Советское государство и право в период с середины 1950-х до середины 1960-х гг.

Такой субъективный фактор, как смерть И.В. Сталина 5 марта 1953 г., привел к серьезнейшим изменениям в общественной и государственной жизни, открывая, по сути дела, совершенно новый период в истории, и не только нашей страны.

С одной стороны, эта перестройка обусловливалась стремлением в соответствии с решениями XX съезд КПСС демократизировать государственную структуру, преодолеть чрезмерный централизм, сложившийся в годы формирования и упрочения системы государственного управления.

С другой стороны, далеко не все осуществлявшиеся меры соответствовали вышеназванной цели, представляли собой оторванные от реальной жизни, непродуманные проекты, не выдержавшие испытания практикой.

24 февраля 1956 г. Хрущев выступил перед 1436 делегатами XX съезда КПСС с закрытым докладом «О культе личности и его последствиях». В нем он коснулся многочисленных нарушений закона и кровавых преступлений, совершенных Сталиным ради того, чтобы сохранить и укрепить свою власть, о политической слепоте и ошибках бывшего вождя, о бесчисленных человеческих жертвах, принесенных в угоду его режиму. Все эти трагедии приписывались исключительно злой воле одного Сталина, и утверждалось, что все содеянное им не изменило суть построенного в СССР социалистического общества. Доклад длился почти 6 часов, и за это время Хрущеву удалось полностью развенчать культ, окружавший фигуру Сталина, которого на протяжении десятилетий называли «великим вождем и учителем» и «отцом народов и лучшим другом советских людей».

Многие несправедливо репрессированные люди были реабилитированы.

Последствия новой трактовки государственно-правовой истории СССР выразились в антисталинских и антисоветских выступлениях осенью 1956 г. в Венгрии и Польше, направленных на отрыв от «социалистического лагеря». Решения съезда дали идеологическое обоснование политике экономической децентрализации и «коллективному руководству» страной.

Стремление к демократизации государственной жизни нашло выражение в мерах, направленных на дальнейшее повышение роли Советов, активизации их деятельности, упрощении связей с народными массами.

Развивалась правовая база деятельности Советов. В 1957-1960 гг. в союзных республиках были приняты Положения о местных Советах депутатов

трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.

Некоторые реорганизации, проведенные в рассматриваемый период, не были научно обоснованными и не отвечали потребностям общества. К ним в полной мере можно отнести разделение в конце 1962 г. краевых, областных Советов депутатов трудящихся на промышленные и сельские, которым были соответственно подчинены промышленные и сельскохозяйственные районы.




В соответствии с решениями, принятыми в мае 1957 г., отраслевой принцип управления промышленностью и строительством был в большей мере заменен территориальным. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов, в каждом их которых создавался Совет народного хозяйства (совнархоз), руководивший всеми предприятиями и стройками. Хрущев надеялся, что таким путем СССР удастся в течение четырех лет обогнать США по производству мяса, молока, масла на душу населения.

Были осуществлены меры по укреплению правопорядка и законности. Прежде всего, был отменен внесудебный порядок рассмотрения дел и ликвидировано особое совещание при МВД СССР. В марте 1954 г. за счет выделения соответствующих органов из МВД СССР был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, а в марте 1959 г. – добровольные народные дружины (ДНД).

Политика Хрущева не была единой, она изменялась не только под воздействием объективных обстоятельств, но и в результате движения самого Хрущева по ступням политического лидерства. Чем выше и независимее становилось положение Первого секретаря ЦК КПСС, тем сильнее было давление его личной позиции на выработку тех или иных политических решений. В воспоминаниях современников Хрущева, а также ряде исторических работ наметилась тенденция разделения его «правления» на «до» и «после» XXсъезда партии. Несмотря на то, что подобная тенденция в определенном смысле отражает реальную эволюцию политики Хрущева, она, тем не менее, содержит элемент упрощения, так как нельзя сводить просчеты в политике Хрущева только к особенностям его психологии и поведения, нужно учитывать объективные процессы, обусловленные изменениями в системе мышления, настроениях общества, способе государственного управления и т.д.

Накопившиеся в послевоенное десятилетие изменения нашли свое отражение в Конституции СССР (о Совете Министров, прокуратуре, судебной системе, расширении прав союзных рес­публик и т.д.) и Конституции РСФСР.

Время деятельности Хрущева на посту Первого секретаря ЦК КПСС стало периодом постоянных реформ в управлении страной. В феврале 1958 г. Хрущев соединил высшую власть в партии с властью государственной – стал Председателем Совета Министров СССР.

В конце 1950-х гг. Хрущев, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти, постепенно утрачивал чувство реальности. Борец с культом личности активно формировал свой собственный «культ». В октябре 1961 на XXII съезде партии был принят новый Устав КПСС, предусматривающий необходимость систематического обновления партийных органов – от Президиума ЦК КПСС до первичной организации.

В 1962 г. была принята новая Программа КПСС – программа «развернутого строительства коммунизма», которая уже изначально была нереализуема. Большие планы совершенно не согласовывались с печальной реальностью: темпы роста сельского хозяйства резко отставали от намеченных, что уже в 1962 г. привело к повышению цен на продукты питания, а также – с 1963 г. – к постоянным закупкам хлеба за границей. Государство, на словах заявлявшее о себе как о защитнике интересов трудящихся, начало силой подавлять стихийные народные выступления: наиболее жестоким действием такого рода явился расстрел рабочих в Новочеркасске 2 июня 1962 г.

Причины сельскохозяйственного кризиса коренились в непродуманном стремлении приблизить жизнь деревенских жителей к жизни горожан, что приводило к разрушению основ крестьянского уклада и к стремительному оттоку сельского населения в города.

Росло недовольство в стране, а также среди партийной номенклатуры. Ситуация предлагала два выхода. Первый – усиление репрессий (в июле 1962 г. была принята ст. 70 УК РСФСР, восстановившая и узаконившая политические репрессии). Второй выход – изменения в самом политическом руководстве, устранение из него того человека, имя которого отождествлялось с неудачами в развитии страны, - Н.С. Хрущева.

В итоге в среде выдвиженцев Хрущева сформировался заговор. На заседании внеочередного пленума ЦК 14 октября 1964 г. Хрущева обвинили в волюнтаризме и в развале сельского хозяйства, предложив добровольно уйти со всех занимаемых им постов. Хрущев, еще недавно столь решительно боровшийся за власть, на этот раз почти не спорил с предавшими его соратниками. Было принято Постановление об отставке Хрущева, в котором говорилось следующее: «принять заявление Хрущева об освобождении от всех партийных и государственных постов».

Отставка Н.С Хрущева в октябре 1964 г. стала существенным рубежом в политической истории страны. Традиционно принято считать ее завершением периода противоречивых, не очень последовательных антисталинских реформ.


Наши рекомендации