Анализу духовного развития, т. е. изучение того, что представляет
Собой личность с социальной точки зрения, и изучение общества с
Точки зрения личности.
Говоря о том, что в духовном развитии переплетаются приоб-
Ретенные и врожденные качества, Болдуин отмечал, что социальная
Среда и наследственность определяют уровень социальных дости-
Жений человека в данном обществе, так как в процессе социализа-
Ции дети обучаются одинаковым вещам, т. е. всем даются одина-
Ковые знания, одинаковые нормы поведения, моральные законы.
Индивидуальные различия заключаются не только в скорости ус-
Воения, но и в возможности адаптации к тем нормам, которые при-
Няты в обществе. Поэтому, отмечал ученый, индивидуальные раз-
Личия должны лежать в пределах того, чему учатся и что принима-
Ют индивиды. Сходные мысли высказывали и такие этнопсихологи,
как М. Мид и Р. Бенедикт, развивая теорию ≪модальной личности≫.
Однако они считали, что модальная личность связана не с социу-
Мом, культурой, но с наиболее распространенным в данной нации
Типом психодинамических реакций. На основе проведенных иссле-
Дований Бенедикт и Мид пришли к выводу, что в основе социаль-
Ных эмоций лежат врожденные, индивидуальные качества, а обря-
Ды, культура лишь закрепляют и утверждают эти эмоции. Необхо-
Димо подчеркнуть, что к такому выводу их привело и то, что объ-
Ектом их изучения были не современные, а традиционные общест-
Ва, традиционная, замкнутая культура, сохранившаяся в отдельных
Районах Полинезии и Латинской Америки.
Болдуин же пришел к выводу, что современное ему общество
Воздействует на формирование не только эмоций, но и личностных
Качеств детей. Процесс социализации, по мнению Болдуина, влияет
и на формирование самооценки, так как ≪хороший≫ человек хорош,
Как правило, с точки зрения людей его круга, т. е. в самооценке,
Как и в оценке окружающих, проявляется общая система ценностей,
существующая и в обычаях, условностях, социальных учреждениях.
При этом существует как бы два круга норм (санкций, как пишет
Болдуин) - более узкая, относящаяся непосредственно к тому се-
Мейному кругу, в котором живет ребенок, и более широкая, того
Социума, народа, страны, к которой он принадлежит. Так как все
дети данного круга и данной нации попадают примерно в одинако-
Вые условия и учатся одному и тому же, не существует противоре-
Чий между личными и общественными нормами у среднего челове-
Ка, подчеркивал Болдуин. Такие противоречия возникают только
У выдающихся людей, которые считают возможным поставить себя
Выше общества и жить по собственным законам. Так опять возни-
Кает мысль о сверхчеловеке, однако, в отличие от Ницше, Болдуин,
Как и античные психологи, подчеркивал, что это не обязательно
Асоциальная личность, это может быть и человек, просто обогнав-
Ший свое время.
С позиций общественных норм и ценностей Болдуин рассматри-
Вал и такие понятие, как одаренность и гениальность. Для него в
Исследовании одаренности важно не столько изучить разницу в ко-
Эффициенте умственного развития у нормальных и одаренных де-
Тей, сколько проанализировать, в какой мере одаренность данного
Человека принимается обществом. Таким образом, гений и общест-
Во должны быть согласны относительно пригодности и правильно-
Сти новых мыслей, их соответствия общественным ценностям. Ис-
Ходя из такой оценки одаренности, Болдуин, естественно, настаивал
На необходимости для всех детей общественного обучения, в том
Числе и обучения игре. Он одним из первых отметил социальную
Роль игры и рассмотрел ее не только как форму предупражнения,
Но и как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготав-
Ливает человека к жизни при сложных социальных отношениях.
Придавая большое значение распространению психологических
Знаний, Болдуин основал в 1895 г. один из первых научных психо-
логических журналов - ≪Психологическое обозрение≫ (1895). Из-
данный в 1901-1905 гг. под его редакцией ≪Словарь философии и
психологии≫ стал значительным научным событием того времени
И неоднократно переиздавался.
В своем трехтомнике ≪Генетическая логика≫ (1903-1908) Болду-
Ин обосновал концепцию познавательного развития детей. Он до-
Казывал, что это развитие состоит из нескольких стадий, начинаю-
Щихся с развития врожденных двигательных рефлексов. Затем идут
Стадия развития речи и стадия логического мышления, которая за-