Вания, которые имеют двойную пассивно-активную природу, сле-
Дует для построения научной психологии объединить в один класс
Психических феноменов, противопоставив их известным ранее
Односторонним элементам, имеющим односторонне-пассивную
природу (к ним он относил познание и чувства) или односторон-
Не-активную природу (к ним он относил волю). Этот новый класс
Психических явлений он предложил назвать эмоциями. Изучая
Психику на основании биологических и механических законов
(прежде всего закона сохранения энергии), он писал, что эмоции
Представляют собой вследствие их двойственной, раздражительно-
Моторной природы коррелят двойственной, центростремительно-
Центробежной анатомической структуры нервной системы и явля-
Ются прототипом психической жизни вообще, с ее двойственным,
Пассивно-активным характером.
Связывая развитие эмоций с формированием нравственного и
Правового самосознания индивида, Петражицкий утверждал, что
Существуют специальные интеллектуально-эмоциональные обра-
Зования, которые представляют собой ассоциации между опреде-
Ленными представлениями и эмоциями долга (он называл их пред-
ставлениями нормативных фактов). Содержание таких представле-
Ний образуют позитивные нормы общества. Этические же убежде-
Ния, в которых нет таких дополнительных ассоциаций с норматив-
Ными фактами, он называл интуитивными или автономными, пока-
Зывая, что первые имеют связь с общественными нормами и требо-
Ваниями, а вторые вырабатываются самим индивидом, автономно,
Без дополнительного влияния общества.
Кроме моральных норм существуют еще и нормы права, кото-
Рые ученый называл атрибутивными, обязательно-притязатель-
Ными нормами и которые отличаются от нравственных норм имен-
Но своей обязательностью, а не добровольностью исполнения. Он
Считал, что между чисто императивными этическими явлениями
(моралью) и императивно-атрибутивною их ветвью {правом) суще-
Ствуют два важных, с точки зрения их влияния на поведение, разли-
Чия. Этической психике, морали чужда активная мотивация, свой-
Ственная праву, а атрибутивный характер правосознания сообщает
Пассивной этической мотивации особую силу, так что эта мотива-
Ция решительнее и надежнее, нежели чисто моральная.
При этом Петражицкий считал, что переход от моральных, не-
Обязательных к правовым, обязательным эмоциям является шагом
Вперед по пути социального прогресса, так как то социально-ра-
Зумное и желательное поведение, которое вначале соблюдалось
лишь наиболее выдающимися в этическом плане людьми, превра-
Щается в общее и правильное социальное явление. Он также дока-
Зывал, что колебание уровня правового сознания народа не явля-
Ется врожденной особенностью национального духа, а отражает
Влияние культуры и социального окружения, показывая подъем
Или упадок правового сознания народа в тот или иной историче-
Ский момент. Он делал вывод о том, что без учета императивно-
Атрибутивной правовой психики и ее моторного действия нельзя
Понять человеческую жизнь, индивидуальное и массовое поведение,
Психические пружины и причины экономических и иных общест-
Венных процессов.
Говоря о формировании социально активной и нравственной
Личности, Петражицкий подчеркивал, что отсутствие развитого
Правового сознания связано с отсутствием личной свободы, поэто-
Му необходимо как можно раньше развивать как личностное само-
Сознание детей, так и правовые атрибутивные эмоции. Такой под-
Ход позволил ему прийти к важному положению его теории - обос-
Нованию роли мотивов и эмоций в процессе социализации чело-
Века, усвоения им нравственных и правовых норм.
Для российского искусства, прежде всего для художественной
Литературы, исследования морального, нравственного развития
Людей были не менее важной проблемой, чем для отечественной
Психологии. Поэтому неслучайно возникают психолингвистиче-
Ские концепции, изучающие роль литературы в осознании и транс-
Ляции типичных для определенной исторической эпохи пережи-
Ваний.
Так, ученые отмечали, что популярность какого-то художест-
Венного произведения в определенную эпоху объясняется тем, что
Мысли и настроения его автора близки многим, и эти произведе-
Ния позволяют людям лучше понять себя и свое время. Не менее