Почти до середины XX в. Популярность педологии объяснялась
Главным образом ее ориентированностью на практику, связью с
Непосредственными нуждами педагогики и практической психо-
Логии. Действительно, в реальной педагогической практике учи-
Теля и воспитатели сталкиваются с комплексом проблем, среди
Которых здоровье детей, их психические качества, социальный
статус и образование их родителей. Именно эти задачи и решала
Педология, развивая комплексный подход к исследованию детей.
Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение
Проблемы развития в центр исследовательской работы были цен-
Ным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи,
Изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле.
Таким образом, Холл выразил носившуюся в воздухе идею
Создания экспериментальной возрастной психологии, соединив
требования педагогической практики с достижениями современ-
Ной биологии и психологии.
Пионерами педологии стали врачи и биологи, так как в то
Время именно они владели методами объективного исследования
Детей, которых еще не было наработано в психологии. Однако со
временем на первый план вышла именно психологическая сторо-
На исследований и постепенно, начиная с 20-х годов нашего века,
Педология стала приобретать ярко выраженную психологическую
направленность. При этом термин ≪педология≫, который ввел
Ученик Холла О. Кристиен, был заменен новым - child study (иссле-
дование ребенка).
Популярность педологии привела к развитию массового педо-
Логического движения не только в Америке, но и в Европе, где
Ее инициаторами были такие известные ученые, как Э. Мейман,
Д. Селли, В. Штерн, Э. Клапаред и др.
Развитие возрастной и педагогической психологии в Англии
Тесно связано с именем Д. Селли (1843-1923). В своих основных
книгах ≪Очерки по психологии детства≫ (1895) и ≪Педагогическая
психология≫ (1894-1915) он сформулировал основные положения
Ассоцианистического подхода к детскому развитию. Эти работы
Способствовали проникновению психологических идей в учебные
Заведения, частичному изменению программ обучения и стиля
Общения педагогов с детьми.
Селли исходил из того, что ребенок рождается только с пред-
Посылками основных психических процессов, которые формиру-
Ются уже при его жизни. Такими предпосылками служат три эле-
Мента, составляющие основу главных образующих психики - ума,
Чувства и воли. При этом врожденным элементом, из которого
Формируется ум, является ощущение, для чувств - это чувствен-
Ный тон ощущений, гнев и страх, а для воли - врожденные формы
Движений, т. е. рефлекторные, импульсивные и инстинктивные дви-
Жения.
В течение жизни происходит ассоциация отдельных элементов
(ощущений, движений), которые объединяются (интегрируются) в
Целостный образ предмета, представление или понятие. Так же
Формируется постоянное отношение (чувство) к окружающему и
волевое поведение. Большое значение при образовании ассоциа-
Ций, с точки зрения Селли, имело внимание, благодаря которому
Соединяются между собой строго определенные, а не любые эле-
Менты. Помогает усвоению и упражнение, которое ускоряет и упро-
Чивает связь элементов в единое целое.
Хотя в теоретическом плане существенных открытий в теории
Селли не было, так как о структуре сознания и интеграции эле-
Ментов на основе ассоциации говорили практически все предста-
Вители этого направления, его труды имели большое значение для
Практической возрастной психологии и педологии. В центре вни-
Мания Селли было изучение того, какие ассоциации и в каком по-
Рядке появляются в процессе психического развития детей. Его
Исследования показали, что первыми возникают ассоциации по
Сходству, затем постепенно у детей формируются образы предме-
Тов, основанные на ассоциациях по смежности, а в конце второго
Года жизни появляются ассоциации по контрасту. Данные, полу-
Ченные Селли, позволили также выделить основные этапы в по-
Знавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые
Необходимо учитывать при их обучении.
На основе этих положений последовательница Селли М. Мон-
Тессори разработала систему упражнений, способствующих интел-
Лектуальному развитию детей дошкольного возраста. Основой этой
Системы, достаточно распространенной и сегодня, была трениров-