Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже

Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru 6.1. Основные закономерности

Жан Пиаже (1896-1980) — один из выдающихся психологов в мире. Мы выделяем два периода его научного творчества — ран­ний и поздний. В ранних работах (до середины 1930-х гг.) Пиаже объясняет закономерности ^звития мышления, оперируя двумя факторами — наследственностью и средой, в силу чего их можно отнести к двухфакторным теориям. Швейцарский исследователь утверждал, что общество и личность находятся в состоянии антаго­низма, конфронтации. Данное утверждение обусловило важнейшее понятие его ранней теории — социализация, под которой понимает­ся процесс насильственного вытеснения природного и замещения его социальным. В поздний период (с начала 1940-х гг.) ученый рассматривал активность субъекта как основу развития интеллек­та, предлагая более сложную систему детерминант развития интел­лекта.

Ж. Пиаже — признанный авторитет в области психологии мыш­ления. Первоначально он занимался биологией, а затем перешел к изучению психологии. В своих исследованиях ученый поставил общую философскую задачу создания генетической эпистемологии. Его интересовали закономерности познания мира человеком. Для того чтобы понять, как происходит познание мира, он считал необ­ходимым обратиться к изучению того, как возникает инструмент такого познания в мышлении человека. Ключ к решению постав­ленной проблемы ученый усматривал в изучении развития мыш­ления ребенка.

Л. С. Выготский, оценивая вклад Ж. Пиаже в психологию, пи­сал о том, что работы последнего составили целую эпоху в иссле­довании детского мышления. Они принципиально изменили пред­ставление о мышлении ребенка и его развитии. С чем это связа­но? До Пиаже мышление ребенка рассматривалось в сравнении с мышлением взрослого человека. В психологии господствовала точка зрения, что мышление ребенка — это мышление «малень-

Лекция 6. Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже ■ 83

Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru кого взрослого» (мышление взрослого «со знаком минус»). Ис­ходной точкой оценки мышления ребенка было мышление взрос­лого человека. Заслуга швейцарского психолога, по мнению Вы­готского, заключается в том, что мышление ребенка он стал рас­сматривать как мышление, характеризующееся качественным своеобразием.

Пиаже предложил новый метод изучения мышления — метод клинической беседы, направленный на изучение закономерностей развития и функционирования мышления, представляя собой ва­риант эксперимента. Почему же именно беседа стала для ученого основным методом изучения причин развития, мышления? Исход­ным постулатом Пиаже раннего периода стало положение о том, что мышление прямо выражается в речи. Данное положение опре­делило все трудности и ошибки его ранней теории. Именно это положение стало предметом критики Л. С. Выготского, отстаиваю­щего тезис о сложных взаимообусловленных отношениях мышле­ния и речи. Именно от положения о прямой связи мышления и речи Пиаже отказался в дальнейших работах.

Беседа позволяла, по мнению психолога, изучать мышление ре­бенка, потому что ответы ребенка на вопросы взрослого раскрыва­ют перед исследователем живой процесс мышления. К методу бе­седы Пиаже сформулировал следующие требования:

■ вопросы, которые задает взрослый, должны быть далеки от прак­
тического опыта ребенка. Нельзя задавать вопросы, которые
связаны со знаниями, умениями, навыками;

■ беседа должна быть организована как эксперимент. Задавая
вопрос ребенку, исследователь проверяет некую гипотезу о фак­
торах и причинах мышления, и, получив ответ, он либо подтвер­
ждает, либо опровергает эту гипотезу. В силу этого в клиничес­
кой беседе нет жесткой, стандартной последовательности в воп­
росах. Они гибко меняются в зависимости от ответов ребенка и
соответствующей модификации верифицируемой исследовате­
лем гипотезы.

В основе ранней концепции Ж. Пиаже лежат три теоретичес­ких источника — теория французской социологической школы о коллективных представлениях; теория 3. Фрейда и исследования первобытного мышления Л. Леви-Брюля.

Первый источник — концепция французской социологической школы (Э. Дюркгейм) о развитии индивидуального сознания пу­тем усвоения коллективных представлений. Согласно Дюркгейму,

84 • Возрастная психология. Конспект лекций

Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru индивидуальное сознание человека есть результат усвоения кол­лективных представлений в процессе вербального общения. Это утверждение — принципиальный момент для Пиаже. Индивиду­альное сознание он приравнивает к мышлению, коллективное пред­ставление рассматривает как образцы мышления, носителями ко­торых являются взрослые, а вербальное общение — как основу раз­вития мышления.

