Основы какого понимания идеологии были заложены в философии марксизма?

а) Классового;

б) партийного;

в) научного.

4. В философии К. Маркса идеологии как «ложному сознанию» противопоставлена (противопоставлено):

а) философия;

б) наука;

в) религия;

г) право;

д) мораль;

е) искусство.

5. Понятие «научная идеология» было введено в оборот:

а) К. Марксом;

б) В.И. Лениным;

в) Г.В. Плехановым;

г) Ф. Энгельсом.

6. Автором работы «Идеология и утопия», содержащей первый развернутый анализ феномена идеологии, является:

а) К. Маркс;

б) В. Парето;

в) Ф. Энгельс;

г) К. Манхейм;

д) Д. де Траси.

7. Объективная и субъективная стороны идеологии были выделены и проанализированы:

а) Ю. Хабермасом;

б) Г. Маркузе;

в) В. Парето;

г) П. Фейерабендом;

д) З. Бжезинским.

8. Выделите важнейшие социальные функции идеологии:

а) познавательная;

б) легитимизирующая;

в) нормативная;

г) интеграционная;

д) мобилизационная.

9. Теория деидеологизации оформилась в:

а) XVIII в.;

б) середине XIX в.;

в) середине ХХ в.;

г) конце ХХ – начале ХХI вв.

10. Суть теории деидеологизации общественной жизни состоит в том, что в ней признается (признаются):

а) необходимость обновленной идеологии в условиях развитого индустриального общества;

б) исчерпанность потенциала идеологии как способа выражения интересов социально-классовых сил в условиях постиндустриального общества;

в) мобилизационная и интеграционная функции идеологии в качестве предпосылки достижения социального согласия;

г) аксиологическая составляющая идеологии как фактор диалога различных социальных субъектов общественной жизни.

11. В концепциях постиндустриального общества на смену идеологам приходят:

а) технократы;

в) научные эксперты;

г) социальные инженеры;

д) менеджеры.

12. Автором идеологемы «конца истории» является:

а) С. Хантингтон;

б) В. Парето;

в) Д. Белл;

г) Ф. Фукуяма;

д) Э. Тоффлер.

13. Суть концепции реидеологизации наиболее полно выражена в том, что в ней признается:

а) неискоренимость социальных противоречий и конфликтов;

б) необходимость «идеологического вакуума» в общественной жизни;

в) необходимость идеологического обновления общества.

14. Концепция «столкновения цивилизаций» была предложена:

а) Д. Беллом;

б) Ф. Фукуямой;

в) С. Хантингтоном;

г) Э. Тоффлером.

15. «Конец идеологии» в концепции реидеологизации Д. Белла предполагает:

а) исчезновение идеологии как формы общественного сознания;

б) масштабную историческую смену убеждений и мировоззренческих ориентиров;

в) изменение содержательных и функциональных параметров существующих идеологий.

16. Идеологический плюрализм современного западного общества обусловлен прежде всего:

а) поиском базовых ценностей и идеалов;

б) проблемами социально-экономического порядка;

в) сферой социально-политических отношений;

г) многообразием способов социальной самоидентификации индивидов в современном социокультурном пространстве.

17. Из приведенных ниже укажите определение политической идеологии:

а) классовая форма выражения интересов социальных групп и общностей как субъектов социально-политических отношений;

б) система идей и представлений, определяющая притязания той или иной социальной группы, общности на власть или ее использование с целью реализации своих интересов;

в) теоретически оформленное выражение социальных представлений, интересов и устремлений людей;

г) система идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.

18. В марксизме в качестве субъектов идеологии представлены:

а) партии;

б) классы;

в) общественные движения;

г) индивиды;

д) нации.

19. Укажите идеологии, типологизируемые на основании содержания распространяемых взглядов, принципов и убеждений:

а) глобальные;

б) научные;

в) локальные;

г) религиозные;

д) частные;

е) политические.

20. Прогрессивные и реакционные, революционные и контрреволюционные, гуманистические и антигуманные идеологии типологизируют по основанию их:

а) содержания;

б) пространственной распространенности;

в) числа приверженцев;

г) направленности.

21. Индивидуальные, групповые, классовые, национальные (государственные), партийные идеологии различают в зависимости от:

а) положения носителей идеологии по занимаемому ими месту в сфере производства материальных благ;

б) социальных субъектов как носителей идеологии;

в) содержательных характеристик идейных представлений.

