Основы психоаналитической концепции были заложены З.Фрей-

Дом (1856-1939). Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал ме-

дицинский факультет Венского университета, на который и по-

Ступил в 1873 г. В те годы он работал в физиологической лабора-

Тории доктора Э. Брюке. Эта работа во многом определила буду-

Щую уверенность Фрейда в роли биологических основ психики,

Его внимание к сексуальным и физиологическим факторам, опреде-

Ляющим бессознательные мотивы человека. Получив в 26 лет док-

Торскую степень, Фрейд вследствие материальных затруднений вы-

Нужден был заняться частной практикой. Вначале он работал хи-

Рургом, однако, прослушав курс психиатрии, заинтересовался этой

Областью, прежде всего связью между психическими симптомами

И физическими болезнями. К 1885 г. он добился престижного поло-

жения лектора в Венском университете.

При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в

Париж в клинику Ж. Шарко. Эта стажировка не только доказала

Фрейду значительную роль гипноза в лечении истерии, но и при-

Открыла впервые завесу над бессознательным, так как в сеансах

Гипноза Шарко наглядно демонстрировал роль неосознанных мо-

Тивов в поступках человека. По возвращении в Вену он совместно

С известным психиатром И. Брейером начал исследовать динами-

Ку истерии, опубликовав несколько работ на эту тему. Однако по-

Степенно он отошел от Брейера, который настороженно отнесся к

Предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными откло-

Нениями. Так же настороженно Брейер отнесся и к новому, пред-

Ложенному Фрейдом вместо гипноза методу лечения истерии -

психоанализу, хотя и соглашался с тем, что гипноз неэффективен.

Впоследствии, анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что

он боялся принять ответственность за сделанное им открытие и

Старался разделить его с другими, боялся и самого этого открытия,

Той ответственности, которая с ним связана. Фрейд считал, что в

Отношениях с Брюке, Шарко и особенно с Брейером он трансфор-

Мировал свои отношения с отцом. Воспоминания детства и слож-

Ные семейные отношения, в которых Фрейд, боявшийся и уважав-

Ший авторитарного отца, всегда держал сторону мягкой и любящей

матери, в значительной мере повлияли на содержание его теории.

Стремление заменить реального отца учителем вызвало и двойное

Отношение Фрейда к учителям - с одной стороны, восхищенное

Поклонение, а с другой - желание найти свой собственный путь в

Науке, превзойти своих учителей. Так постепенно вырисовывают-

ся контуры концепции Фрейда о трансфере и эдиповом комплексе,

Которые затем займут важное место в его теории личности.

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 г., а в 1897 г.

Он начал проводить систематические самонаблюдения, которые

Фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 г. появилась его

книга ≪Толкование сновидений≫, в которой он впервые опублико-

Вал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его

последующих книгах ≪Психопатология обыденной жизни≫ (1901),

≪Я и Оно≫ (1923), ≪Тотем и табу≫ (1913), ≪Психология масс и анализ

человеческого "Я"≫ (1921). Постепенно его идеи получили призна-

Ние. В 1910 г. Стенли Холл пригласил Фрейда прочитать лекции в

Америке, где его теория приобрела особую популярность. Его

Работы стали переводить на многие языки. Вокруг Фрейда посте-

Пенно складывался кружок его почитателей и последователей, в ко-

Торый вошли К. Юнг, А. Адлер, Ш. Ференци, О. Ранк, К. Абрахам.

После организации психоаналитического общества в Вене его фи-

Лиалы открылись во всем мире, психоаналитическое движение рас-

Ширялось, приобретая все больше сторонников. В то же время

Фрейд становился все более ортодоксальным и догматичным в

Своих взглядах, он не терпел ни малейших отклонений от своей

концепции, пресекал все попытки самостоятельной разработки и

Анализа некоторых положений психотерапии или структуры лич-

Ности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его

Учениками. Это привело к отдалению, а потом и к разрыву с Фрей-

Дом самых талантливых его последователей - Адлера, Юнга, Ранка.

По мере роста известности Фрейда росло и количество критиче-

Ских работ, направленных против его взглядов. В 1933 г. нацисты

Сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии по-

Ложение Фрейда стало опасным, он подвергался преследованиям.

Зарубежные психоаналитические общества собрали значительную

Наши рекомендации