Второй источник — теория 3. Фрейда, в частности его учение о принципе удовольствия, как определяющем жизнедеятельность человека с момента рождения. Ему были также близки идея «двух миров», согласно которой отношения между миром и ребенком изначально враждебны и антагонистичны, и идея вытеснения, кото­рую Пиаже перенес на процесс мышления.

И наконец, третий источник — теория первобытного мышле­ния Л. Леви-Брюля. Эта^еория противостояла мнению Э. Тейло­ра, утверждающего, что мышление дикаря представляет собой бледный слепок мышления цивилизованного человека, не обла­дающего знаниями и опытом последнего. Леви-Брюль показал качественное своеобразие мышления первобытных народов, их логику, отличную от мышления современного европейца. Пиаже перенес эту идею на мышление ребенка и свою задачу видел в том, чтобы исследовать качественное своеобразие детского мыш­ления.

Итак, отправной точкой для теории Ж. Пиаже стали три следу­ющие положения:

1. Развитие мышления ребенка осуществляется путем усвое­
ния коллективных представлений (социализированных форм мыс­
ли) в ходе вербального общения.

2. Изначально мышление направлено на получение удоволь­
ствия, затем этот вид мышления вытесняется обществом, и ребенку
навязываются другие его формы, соответствующие принципу ре­
альности.

3. Мышление ребенка обладает качественным своеобразием.

Развитие мышления ребенка, по Ж. Пиаже, — это смена ум­ственных позиций, которая характеризуется переходом от эгоцент­ризма к децентрации.

Величайшим открытием Пиаже является открытие феноме­на эгоцентризма детского мышления. Эгоцентризм — это осо­бая познавательная позиция, занимаемая субъектом в отноше­нии окружающего мира, когда явления и объекты рассматрива­ются только с собственной точки зрения. Эгоцентризм — это

Лекция 6, Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж, Пиаже ■ 85

абсолютизация собственной познавательной перспективы и не­способность координировать различные точки зрения на пред­мет.

Заслуга Ж. Пиаже заключается в том, что он не только открыл явление эгоцентризма, но и показал процесс развития мышления ребенка как переход от эгоцентризма к децентрации. Исследова­тель выделил три ступени в этом процессе: 1) отождествление субъекта и объекта, неспособность разделить себя и окружающий мир; 2) эгоцентризм — познание мира исходя из собственной пози­ции, неспособность координации различных точек зрения на пред­мет; 3) децентрация — координация собственной точки зрения с другими возможными взглядами на объект.

Ж. Пиаже выделяет следующие основные направления разви­тия мышления ребенка. Во-первых, переход от реализма к объек­тивности. Под реализмом мышления ребенка ученый понимает отождествление своих представлений о вещах с самими вещами. То, что ребенок видит и воспринимает при взаимодействии с объек­том, он считает качественной характеристикой самой вещи, не диф­ференцируя свои восприятия, переживания и сам объект. Для ре­бенка «мир существует в моих ощущениях». Объективное суще­ствование вещей он отождествляет с собственными переживаниями, связанными с этими вещами. В процессе развития мышления ре­бенок переходит от неразделенности представлений и объектов к разделению того, что является его представлением об объекте, и тем, что представляют собой характеристики самого объекта. Де­центрация: «Мне кажется, что этот предмет зеленый, но на самом деле он белый, потому что на него падает зеленое освещение». Во-вторых, развитие мышления от реализма и абсолютности к рецип-рокности и взаимности. Вторая линия развития предполагает из­менение умственной позиции. Ее абсолютизация, как единственно возможная, заменяется реципрокностью и взаимностью, — позво­ляющими рассмотреть объект с различных точек зрения и пози­ций. И в-третьих, движение от реализма к релятивизму. Реализм предполагает восприятие отдельных объектов, а релятивизм ха­рактеризуется восприятием отношений между объектами.

Таким образом, развитие мышления ребенка осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях. Первое — разделение объек­тивного и субъективного восприятия мира. Второе — развитие ум­ственной позиции — от абсолютизации умственной позиции субъек­та к координации ряда возможных позиций и, соответственно, к реципрокности. Третье направление характеризует развитие мыш-

Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru 86 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru ления как движение от восприятия отдельных вещей к восприя­тию связей между ними.

