Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже
6.1. Основные закономерности
Жан Пиаже (1896-1980) — один из выдающихся психологов в мире. Мы выделяем два периода его научного творчества — ранний и поздний. В ранних работах (до середины 1930-х гг.) Пиаже объясняет закономерности ^звития мышления, оперируя двумя факторами — наследственностью и средой, в силу чего их можно отнести к двухфакторным теориям. Швейцарский исследователь утверждал, что общество и личность находятся в состоянии антагонизма, конфронтации. Данное утверждение обусловило важнейшее понятие его ранней теории — социализация, под которой понимается процесс насильственного вытеснения природного и замещения его социальным. В поздний период (с начала 1940-х гг.) ученый рассматривал активность субъекта как основу развития интеллекта, предлагая более сложную систему детерминант развития интеллекта.
Ж. Пиаже — признанный авторитет в области психологии мышления. Первоначально он занимался биологией, а затем перешел к изучению психологии. В своих исследованиях ученый поставил общую философскую задачу создания генетической эпистемологии. Его интересовали закономерности познания мира человеком. Для того чтобы понять, как происходит познание мира, он считал необходимым обратиться к изучению того, как возникает инструмент такого познания в мышлении человека. Ключ к решению поставленной проблемы ученый усматривал в изучении развития мышления ребенка.
Л. С. Выготский, оценивая вклад Ж. Пиаже в психологию, писал о том, что работы последнего составили целую эпоху в исследовании детского мышления. Они принципиально изменили представление о мышлении ребенка и его развитии. С чем это связано? До Пиаже мышление ребенка рассматривалось в сравнении с мышлением взрослого человека. В психологии господствовала точка зрения, что мышление ребенка — это мышление «малень-
Лекция 6. Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже ■ 83
кого взрослого» (мышление взрослого «со знаком минус»). Исходной точкой оценки мышления ребенка было мышление взрослого человека. Заслуга швейцарского психолога, по мнению Выготского, заключается в том, что мышление ребенка он стал рассматривать как мышление, характеризующееся качественным своеобразием.
Пиаже предложил новый метод изучения мышления — метод клинической беседы, направленный на изучение закономерностей развития и функционирования мышления, представляя собой вариант эксперимента. Почему же именно беседа стала для ученого основным методом изучения причин развития, мышления? Исходным постулатом Пиаже раннего периода стало положение о том, что мышление прямо выражается в речи. Данное положение определило все трудности и ошибки его ранней теории. Именно это положение стало предметом критики Л. С. Выготского, отстаивающего тезис о сложных взаимообусловленных отношениях мышления и речи. Именно от положения о прямой связи мышления и речи Пиаже отказался в дальнейших работах.
Беседа позволяла, по мнению психолога, изучать мышление ребенка, потому что ответы ребенка на вопросы взрослого раскрывают перед исследователем живой процесс мышления. К методу беседы Пиаже сформулировал следующие требования:
■ вопросы, которые задает взрослый, должны быть далеки от прак
тического опыта ребенка. Нельзя задавать вопросы, которые
связаны со знаниями, умениями, навыками;
■ беседа должна быть организована как эксперимент. Задавая
вопрос ребенку, исследователь проверяет некую гипотезу о фак
торах и причинах мышления, и, получив ответ, он либо подтвер
ждает, либо опровергает эту гипотезу. В силу этого в клиничес
кой беседе нет жесткой, стандартной последовательности в воп
росах. Они гибко меняются в зависимости от ответов ребенка и
соответствующей модификации верифицируемой исследовате
лем гипотезы.
В основе ранней концепции Ж. Пиаже лежат три теоретических источника — теория французской социологической школы о коллективных представлениях; теория 3. Фрейда и исследования первобытного мышления Л. Леви-Брюля.
