Проблема поведения и развития рефлекса в работах Декарта.
Проблема воли и роль аффектов и разума в развитии волевого поведе-
Ния в работах Декарта и Спинозы.
Психологические особенности подхода к проблеме познания в теории
Лейбница.
Характеристика двух видов познания в работах Локка.
Рекомендуемая литература
Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. - М , 1971.-Т. 2.
Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. - М., 1964. - Т . 1,2.
Декарт Р. Сочинения: В 2 т. - М., 1989. - Т. 1.
Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.
Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4т. - М, 1982. - Т . 1, 3.
ЛоккД. Избранные философские произведения: В 2 т. - М., 1960. - Т. 1.
Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1957.
Рассел Б. История западной философии. - Ростов н/Д, 1998.
Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.
Глава 5
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В XVIII ВЕКЕ
Общая характеристика психологии в XVIII веке
Развитие психологии в XVIII в., в отличие от предыдущего
Столетия, связано в большей степени не с рационализмом, но с сен-
Суализмом, который, начиная с концепции Д.Локка, приобретал
Все большее значение не только для объяснения процессов позна-
Ния, но и для общей характеристики поведения, способностей и
Личных качеств человека.
Благодаря работам Ф.Бэкона, Р.Декарта и других ученых к
XVIII в. была доказана необходимость построения объективной
Науки, независимой от веры и построенной на разуме. В то же
Время быстрое развитие промышленности, изменения, в том числе
И революционные - в Англии, Нидерландах, социальных условий,
Структуры общества требовали изучения психологических меха-
Низмов перестройки психики, анализа способов влияния на соз-
Нание и самосознание человека и его возможностей приспособле-
Ния к новым условиям жизни. Изучение этих вопросов и привело
К идее о прижизненном характере содержания сознания, его связи
С внешней ситуацией, а не с внутренним миром, который, так же
Как и врожденные идеи, достаточно стабилен. Важное место зани-
Мали также исследования способов и границ воздействия на со-
Держание сознания и поведение человека, в том числе при помощи
Обучения и просвещения.
С особой остротой эти вопросы вставали перед французской
Наукой, в которой социальные проблемы, связанные с взаимодей-
Ствием старых и вновь возникающих групп (аристократии, кресть-
янства, буржуазии, ремесленников), поставили научные вопросы -
О роли различных факторов (биологического и социального) в
Развитии психики, о способностях, о влиянии просвещения на ми-
Ровоззрение человека.
Интенсивное развитие науки в этот период привело к возник-
Новению в общественном сознании идеи прогресса, мысли о том,
Что все в мире развивается от простого к сложному, от менее раз-
Витого и совершенного ко все более развитому и совершенному.
При этом даже схожие процессы не тождественны друг другу, но
Повторяются каждый раз на более высоком уровне, так как разви-
Тие идет по спирали. Это также убеждало психологов в прижиз-
Ненном характере знаний, который обеспечивает индивидуальный
И социальный прогресс.
Особенно значимым для психологии было появление в середи-
Не XVIII в. первой собственно психологической школы - ассоциа-
Низма, что способствовало выделению психологии в самостоя-
Тельную, а затем в экспериментальную науку. В это же время ши-
рокое распространение получил и сам термин ≪психология≫, пред-
Ложенный еще в 1590 г. немецким ученым Н. Гоклениусом, но став-
Ший в Европе общеизвестным после выхода книг немецкого психо-
лога Х.Вольфа ≪Эмпирическая психология≫ (1732) и ≪Рациональ-
ная психология≫ (1734).
Хотя доминирующей тенденцией в психологии этого периода
Был механицизм, т.е. стремление объяснить психическую жизнь
Исходя из законов механики, важным моментом в развитии пси-
Хологии XVIII в. стало появление первых концепций, связываю-
Щих психику с культурной или географической средой.
Итальянский ученый Д. Вико в своей работе ≪Основания новой
науки об общей природе вещей≫ (1725) писал о том, что каждое
Общество проходит последовательно через три эпохи - богов, ге-
Роев и людей. Соответственно изменяются психологические черты
Людей, в частности возникает логического мышление, что он свя-
Зывал с развитием торговли. Вико также впервые высказал идею о
Существовании надындивидуальной психической структуры - на-
Родного духа, который и обусловливает психологические особен-
Ности конкретной нации.