Проблема поведения и развития рефлекса в работах Декарта.

Проблема воли и роль аффектов и разума в развитии волевого поведе-

Ния в работах Декарта и Спинозы.

Психологические особенности подхода к проблеме познания в теории

Лейбница.

Характеристика двух видов познания в работах Локка.

Рекомендуемая литература

Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. - М , 1971.-Т. 2.

Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. - М., 1964. - Т . 1,2.

Декарт Р. Сочинения: В 2 т. - М., 1989. - Т. 1.

Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.

Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4т. - М, 1982. - Т . 1, 3.

ЛоккД. Избранные философские произведения: В 2 т. - М., 1960. - Т. 1.

Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1957.

Рассел Б. История западной философии. - Ростов н/Д, 1998.

Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.

Глава 5

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В XVIII ВЕКЕ

Общая характеристика психологии в XVIII веке

Развитие психологии в XVIII в., в отличие от предыдущего

Столетия, связано в большей степени не с рационализмом, но с сен-

Суализмом, который, начиная с концепции Д.Локка, приобретал

Все большее значение не только для объяснения процессов позна-

Ния, но и для общей характеристики поведения, способностей и

Личных качеств человека.

Благодаря работам Ф.Бэкона, Р.Декарта и других ученых к

XVIII в. была доказана необходимость построения объективной

Науки, независимой от веры и построенной на разуме. В то же

Время быстрое развитие промышленности, изменения, в том числе

И революционные - в Англии, Нидерландах, социальных условий,

Структуры общества требовали изучения психологических меха-

Низмов перестройки психики, анализа способов влияния на соз-

Нание и самосознание человека и его возможностей приспособле-

Ния к новым условиям жизни. Изучение этих вопросов и привело

К идее о прижизненном характере содержания сознания, его связи

С внешней ситуацией, а не с внутренним миром, который, так же

Как и врожденные идеи, достаточно стабилен. Важное место зани-

Мали также исследования способов и границ воздействия на со-

Держание сознания и поведение человека, в том числе при помощи

Обучения и просвещения.

С особой остротой эти вопросы вставали перед французской

Наукой, в которой социальные проблемы, связанные с взаимодей-

Ствием старых и вновь возникающих групп (аристократии, кресть-

янства, буржуазии, ремесленников), поставили научные вопросы -

О роли различных факторов (биологического и социального) в

Развитии психики, о способностях, о влиянии просвещения на ми-

Ровоззрение человека.

Интенсивное развитие науки в этот период привело к возник-

Новению в общественном сознании идеи прогресса, мысли о том,

Что все в мире развивается от простого к сложному, от менее раз-

Витого и совершенного ко все более развитому и совершенному.

При этом даже схожие процессы не тождественны друг другу, но

Повторяются каждый раз на более высоком уровне, так как разви-

Тие идет по спирали. Это также убеждало психологов в прижиз-

Ненном характере знаний, который обеспечивает индивидуальный

И социальный прогресс.

Особенно значимым для психологии было появление в середи-

Не XVIII в. первой собственно психологической школы - ассоциа-

Низма, что способствовало выделению психологии в самостоя-

Тельную, а затем в экспериментальную науку. В это же время ши-

рокое распространение получил и сам термин ≪психология≫, пред-

Ложенный еще в 1590 г. немецким ученым Н. Гоклениусом, но став-

Ший в Европе общеизвестным после выхода книг немецкого психо-

лога Х.Вольфа ≪Эмпирическая психология≫ (1732) и ≪Рациональ-

ная психология≫ (1734).

Хотя доминирующей тенденцией в психологии этого периода

Был механицизм, т.е. стремление объяснить психическую жизнь

Исходя из законов механики, важным моментом в развитии пси-

Хологии XVIII в. стало появление первых концепций, связываю-

Щих психику с культурной или географической средой.

Итальянский ученый Д. Вико в своей работе ≪Основания новой

науки об общей природе вещей≫ (1725) писал о том, что каждое

Общество проходит последовательно через три эпохи - богов, ге-

Роев и людей. Соответственно изменяются психологические черты

Людей, в частности возникает логического мышление, что он свя-

Зывал с развитием торговли. Вико также впервые высказал идею о

Существовании надындивидуальной психической структуры - на-

Родного духа, который и обусловливает психологические особен-

Ности конкретной нации.

Наши рекомендации