Первый источник — концепция французской социологической школы (Э. Дюркгейм) о развитии индивидуального сознания путем усвоения коллективных представлений. Согласно Дюркгейму,
84 • Возрастная психология. Конспект лекций
индивидуальное сознание человека есть результат усвоения коллективных представлений в процессе вербального общения. Это утверждение — принципиальный момент для Пиаже. Индивидуальное сознание он приравнивает к мышлению, коллективное представление рассматривает как образцы мышления, носителями которых являются взрослые, а вербальное общение — как основу развития мышления.
Второй источник — теория 3. Фрейда, в частности его учение о принципе удовольствия, как определяющем жизнедеятельность человека с момента рождения. Ему были также близки идея «двух миров», согласно которой отношения между миром и ребенком изначально враждебны и антагонистичны, и идея вытеснения, которую Пиаже перенес на процесс мышления.
И наконец, третий источник — теория первобытного мышления Л. Леви-Брюля. Эта^еория противостояла мнению Э. Тейлора, утверждающего, что мышление дикаря представляет собой бледный слепок мышления цивилизованного человека, не обладающего знаниями и опытом последнего. Леви-Брюль показал качественное своеобразие мышления первобытных народов, их логику, отличную от мышления современного европейца. Пиаже перенес эту идею на мышление ребенка и свою задачу видел в том, чтобы исследовать качественное своеобразие детского мышления.
Итак, отправной точкой для теории Ж. Пиаже стали три следующие положения:
1. Развитие мышления ребенка осуществляется путем усвое
ния коллективных представлений (социализированных форм мыс
ли) в ходе вербального общения.
2. Изначально мышление направлено на получение удоволь
ствия, затем этот вид мышления вытесняется обществом, и ребенку
навязываются другие его формы, соответствующие принципу ре
альности.
3. Мышление ребенка обладает качественным своеобразием.
Развитие мышления ребенка, по Ж. Пиаже, — это смена умственных позиций, которая характеризуется переходом от эгоцентризма к децентрации.
Величайшим открытием Пиаже является открытие феномена эгоцентризма детского мышления. Эгоцентризм — это особая познавательная позиция, занимаемая субъектом в отношении окружающего мира, когда явления и объекты рассматриваются только с собственной точки зрения. Эгоцентризм — это
Лекция 6, Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж, Пиаже ■ 85
абсолютизация собственной познавательной перспективы и неспособность координировать различные точки зрения на предмет.
Заслуга Ж. Пиаже заключается в том, что он не только открыл явление эгоцентризма, но и показал процесс развития мышления ребенка как переход от эгоцентризма к децентрации. Исследователь выделил три ступени в этом процессе: 1) отождествление субъекта и объекта, неспособность разделить себя и окружающий мир; 2) эгоцентризм — познание мира исходя из собственной позиции, неспособность координации различных точек зрения на предмет; 3) децентрация — координация собственной точки зрения с другими возможными взглядами на объект.
Ж. Пиаже выделяет следующие основные направления развития мышления ребенка. Во-первых, переход от реализма к объективности. Под реализмом мышления ребенка ученый понимает отождествление своих представлений о вещах с самими вещами. То, что ребенок видит и воспринимает при взаимодействии с объектом, он считает качественной характеристикой самой вещи, не дифференцируя свои восприятия, переживания и сам объект. Для ребенка «мир существует в моих ощущениях». Объективное существование вещей он отождествляет с собственными переживаниями, связанными с этими вещами. В процессе развития мышления ребенок переходит от неразделенности представлений и объектов к разделению того, что является его представлением об объекте, и тем, что представляют собой характеристики самого объекта. Децентрация: «Мне кажется, что этот предмет зеленый, но на самом деле он белый, потому что на него падает зеленое освещение». Во-вторых, развитие мышления от реализма и абсолютности к рецип-рокности и взаимности. Вторая линия развития предполагает изменение умственной позиции. Ее абсолютизация, как единственно возможная, заменяется реципрокностью и взаимностью, — позволяющими рассмотреть объект с различных точек зрения и позиций. И в-третьих, движение от реализма к релятивизму. Реализм предполагает восприятие отдельных объектов, а релятивизм характеризуется восприятием отношений между объектами.