22. Основанием выделения глобальных, локальных и частичных идеологий выступает:

а) социальный субъект как носитель идеологии;

б) число потенциальных приверженцев идеологии;

в) уровень притязаний идеологии.

23. Специфика глобальной (тотальной) идеологии наиболее полно проявляется в:

а) универсальности выдвигаемых ею программ жизнедеятельности и способов понимания и объяснения мира;

б) регулировании отношений между общественными силами определенного региона, страны;

в) отражении всех интересов социальных групп и слоев отдельного общества.

24. Социализм, либерализм, консерватизм представляют собой варианты идеологии:

а) локальной;

б) частичной;

в) тотальной.

25. Государственные идеологии можно отнести к уровню идеологии:

а) глобальной;

б) локальной;

в) частичной.

26. Установите соответствие между уровнями политической идеологии и их содержательными характеристиками:

1) теоретико-концептуальный; а) наличие политической пропаганды;

2) программно-политический; б) наличие теорий, концепций, доктрин, содержащих оценки существующей социально-политической действительности;

3) обыденно-

актуализированный; в) представлен феномен ами индивидуального и группового сознания;

г) проявляется в формах политической активности или пассивности социальных субъектов как носителей идеологии;

д) включает в себя политические программы деятельности;

е) наличие образно-ассоциативного осмысления социально-политической действительности;

ж) содержит понятийно-категориальный аппарат осмысления социальной действительности.

27. Установите соответствие между чертами идеологии как родственной вере формы сознания и их содержанием:

1) репрессивность; а) обслуживание частных интересов, придание им видимости всеобщности;

2) догматичность; б) отрыв содержательной стороны идеологии от реальных условий ее возникновения, придание идеям и принципам идеологии конституирующего по отношению к действительности значения;

3) спекулятивность; в) защита идеологией как субъективно ориентированным типом духовного производства интересов определенных социальных групп;

4) апологетичность; г) подведение реальности под доктринальные схемы;

5) авторитарность; д) придание социальными субъектами важным для них интересам, идеям и принципам самодостаточного значения, признание их верными и не подлежащими пересмотру.

28. Непременным элементом политических идеологий, отражающим иллюзорный характер представлений людей о социальной действительности, являются политические:

а) доктрины;

б) учения;

в) мифы;

г) программы;

д) теории.

29. Наиболее значимой функцией политического мифа, реализуемой посредством эмоционально-психологических механизмов, является:

а) познавательная функция;

б) регулятивная функция;

в) компенсаторная функция;

г) апологетическая функция.

30. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать указанные ниже виды идеологической деятельности:

1) агитационно-массовая; а) формулирование в определенных теориях и концепциях ценностей и целей социальных общностей;

2) теоретико-

концептуальная; б) осуществление целенаправленного, теоретически обоснованного и эмоционально насыщенного, мотивированного воздействия на общественное сознание;

3) пропагандистская; в) имеет устную, печатную и наглядную формы воплощения;

г) реализуется во взаимосвязи с политической, нравственной, художественной сферами культуры;

д) осуществляется с целью побуждения к политической активности в желаемом направлении;

е) осуществляется в процессе функционирования учреждений науки и культуры, средств массовой информации.

31. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать указанные функции политической идеологии:

1) мобилизационная; а) содействует реальному объединению людей и укреплению целостности политического сообщества;

2) познавательная; б) выражена в системе норм поведения социальных субъектов, очерчивает ценностные ориентации и критерии оценки политических процессов и явлений;

3) интеграционная; в) связана с созданием определенной модели общественного устройства и определением места в нем человека, способствует политической самоидентификации социальных субъектов;

4) нормативная; г) выражена в обосновании определенного типа политического устройства;

5) легитимизирующая; д) содействует сплочению людей на основе определенных единых идей и программ деятельности.

32. Укажите принципиальное отличие политической утопии от политического мифа:

а) спекулятивность;

б) иррациональность;

в) рациональность;

г) образно-ассоциативный характер.

33. Согласно К. Манхейму, отличия, существующие между идеологией и утопией как социально-политическими феноменами, коренятся в:

а) специфике практического подхода к существующей социальной действительности;

б) особенностях концептуального осмысления существующих социальных реалий;

в) способах воздействия на сознание социальных субъектов.

Наши рекомендации