Вания, которые имеют двойную пассивно-активную природу, сле-

Дует для построения научной психологии объединить в один класс

Психических феноменов, противопоставив их известным ранее

Односторонним элементам, имеющим односторонне-пассивную

природу (к ним он относил познание и чувства) или односторон-

Не-активную природу (к ним он относил волю). Этот новый класс

Психических явлений он предложил назвать эмоциями. Изучая

Психику на основании биологических и механических законов

(прежде всего закона сохранения энергии), он писал, что эмоции

Представляют собой вследствие их двойственной, раздражительно-

Моторной природы коррелят двойственной, центростремительно-

Центробежной анатомической структуры нервной системы и явля-

Ются прототипом психической жизни вообще, с ее двойственным,

Пассивно-активным характером.

Связывая развитие эмоций с формированием нравственного и

Правового самосознания индивида, Петражицкий утверждал, что

Существуют специальные интеллектуально-эмоциональные обра-

Зования, которые представляют собой ассоциации между опреде-

Ленными представлениями и эмоциями долга (он называл их пред-

ставлениями нормативных фактов). Содержание таких представле-

Ний образуют позитивные нормы общества. Этические же убежде-

Ния, в которых нет таких дополнительных ассоциаций с норматив-

Ными фактами, он называл интуитивными или автономными, пока-

Зывая, что первые имеют связь с общественными нормами и требо-

Ваниями, а вторые вырабатываются самим индивидом, автономно,

Без дополнительного влияния общества.

Кроме моральных норм существуют еще и нормы права, кото-

Рые ученый называл атрибутивными, обязательно-притязатель-

Ными нормами и которые отличаются от нравственных норм имен-

Но своей обязательностью, а не добровольностью исполнения. Он

Считал, что между чисто императивными этическими явлениями

(моралью) и императивно-атрибутивною их ветвью {правом) суще-

Ствуют два важных, с точки зрения их влияния на поведение, разли-

Чия. Этической психике, морали чужда активная мотивация, свой-

Ственная праву, а атрибутивный характер правосознания сообщает

Пассивной этической мотивации особую силу, так что эта мотива-

Ция решительнее и надежнее, нежели чисто моральная.

При этом Петражицкий считал, что переход от моральных, не-

Обязательных к правовым, обязательным эмоциям является шагом

Вперед по пути социального прогресса, так как то социально-ра-

Зумное и желательное поведение, которое вначале соблюдалось

лишь наиболее выдающимися в этическом плане людьми, превра-

Щается в общее и правильное социальное явление. Он также дока-

Зывал, что колебание уровня правового сознания народа не явля-

Ется врожденной особенностью национального духа, а отражает

Влияние культуры и социального окружения, показывая подъем

Или упадок правового сознания народа в тот или иной историче-

Ский момент. Он делал вывод о том, что без учета императивно-

Атрибутивной правовой психики и ее моторного действия нельзя

Понять человеческую жизнь, индивидуальное и массовое поведение,

Психические пружины и причины экономических и иных общест-

Венных процессов.

Говоря о формировании социально активной и нравственной

Личности, Петражицкий подчеркивал, что отсутствие развитого

Правового сознания связано с отсутствием личной свободы, поэто-

Му необходимо как можно раньше развивать как личностное само-

Сознание детей, так и правовые атрибутивные эмоции. Такой под-

Ход позволил ему прийти к важному положению его теории - обос-

Нованию роли мотивов и эмоций в процессе социализации чело-

Века, усвоения им нравственных и правовых норм.

Для российского искусства, прежде всего для художественной

Литературы, исследования морального, нравственного развития

Людей были не менее важной проблемой, чем для отечественной

Психологии. Поэтому неслучайно возникают психолингвистиче-

Ские концепции, изучающие роль литературы в осознании и транс-

Ляции типичных для определенной исторической эпохи пережи-

Ваний.

Так, ученые отмечали, что популярность какого-то художест-

Венного произведения в определенную эпоху объясняется тем, что

Мысли и настроения его автора близки многим, и эти произведе-

Ния позволяют людям лучше понять себя и свое время. Не менее

Наши рекомендации