Таким образом, развитие мышления ребенка осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях. Первое — разделение объективного и субъективного восприятия мира. Второе — развитие умственной позиции — от абсолютизации умственной позиции субъекта к координации ряда возможных позиций и, соответственно, к реципрокности. Третье направление характеризует развитие мыш-
86 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
ления как движение от восприятия отдельных вещей к восприятию связей между ними.
Ж. Пиаже выделил характеристики мышления ребенка, составляющие его качественное своеобразие:
■ синкретизм мышления — спонтанная тенденция детей воспри
нимать глобальные образы без анализа деталей, тенденция свя
зывать все со всем, без должного анализа («недостаток связи»);
■ соположение — неспособность к объединению и синтезу («из
быток связи»);
■ интеллектуальный реализм — отождествление своих представ
лений о вещах объективного мира и реальных объектов. Ана
логичен интеллектуальному моральный реализм;
■ партиципация — закон сопричастия («нет ничего случайного»);
• анимизм как всеобщей одушевление;
■ артифициализм как представление об искусственном проис
хождении природных явлений. Например, ребенка спрашива
ют: «Откуда берутся реки?» Ответ: «Люди прорыли каналы и
наполнили их водой»;
■ нечувствительность к противоречиям;
■ непроницаемость для опыта;
■ трансдукция — переход от частного положения к другому част
ному, минуя общее;
■ предпричинность — неспособность к установлению причинно-
следственных связей. Например, ребенку предлагают завершить
предложение, прерванное словами «потому что». Человек вдруг
упал на улице потому, что... Ребенок завершает: его увезли в
больницу;
■ слабость детской интроспекции (самонаблюдения).
Стадии развития мышления
Ж. Пиаже предлагает следующую периодизацию развития мышления ребенка, включающую три стадии: аутистического мышления (0-2-3 года); эгоцентрического мышления (2-3 — 11-12 лет); социализированного мышления (после 12 лет). Развитие мышления идет в направлении вытеснения природного и замены его социальным. Вторая стадия — промежуточная, переходная, представляющая собой результат такого вытеснения.
Чем отличаются аутистическое и социализированное мышление (табл. 2)?
f
Лекция 6. Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже ■ 87
Сравнительный анализ аутистического и социализированного мышления
Таблица 2
Особенность | Аутистическое | Социализированное |
Происхождение | Врожденное | Прижизненное формирование |
Что определяет функционирование мышления? | Принцип удовольствия | Принцип реальности |
Отношение к внешнему миру | Не направлено на внешний мир (фантазии, грезы, воображение) | Направлено на познание и преобразование внешнего мира |
Единица мышления | Образ; невербальное, образное мышление | Понятие; вербальное мышление |
Эгоцентрическое мышление представляет собой своеобразное сочетание свойств аутистического и социализированного мышления, результат вытеснения первого вторым. Пиаже утверждал, что общество и личность находятся в состоянии антагонизма, конфронтации. Этим обусловлено важнейшее понятие — социализация, под которым понимается процесс насильственного вытеснения природного и замещения его социальным.
