Значение византийского и южно-славянского влияний в русской культуре середины XIV – середины XV вв.

Возросшее значение византийского духовного влияния через южнославянские центры культуры в данную эпоху. Афон как особенный центр культурных взаимодействий. Близость славянских языков как главное условие активного контакта болгарской, сербской и русской культур. Выдающиеся иерархи русской церкви – выходцы из южнославянских стран. Возрождение русской образованности. Введение единой формы письменности. Реформа литературного языка, риторики. Деятельность П. Логофета и Еп. Премудрого. Умственное возбуждение эпохи; отражение этого в искусствах.

Еретические течения в русской духовной культуре

XIV – нач. XVI вв.

Ереси как проявление умственной жизни в средневековой Европе и на Руси. Стригольники, суть их учения как историко-культурная проблема. Реакция Церкви на еретические движения, способы борьбы с ними.

Иосифляне и нестяжатели в духовной жизни Руси XV-XVI вв.

Исихазм как одна из важнейших тенденций русской церковной жизни и русского культурного сознания XIV-XV вв. Сергий Радонежский как идеал русской святости (в исихастском аспекте) и как создатель (вместе с учениками) важнейших монастырей – культурных центров эпохи. Активный, созидательный характер русского исихазма. Проявление этого в разных сферах культуры, в том числе в искусстве. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев – идеологи нестяжательства, принадлежащие к исихастской линии в церковной жизни; их несогласие с некоторыми сторонами церковной практики, несоответствующими, по мысли нестяжателей, принципам христианства. Поддержка идей нестяжателей в разных слоях русского общества. Позиция Иосифа Волоцкого как позиция церковного большинства. Развитие осифлянами теории теократического абсолютизма.

Концепция «Москва – третий Рим» и ее значение

В русской культуре

Сложность социокультурной ситуации рубежа XV-XVI вв., когда появляется идея «Москва – третий Рим», сформулированная иноком исховского монастыря Филофеем (падение Византии, Флорентийская уния и т.д.). Церковно-богословская, а не политическая сущность этой идеи у последователя осифлян Филофея: Москва – продолжательница христианской истории, но не римской империи. Эсхатологический стержень этой идеи, закрепившийся в русском сознании к XVII в., когда она была подвергнута жестокому испытанию в событиях Смуты и церковного раскола православной церкви.

Институализация великорусской народности к концу XV – XVI вв. и ее проявление в духовной жизни эпохи

Изживание местной обособленности русской культуры; вбирание Москвой разнородных областнических черт, обретение культурой общерусского характера, основными чертами которого становятся идеи единства и патриотизма. Интерес к прошлому, по-новому осмысленная идея единого государства в контексте мировой истории; задачи укрепления самодержавия в союзе с Церковью. Идея Московского царства как мировой державы; участие Ивана Грозного в формировании этой концепции, представшего преемником римских и византийских кесарей. Отражение этих сторон культуры в летописании, литературе, публицистике, искусстве того времени. Образ эпохи Ивана IV, предстающий в переписке царя с А. Курбским.

Стоглавый собор как важнейшее по регулятивному

Значению событие в культуре Руси XVI в.

Название собора по сборнику, состоящему из ста глав, касающихся самых разных сторон культурной жизни. Организаторы собора и участники его: митрополит Макарий (осифлянин) и партия высших иерархов, Царь, партия нестяжателей и др. Важность соборных санкций, подлинность которых доказана в настоящее время, для реформирования общественной жизни. Содержание основных дискуссий на соборе: о церковных владениях (ограничении земельной собственности, содержании богоделен, выкупе пленных и т.д.), быте и нравах духовенства, унификации обрядов, ужесточении канона (в т.ч. иконописного), правовых нормах русской жизни и т.д. Собор компромисса церковной и светской властей.

Последствия «смутного времени», сказавшиеся в русском

Сознании

События начала века: интервенция, крестьянская война, «смута». Рост национального самосознания, элементом которого становится стремление найти реальные причинно-следственные связи между событиями и в то же время объяснение событий как воздаяния за грехи (Авр. Палицин). Повышенный интерес к истории, более критическое и разностороннее осмысление ее. Обостренное внимание публицистов того времени к характеру власти, о значении каждого общественного слоя в жизни государства (И. Тимофеев); признание божественной власти, понимание ее, несмотря на трагические события истории, как оплота порядка в стране. Некоторое оцепенение души народной после бурь «смутного времени».

Церковный раскол XVII в.

События в духовной жизни Руси, предшествующие расколу. Деятельность протопопа И. Неронова и С. Вонифатьева. Постепенный отход представителей высших общественных слоев от сущности идеи "Москва - третий Рим». Переосмысление ее русским царем как концепции власти в виде теократии по византийскому образцу; поддержка этого греческими иерархами. Преданность широких слоев русского общества древнему благочестию, патриотизму в вере; отказ большой части населения страны принять жесткую и поспешную реформу патриарха Никона. Проклятие старообрядцев на церковном соборе 1666-1667 гг. Жестокость царских репрессий по отношению к тем, кто не согласился с переписью богослужебных книг. Отрицание «мира» (государства) раскольниками как основы для господства антихриста, эсхатологизм их сознания. Последствия раскола в духовной жизни последующих столетий вплоть до ХХ в.

Наши рекомендации