологии как методически
оформленной, ≪внутренне согласованной системы≫ необходимо
Отдать себе отчет в том, каким путем шла наука, и подвести итог
Сделанного предшественниками, выделив то, что остается ценным
В настоящее время. В этой работе Шпет также писал о том, что ме-
Тодология по-прежнему остается одним из центральных вопросов
Психологической науки. Он подчеркивал, что анализ истории пси-
Хологии поможет разрешить вопрос о связи психологии с филосо-
фией (которая остается ее методологией, с точки зрения Шпета) и
со смежными науками ≪об эмпирической природе≫ человека. Эти
Мысли Шпета остаются актуальными и сегодня.
Изучая историю развития русской психологии и философии,
Шпет пытался определить их специфику, анализируя развитие
Прежде всего двух, с его точки зрения основных, проблем - логики
И морали, причем значение первой связано с ее ролью в качестве
Методологической основы науки, в то время как проблема морали
Является спецификой именно русской науки.
Стремление к формированию общих для всех наук (как естест-
Венных, так и гуманитарных) методологических принципов приве-
Ло Шпета к мысли о необходимости пересмотра основных положе-
Ний современных ему научных теорий, что он и сделал с присущей
Ему эрудицией и чувством юмора. В частности, острое критическое
Чутье, умение увидеть скрытые противоречия в теоретических по-
Строениях других ученых позволили ему одному из первых увидеть
Глубину того кризиса, в который вступила психология в начале
Века. Критический анализ существующих научных концепций пред-
Варял практически каждую крупную работу Шпета, это и дало
Возможность некоторым исследователям говорить о том, что Шпет
Был больше силен в критике, чем в создании собственных систем.
Это отчасти верно, так как собственные позиции им были сформу-
Лированы только частично к концу его творческой деятельности,
Причем у него фактически не было возможности довести до логи-
Ческого конца свои размышления, хотя основные положения его
Концепции были им развиты в последних работах.
Постепенно он пришел к выводу, что логика не может быть
Единственным, универсальным методом исследования психологии
Социального бытия, которое он считал главным предметом своего