Учебно-творческий проект «рождество» как адаптация и изучение духовного и мирового культурного наследия в современном обществе

Гончарова А.В.,

МОУК ДОД «Детская художественная школа»,

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

"Christmas" as a Christian holiday. Educational and creative project "Christmas" is an adaptation and study of the spiritual and the world cultural heritage in modern society.

Учебно-творческий проект «Рождество» как адаптация и изучение духовного и мирового культурного наследия в современном обществе предназначен для дополнительного художественного образования детей, имеющий светский характер, ежегодных мероприятий, состоящих из различных форм: урока, праздника, выставки, встречи, объединенных одной темой «Рождество». Для более углубленного изучения предмета «История изобразительных искусств», тема проекта представляет разнообразный поиск образных решений и выразительности, в разных видах: лепке, беседе, театрализованном представлении, декоративно-прикладном творчестве, тематическом рисовании. «Рождество» как христианский праздник, долгое время заменялся Новогодним праздником.

Поэтому представляет интерес исследования христианских сюжетов и образов – как изучение сокровищницы духовного и культурного наследия, оказавшее влияние на развитие Мировой культуры.

В современное время интересное и сложное, время Диалога культур, происходит не только познание, но и переосмысление своего прошлого в сравнении разности культур. Для обмена культурными идеями предлагается изучить традиции Христианского праздника - Рождества в условиях художественного образования детей для обновленного мировосприятия и дальнейшего формирования творческой активности детей. Предлагается учебно-творческий проект, состоящий из различных ежегодных мероприятий, объединенных одной темой «Рождество» как адаптация и изучение духовного мирового культурного наследия.

Рождение – наиболее распространенный сюжет в Мировом изобразительном искусстве. Это поиск вечных тем в искусстве Идеала – добра, справедливости, веры в ценность человеческой личности.

Адаптация – (от лат. adaptation – приспособление, прилаживание) способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Под культурной адаптациейпонимается – процесс активного приспособления культуры к условиям конкретной окружающей среды, который определяет специфические, характерные черты данной культуры. Изучение – анализ, исследование, прохождение. Изучить, постичь посредством учения, получить основательные познания в чем-либо.

Духовная культура(лат. cultural – возделывание, воспитание) – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истина – добро – красота.

Мировая культура – синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древнейших цивилизаций до наших дней.

Наследие – наследство, имущество, традиция. Традиция – (от лат. tradition – передача, вручение, предание, преподавание) передача духовных ценностей от поколения к поколению. На традиции основана культура, следовательно, является традиционным по существу.

Развитие искусства подобно развитию нематериального знания не состоит из новых открытий, вычеркивающих старые истины и провозглашающих их заблуждениями [1:52]. Христианство в своей оценке кладет на весы не внешнее, жестокое действие, но внутреннее, гибкое. Тут лежит корень дальнейшей переоценки ценностей, непрерывно, а стало быть и в этот час, медленно творящей дальнейшее [1:54].

Культурное наследие – материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а так же памятники, историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности того или иного народа, его вклад в мировую цивилизацию [2:66].

Таким образом, изучение Христианской культуры посредством народных праздников (языческих, христианских, народных, православных, семейных) как адаптация в современном обществе духовного и культурного наследия имеет большое значение для гуманистического, нравственно-эстетического воспитания личности, формирования мировосприятия и художественно-творческой активности.

Как зрелищное действие народные праздники объединяют все формы творчества.

«Рождество» как христианский праздник, долгое время заменялся Новогодним праздником. Какова же история Рождественской елки? В мировой праздничной традиции Др. Египта, Др. Рима часто фигурируют пальмовые ветки – как один из древнейших символов жизни. В 17 веке Рождественскую елку в Германии, Скандинавских странах, украшали фигурками, цветами, яблоками, вафлями. Немцы придумали зажигать свечи, а затем немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки. Идея использовать электрические гирлянды принадлежит английскому телефонисту Ральфу Моррису. Рождество считается государственным праздником в 145 странах мира.

Как отмечали Рождество на Руси.Большинство стран Европы и США Рождество отмечают по григорианскому календарю (по новому стилю) – 25 декабря, а Россия по юлианскому календарю (по старому стилю) – 7 января. На Руси Рождество начали отмечать в 10 веке, тогда он слился с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков. Канун Рождества – сочельник. На следующий день начинались святки. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились и гадали. В городах простой люд веселился на площадях, где устраивали балаганчики, карусели, рынки, чайные. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы. Любили шумно праздновать Рождество и российские государи. Петр I имел обыкновение потешаться святочными игрищами. Елизавета Петровна святки справляла по старинным русским обычаям. Екатерина Великая уважала народные потехи и развлечения. В Эрмитаже играли в жмурки, фанты, кошки-мышки, пели песни. После революции традиция временно пресеклась.

Рождественская символика: Адвентский венок.Празднику Рождества предшествует четырехнедельный период, называемый Адвентом, что означает «пришествие». Венок появился в 1833 году в Гамбурге, в детском приюте «Рауэс Хаус». Венок был украшен 23-мя свечами. Со временем число свечей на венке уменьшилось до 4-х – по одной на каждое воскресенье. Зеленый венок и теплый свет свечей – означают Жизнь и Надежду.«Рождественские ясли»(вертеп). Сцена, где младенца в колыбели окружают родители, вол и осел, пастухи, волхвы. Ангелпереводится как «посланник», принося известия людям; звездысимволизируют звезду Вифлеема; свечинесут свет, дают тепло в холод; шарысимволизируют круглый земной шар; розырасцветают среди льда и холода, пробуждают Надежду и новую Жизнь; золотые и красные бантыозначают Свет и Жизнь.

Рождество…Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится голубоватым. [3:375] Пахнет натертыми полами, мастикой, елкой [3:372].

Праздничная тема «Рождество» - благодатная тема для развития интереса в детском декоративно-прикладном творчестве, сфере дополнительного художественного образования, например: «Изготовление перчаточной куклы»; «Изготовление Рождественского сувенира»; «Изготовление панно»; «Лепка Рождественского ангела» в форме народной игрушки; «Изготовление Новогодней поздравительной открытки»; «Изготовление Мирового Древа»; театрализованное представление. «Рождественская сказка и Новый Год»; участие в выставках (цв. вкл. 13).

Таким образом,учебно-творческий проект «Рождество» способствует адаптации мировосприятия различных культур в изучении системы художественных образов духовной и Мировой культуры в осмыслении российской культуры, ее своеобразии среди культур других европейских народов.

Библиографический список:

1. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. – Санкт-Петербург, 2004.

2. Культурологи. Краткий тематический словарь. – Ростов-на-Дону, 2001.

3. Шмелев И.С. Избранное. – Москва, 1989

Наши рекомендации