С чем связан переход от аутистического мышления к социальному, каковы основные причины развития мышления? Для ответа необходимо обратиться к анализу особенностей общения и отношений ребенка (схема 3). Пиаже выделяет два типа отношений, которые оказывают разное влияние на развитие мышления ребенка. Первый — это отношения принуждения, характерные для отношений «ребенок — взрослый». Это неравные отношения — по власти, авторитету, уровню развития мышления. Второй — отношения кооперации и сотрудничества, характерные для общения сверстников как равноправных партнеров. Отношения принуждения приводят к вытеснению аутистической мысли и замены ее эгоцентрическим мышлением. Отношения кооперации и сотрудничества лежат в основе преодоления эгоцентризма, децентрации и перехода к социализированному мышлению. В 2-3 года взрослый навязывает ребенку определенные речевые способы мышления и готовые конструкции, вытесняя аутистическое мышление. В развитии мышления на эгоцентрической стадии можно выделить две фазы, граница
88 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
Общение со взрослым
Общение со сверстниками
Принуждение
Кооперация
Аутистическое | Эгоцентрическое | Социализированное | |||
мышление | мышление | мышление | |||
Аутистическая | 3-12 лет | Социализированная | |||
мысль (0-3 года) | 1.Начало | мысль (от 12 лет) | |||
1. Подчинена | соотнесения | 1. Подчинена | |||
принципу | принципа | принципу | |||
удовольствия | удовольствия | реальности | |||
2. Врождена | и реальности | 2. Формируется | |||
3. Не направлена | (3-7 лет) | прижизненно | |||
на действи- | 2. Выяснение | 3. Направлена на | |||
тельность | эгоцентризма | действительность | |||
4. Выражена | из сферы | 4. Выражена в речи | |||
в образах | восприятия | ||||
(7-12 лет) |
Схема 3. Развитие мышления ребенка
между которыми — 7-8 лет. В первой фазе (2-3 — 7-8 лет) главным фактором развития мышления является принуждение. Принцип удовольствия и принцип реальности соположены, пока еще нет их иерархизации. В игре, фантазиях и грезах ребенок живет как будто наяву. Эгоцентризм господствует как в сфере действий, так и в сфере мышления и речи. Во второй фазе (7-8 лет) на первый план выступают отношения ребенка со сверстниками как потенциально равными партнерами, отношения кооперации и сотрудниче ства. Никто никого принудить принять свою точку зрения не мо жет, единственный способ — договориться, выработать общую точ ку зрения. Так возникает объективная необходимость в координации различных умственных позиций и достигается благодаря механиз му последовательных центраций. Здесь принцип удовольствия и принцип реальности начинают иерархизироваться, причем первоначально принцип реальности завоевывает сферу восприятия и действия и лишь потом — мышления. В 11-12 лет происходят окончательная децентрация и переход к социализированному мышлению. В концепции Ж. Пиаже было сформулировано важнейшее положение современной психологии развития о том, что развитие познания и интеллекта ребенка осуществляется в процессе сотруд-
Лекция 6. Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже ■ 89
ничества. В исследованиях учеников Ж. Пиаже, в частности А. Пер-ре-Клермон (1991), изучалась роль социальных взаимодействий в развитии мышления ребенка. Было показано, что социокогнитив-ный конфликт, т.е. противоречие между позициями и точками зрения детей, совместно решающих познавательную задачу, приводит к преодолению познавательного эгоцентризма и децентрации.
6.3. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления
Что же является доказательством описанной выше стадиальности в развитии мышления? Здесь мы обращаемся к феномену, получившему название «эгоцентрическая речь». Напомним, что для Ж. Пиаже мышление — прямое выражение речи. Это положение стало основой его взглядов и мишенью для критиков. Доказательством последовательности трех стадий развития мышления стал феномен эгоцентрической речи. Конструкция основывалась на постулате, что мышление ребенка прямо выражается в его речи, следовательно, основным аргументом существования эгоцентрического мышления стал феномен эгоцентрической речи. Логика рассуждения Ж. Пиаже была примерно следующей: если речь — прямое выражение мысли, то эгоцентрическая речь выражает эгоцентрическое мышление и является доказательством как его существования, так и всей стадиальности мышления.
Получить представление об эгоцентрической речи можно, обратившись к опыту Ж. Пиаже. Взрослый предлагает ребенку научить сверстника правилам известной ему игры. Ребенок охотно соглашается. При этом речь ребенка фрагментарна, отрывочна, предикативна. Ее трудно понять, если сам не знаешь сущности предмета. Взрослый выражает обеспокоенность: «Как же дети играть-то будут?» У детей ни малейшей обеспокоенности не наблюдается. Сверстника спрашивают: «Понятно?» — «Понятно!» Дети начинают играть, естественно, возникают ссоры и конфликты из-за неправильно понятых правил игры.
