Советское государство и право в период с середины 1960-х гг. до середины 1980-х гг.

Новый этап политического и социально-экономического развития СССР, связываемый в литературе с именем Л.И. Брежнева, начался отнюдь не с приходом его к руководству в 1964 г., а с конца 1960-х гг., когда произошли такие внешнеполитические события, как подавление Организацией Варшавского договора первой чехословацкой либеральной революции, осуществляющейся под лозунгом «демократического социализма», волнения в Польше, обострение отношений с Китаем, усиление напряженности в отношениях с США в связи с их агрессией во Вьетнаме. Все это стимулировало, с одной стороны, усилия по укреплению обороноспособности и централизованного управления, а с другой стороны, содействовало активизации борьбы с попытками нетрадиционного толкования социалистической идеологии, в том числе в управленческой сфере.

Брежнев значительно укрепил власть коммунистической политической элиты, именовавшейся официально номенклатурой. Важнейшим элементом системы был партийный аппарат, который подменял выборные партийные и советские органы и руководил всеми политическими организациями.

По многим показателям политическая брежневская система «развитого социализма» весьма напоминала сталинскую, но без ее ведущей карательно-репрессивной функции. Сам Брежнев не был вождем или диктатором сталинского образца. До середины 1970-х гг. в руководстве существовало скрытое противоборство Председателя Совета министров А.Н. Косыгина и Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, закончившееся победой последнего.

Правление Брежнева явилось периодом утверждения консервативного традиционалистского, условно говоря, неосталинского политического режима.

Управление промышленностью.

Ориентация Брежнева на стабильность и отказ от реформ имела под собой обоснование, заключавшееся в определенном, постепенно развивающемся по нисходящей, но росте экономике. СССР фактически «проспал» информационную революцию – компьютеризацию. Это самый главный методологический просчет брежневского руководства. Советская экономика осталась на рельсах традиционализма.

Остаточный принцип финансирования социальный сферы никак не совпадал с официально провозглашенными гуманистическими принципами. А сохранение уравнительной системы распределения в «нижней» части социальной пирамиды общества, при наличии многочисленного «верхнего» партийно-государственного слоя «управляющих» с их системой льгот и привилегий, усиливающейся коррупцией и казнокрадством вела к росту социальной апатии, деформации морали.




Общая характеристика государственно-правовых реформ М. С. Горбачева.

«Гласность» или «революция умов»

Реформы Горбачева начались СС освобождения исторической памяти, печатного слова, живой мысли. Главным, если не единственным достижением периода перестройки, бесспорно, является завоевание свободы слова.

Гласность немедленно обратилась к принципиальным вопросам о самой законности партийной власти, к ее истории, к проблеме истории сталинизма.

Начиная с 1986-1987 гг. роль цензуры постепенно была ограничена контролем за неразглашением «государственных тайн». История начала заполняться личностями – главным образом через литературу.

Гласность, открывшая доступ к ранее закрытой информации и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г. Гласность подняла на новый уровень недовольство существующим порядком и породила самые разнообразные формы протеста против него и в итоге политизацию и идеологическую поляризацию все более широких слоев общества, происходившие на фоне резкого ухудшения условий жизни и экономического кризиса.

Наиболее опасные проявления недовольства возникли в националистических движениях и в огне межнациональных конфликтов, например, по поводу Нагорного Карабаха. В республиках СССР нарастала национальная напряженность.

Экономические реформы

Начиная с 1988-1989 гг. стало заметно сокращаться сельскохозяйственное производство, что немедленно сказалось на продовольственном снабжении. К лету 1991 г. усилились инфляционные тенденции в связи с очень большим бюджетным дефицитом, превысившим 100 млрд. руб., официально оцениваемая в 1990 г. примерно 10%,. Инфляция резко подскочила в течение 1991г., достигнув к его концу 25% в неделю.

Тем не менее, в этих условиях была предпринята серия реформ и проведена огромная законотворческая работа.

Реформы предполагали расширить права предприятий и трудовых коллективов, шире развернуть частную предпринимательскую инициативу.

В июне 1987 г. принимается Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 г.), предусматривавший новые начала хозрасчета и самофинансирования. Предприятия получали право: самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов.

В июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР», направленный на развитие хозяйственной самостоятельности предприятия и хозяйственного расчета. В Законе перечислены виды предприятий: индивидуальные, кооперативные, в форме акционерного или иного хозяйственного общества или товарищества, принадлежащие общественным или религиозным организациям.

В ноябре 1986 г. и мае 1988 г. законодатель легализует частную предпринимательскую деятельность более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Быстро стал развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на целый ряд организационных, финансовых, идеологических и психологических (неприятие) препятствий. Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный характер, в своей работе ориентируясь на сиюминутную выгоду и не строя далеких перспектив.

В 1988 г. официально была признана формулировка «арендный договор», согласно которому одна или несколько семей берут землю в аренду на длительный срок (до 50 лет) и полностью распоряжаются продукцией.

Экономические реформы Горбачева были рассчитаны на рыночный социализм (самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление).

Ни одна из начатых в экономике реформ не дала практических положительных результатов. Причины: 1) они не были достаточно радикальными, 2) они были слишком радикальными, вызывая одновременно сопротивление населения, которое ощущало ухудшение условий жизни, 3) реформы пытались изменить экономику, в которой в течение десятилетий отсутствовали рыночные механизмы и процветала коррупция.

Политические реформы

Цели реформ:

1. восстановить роль Советов;

2. разграничить функции между партийным и советским аппаратами;

3. изменить порядок выборов, обеспечить свободное выдвижение кандидатов и выборы из нескольких кандидатур.

I этап. В январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС было решено проводить альтернативные выборы, тайное голосование при избрании ответственных партийных работников, выборы кандидатов на предприятии, введение новых форм и механизмов участия трудящихся в управлении предприятиями.

IIэтап. Выдвижение XIX партийной конференцией (28 июня – 1 июля 1988 г.) важного проекта конституционной реформы. Эта реформа привела к установлению двухуровневой представительной системы – Съезд народных депутатов СССР и Верховный совет СССР, избранный из депутатов съезда. Был учрежден пост Президента СССР, наделенного широкими полномочиями.

В марте 1990 г. принимается Закон об учреждении поста Президента СССР. Президент предоставлял Верховному Совету кандидатуры главы Правительства, Генерального прокурора, Председателя Верховного Суда, по согласованию с Правительством освобождал и назначал его членов.

Президент возглавляет Совет Федерации, в который входят высшие должностные лица союзных республик. При Президенте действует совещательный Президентский Совет. Президент на основе законов издает указы. Часть народных депутатов избиралась в избирательных окру­гах по стране, часть - партией, профсоюзами и общественными организациями. Президент избирался съездом, а затем сам назначал премьер-министров.

В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев.

В начале 1990 г. происходило реформирование самой Коммунистической партии. М.С. Горбачев согласился с требованием радикальной части демократического лагеря об изменении и отмене шестой статьи Конституции, фиксировавшей политическую монополию КПСС. Одновременно он предложил принять новую платформу КПСС, которая признавала бы политический плюрализм, многопартийность. В самой партии усилились разногласия, нарастал процесс дифференциации ее рядов. Состоявшийся в июле 1990 г. XXVIII съезд КПСС (последний в истории партии) выявил непреодолимые расхождения. На съезде обсуждался проект нового варианта партийной программы. Было заявлено, что КПСС «решительно отказывается от политического монополизма, от подмены органов государственного и хозяйственного управления».

Новыми принципами строительства партии должны были стать: выборность на альтернативной основе и сменяемость, гласность и подотчетность, отказ от демократического централизма, значительное расширение прав первичных организаций и др.

Предложенные меры при условии их реализации означали бы создание новой модели партии, однако выдвинуты они были с большим опозданием.

Сразу после подавления путча ГКЧП в августе 1991 г. Б.Н. Ельцин и окружавшие его радикалы постарались прежде всего ликвидировать партию как оплот прежнего политического порядка. Горбачев принял этот ультиматум, оставил пост генерального секретаря ЦК КПСС. Вскоре указом Ельцина деятельность структур КПСС на территории России была прекращена, а ее имущество национализировано.


Наши рекомендации