Эгоцентрическая речь не направлена на собеседника и не понятна ему. Пиаже выделяет следующие особенности эгоцентрической речи:
Функциональные особенности: не выполняет коммуникативной функции, не направлена на собеседника; выступает как своеобразный аккомпанемент к деятельности, ничего не меняет в деятельности. Структурные особенности: фрагментарна и предикативна.
90 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
Формы эгоцентрической речи: эхолалия, буквальное, фрагментарное повторение слов, где наблюдаются эффекты края, ударности и пр.; монолог; коллективный монолог, где ребенок произносит монолог перед другими, привлекая интерес к собственному действию или мысли. Примером коллективного монолога может служить известное стихотворение С. В. Михалкова: «А у нас в квартире газ! — А у нас сегодня кошка родила вчера котят...»
Для оценки динамики изменения эгоцентрической речи с возрастом и, как считал Пиаже, динамики развития мышления он ввел понятие «коэффициент эгоцентрической речи». Коэффициент эгоцентрической речи равен отношению количества эгоцентрических высказываний ребенка к общему числу высказываний. Таким образом, если коэффициент стремится к единице, то вся речь ребенка эгоцентрическая, если к нулю — эгоцентрической речи вообще нет.
В каждой культуре зафиксирована своя количественная характеристика эгоцентриче%кой речи. Например, если культура поощряет индивидуализм и индивидуальные занятия ребенка — коэффициент эгоцентрической речи достаточно высок, если коллективизм и совместные виды деятельности — достаточно низок. Коэффициент эгоцентрической речи после трех лет постепенно повышается, достигает пика в 4-5 лет, затем после семи лет снижается, но никогда не достигает нуля.
Ж. Пиаже считал выявленную динамику эгоцентрической речи достаточным доказательством предложенной им периодизации развития мышления от аутистического к эгоцентрическому и за тем к социализированному.
Л. С. Выготский предложил новую модель, объясняющую фено мен эгоцентрической речи. С этой моделью он и «ворвался» в ми ровую психологию, получив безусловное признание как автор ори гинальной теории эгоцентрической речи.
Критика Выготского замечательна своим конструктивным характером: он не только подверг сомнению взгляды Пиаже, но и предложил свою интерпретацию феномена эгоцентрической речи. Исследователь сформулировал ряд критических положений:
1. Стадия аутистического мышления не может быть исходной
стадией в развитии мышления ребенка. Здесь Л. С. Выготский со
лидаризировался с рядом критиков теории Пиаже.
2. Недостаточный учет Ж. Пиаже предметной практической
деятельности ребенка в развитии мышления.
3. Л. С. Выготский предложил свою интерпретацию природы,
функций и судьбы эгоцентрической речи. Эгоцентрическая речь
является переходной формой от речи внешней, социальной, выполня-
Лекция 6. Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже ■ 91
ющей функцию коммуникации, к речи внутренней, индивидуальной, выполняющей функцию планирования и регуляции деятельности ребенка, выступающей как внутренний способ мышления.
Гипотеза Выготского является, по сути, конкретизацией общего закона развития высших психических функций, закона интерио-ризации. Для доказательства выдвинутой гипотезы было проведено исследование, направленное на эксплицирование того факта, что эгоцентрическая речь в силу своего переходного характера воплощает в себе свойства и функции как коммуникативной, так и внутренней речи (планирование и регуляция деятельности).
Во-первых, было показано, что коэффициент эгоцентрической речи резко снижается в ситуации, когда ребенок обнаруживает, что находящиеся рядом с ним сверстники не понимают его (иноязычные дети либо стеклянная перегородка, не дающая возможность слышать партнера). Как только ребенок обнаруживал, что его не слышат или не понимают, так количество эгоцентрических высказываний резко уменьшалось. Тем самым было доказано, что эгоцентрическая речь выполняет коммуникативную функцию.
Во-вторых, было показано, что при затруднениях в деятельности (например, ребенку не хватало цветного карандаша для изображения какого-либо объекта в процессе рисования) наблюдается всплеск эгоцентрической речи, содержание которой представляет планирование деятельности в условиях помех или трудностей. Тем самым было доказано, что эгоцентрическая речь выполняет планирующую и регулирующую функции. Расцвет регулирующей речи наблюдается после пяти лет, когда деятельность ребенка приобретает черты произвольности и возникает ее планирование в соответствии с поставленной целью. Такая же речь наблюдается и у взрослых, например, при решении трудной задачи в форме рассуждения вслух. Таким образом, эгоцентрическая речь представляет собой переходную форму от коммуникативной речи к планирующей речи.
Судьба распорядилась так, что Ж. Пиаже сумел ознакомиться с критикой Л. С. Выготского лишь в 1960-е гг. В это же время Выготский уже ушел из жизни, а сам Пиаже кардинальным образом изменил многие положения своей концепции развития детского мышления. Так, изменилось представление швейцарского психолога о том, что речь прямо выражает мысль. Ж. Пиаже согласился с Л. С. Выготским в том, что:
■ аутистическое мышление не есть исходная стадия в развитии;
■ необходим учет практической деятельности ребенка в разви
тии его мышления, тем более что в операциональной концеп-
92 • Возрастная психология. Конспект лекций
ции именно взаимодействие субъекта с объектом, по мнении: Ж. Пиаже, является источником развития интеллекта;
■ прямого соответствия между речью и мышлением нет, а речь в
мышление связаны более сложными отношениями.
Пиаже продолжал настаивать на том, что эгоцентрическая речь является прямым выражением познавательной эгоцентрической позиции ребенка, как неспособности его скоординировать различные точки зрения. Хотя к гипотезе, высказанной Выготским, отнесся с большим интересом и вниманием.
Принципиальное различие позиций Л. С. Выготского и Ж. Пиаже в интерпретации природы и судьбы эгоцентрической речи состоит в том, что, по Выготскому, эгоцентрическая речь выступает как этап интериоризации речи, выполняющей функцию планирующей речи и ее преобразованное способ мышления ребенка, а по Пиаже — это речь, выражающая особую познавательную позицию ребенка.
В современной психологии полагают, что за феноменом эгоцентрической речи кроются две различные по природе и функциям формы речи, отдавая должное обоим исследователям. Эгоцентрическая речь отражает эгоцентризм как особую умственную позицию в познании ребенком мира. «Речь для себя» (РДС) или частная речь (private speech) как речь, выполняющая функцию планирования и регуляции своей деятельности.
Итак, эгоцентрическая речь и «речь для себя» различаются:
■ природой: эгоцентрическая речь выражает умственный эгоцен
тризм ребенка; РДС является переходной формой от внешней
к внутренней речи, внутреннему способу мышления;
■ условиями актуализации: эгоцентрическая речь не зависит от
условий, а РДС — зависит от трудностей в решении задач, npt
решении трудной задачи коэффициент возрастает;
■ судьбой: эгоцентрическая речь по мере децентрации с возрас
том «отмирает», РДС сохраняется вплоть до зрелого возраста.
Подлинным открытием Ж. Пиаже в детской психологии стали: выявление качественного своеобразия мышления ребенка и еп феноменологии, эгоцентризма как особой умственной позиции ре бенка в познании. Положение о кооперации ребенка со сверстника ми как условии развития его познавательной позиции от эгоцентризма к децентрации является теоретической основой исследования мышления ребенка и разработки развивающих программ в современной психологии.
Лекция 7