Ж. Пиаже выделил характеристики мышления ребенка, состав­ляющие его качественное своеобразие:

■ синкретизм мышления — спонтанная тенденция детей воспри­
нимать глобальные образы без анализа деталей, тенденция свя­
зывать все со всем, без должного анализа («недостаток связи»);

■ соположение — неспособность к объединению и синтезу («из­
быток связи»);

■ интеллектуальный реализм — отождествление своих представ­
лений о вещах объективного мира и реальных объектов. Ана­
логичен интеллектуальному моральный реализм;

■ партиципация — закон сопричастия («нет ничего случайного»);
• анимизм как всеобщей одушевление;

■ артифициализм как представление об искусственном проис­
хождении природных явлений. Например, ребенка спрашива­
ют: «Откуда берутся реки?» Ответ: «Люди прорыли каналы и
наполнили их водой»;

■ нечувствительность к противоречиям;

■ непроницаемость для опыта;

■ трансдукция — переход от частного положения к другому част­
ному, минуя общее;

■ предпричинность — неспособность к установлению причинно-
следственных связей. Например, ребенку предлагают завершить
предложение, прерванное словами «потому что». Человек вдруг
упал на улице потому, что... Ребенок завершает: его увезли в
больницу;

■ слабость детской интроспекции (самонаблюдения).

Стадии развития мышления

Ж. Пиаже предлагает следующую периодизацию развития мыш­ления ребенка, включающую три стадии: аутистического мышле­ния (0-2-3 года); эгоцентрического мышления (2-3 — 11-12 лет); социализированного мышления (после 12 лет). Развитие мышле­ния идет в направлении вытеснения природного и замены его со­циальным. Вторая стадия — промежуточная, переходная, представ­ляющая собой результат такого вытеснения.

Чем отличаются аутистическое и социализированное мышле­ние (табл. 2)?

f

Лекция 6. Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже ■ 87

Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru Сравнительный анализ аутистического и социализированного мышления

Таблица 2


Особенность Аутистическое Социализированное
Происхождение Врожденное Прижизненное формирование
Что определяет функционирование мышления? Принцип удовольствия Принцип реальности
Отношение к внешнему миру Не направлено на внешний мир (фантазии, грезы, воображение) Направлено на позна­ние и преобразование внешнего мира
Единица мышления Образ; невербальное, образное мышление Понятие; вербальное мышление

Эгоцентрическое мышление представляет собой своеобразное сочетание свойств аутистического и социализированного мышле­ния, результат вытеснения первого вторым. Пиаже утверждал, что общество и личность находятся в состоянии антагонизма, конфрон­тации. Этим обусловлено важнейшее понятие — социализация, под которым понимается процесс насильственного вытеснения природ­ного и замещения его социальным.

С чем связан переход от аутистического мышления к соци­альному, каковы основные причины развития мышления? Для от­вета необходимо обратиться к анализу особенностей общения и от­ношений ребенка (схема 3). Пиаже выделяет два типа отношений, которые оказывают разное влияние на развитие мышления ребен­ка. Первый — это отношения принуждения, характерные для отно­шений «ребенок — взрослый». Это неравные отношения — по вла­сти, авторитету, уровню развития мышления. Второй — отношения кооперации и сотрудничества, характерные для общения сверст­ников как равноправных партнеров. Отношения принуждения при­водят к вытеснению аутистической мысли и замены ее эгоцентри­ческим мышлением. Отношения кооперации и сотрудничества ле­жат в основе преодоления эгоцентризма, децентрации и перехода к социализированному мышлению. В 2-3 года взрослый навязывает ребенку определенные речевые способы мышления и готовые кон­струкции, вытесняя аутистическое мышление. В развитии мышле­ния на эгоцентрической стадии можно выделить две фазы, граница

88 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru Общение со взрослым

Общение со сверстниками



Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru Принуждение

Кооперация

               
    Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru
    Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru
  Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru
 
 
 
    Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru

           
Аутистическое Эгоцентрическое     Социализированное
мышление   мышление   мышление
Аутистическая   3-12 лет   Социализированная
мысль (0-3 года)   1.Начало   мысль (от 12 лет)
1. Подчинена   соотнесения   1. Подчинена
принципу   принципа   принципу
удовольствия   удовольствия   реальности
2. Врождена   и реальности   2. Формируется
3. Не направлена   (3-7 лет)   прижизненно
на действи-   2. Выяснение   3. Направлена на
тельность   эгоцентризма   действительность
4. Выражена   из сферы   4. Выражена в речи
в образах   восприятия    
    (7-12 лет)      

Схема 3. Развитие мышления ребенка

между которыми — 7-8 лет. В первой фазе (2-3 — 7-8 лет) глав­ным фактором развития мышления является принуждение. Прин­цип удовольствия и принцип реальности соположены, пока еще нет их иерархизации. В игре, фантазиях и грезах ребенок живет как будто наяву. Эгоцентризм господствует как в сфере действий, так и в сфере мышления и речи. Во второй фазе (7-8 лет) на первый план выступают отношения ребенка со сверстниками как потенци­ально равными партнерами, отношения кооперации и сотрудниче ства. Никто никого принудить принять свою точку зрения не мо жет, единственный способ — договориться, выработать общую точ ку зрения. Так возникает объективная необходимость в координации различных умственных позиций и достигается благодаря механиз му последовательных центраций. Здесь принцип удовольствия и принцип реальности начинают иерархизироваться, причем перво­начально принцип реальности завоевывает сферу восприятия и дей­ствия и лишь потом — мышления. В 11-12 лет происходят оконча­тельная децентрация и переход к социализированному мышлению. В концепции Ж. Пиаже было сформулировано важнейшее по­ложение современной психологии развития о том, что развитие по­знания и интеллекта ребенка осуществляется в процессе сотруд-

Лекция 6. Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже ■ 89

Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru ничества. В исследованиях учеников Ж. Пиаже, в частности А. Пер-ре-Клермон (1991), изучалась роль социальных взаимодействий в развитии мышления ребенка. Было показано, что социокогнитив-ный конфликт, т.е. противоречие между позициями и точками зре­ния детей, совместно решающих познавательную задачу, приводит к преодолению познавательного эгоцентризма и децентрации.

6.3. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления

Что же является доказательством описанной выше стадиаль­ности в развитии мышления? Здесь мы обращаемся к феномену, получившему название «эгоцентрическая речь». Напомним, что для Ж. Пиаже мышление — прямое выражение речи. Это положение стало основой его взглядов и мишенью для критиков. Доказатель­ством последовательности трех стадий развития мышления стал феномен эгоцентрической речи. Конструкция основывалась на по­стулате, что мышление ребенка прямо выражается в его речи, сле­довательно, основным аргументом существования эгоцентрическо­го мышления стал феномен эгоцентрической речи. Логика рассуж­дения Ж. Пиаже была примерно следующей: если речь — прямое выражение мысли, то эгоцентрическая речь выражает эгоцентри­ческое мышление и является доказательством как его существова­ния, так и всей стадиальности мышления.

Получить представление об эгоцентрической речи можно, обра­тившись к опыту Ж. Пиаже. Взрослый предлагает ребенку научить сверстника правилам известной ему игры. Ребенок охотно согла­шается. При этом речь ребенка фрагментарна, отрывочна, предика­тивна. Ее трудно понять, если сам не знаешь сущности предмета. Взрослый выражает обеспокоенность: «Как же дети играть-то бу­дут?» У детей ни малейшей обеспокоенности не наблюдается. Свер­стника спрашивают: «Понятно?» — «Понятно!» Дети начинают играть, естественно, возникают ссоры и конфликты из-за неправильно понятых правил игры.

Эгоцентрическая речь не направлена на собеседника и не по­нятна ему. Пиаже выделяет следующие особенности эгоцентричес­кой речи:

Функциональные особенности: не выполняет коммуникативной функции, не направлена на собеседника; выступает как своеобраз­ный аккомпанемент к деятельности, ничего не меняет в деятельно­сти. Структурные особенности: фрагментарна и предикативна.

Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru 90 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru Формы эгоцентрической речи: эхолалия, буквальное, фрагмен­тарное повторение слов, где наблюдаются эффекты края, ударности и пр.; монолог; коллективный монолог, где ребенок произносит монолог перед другими, привлекая интерес к собственному действию или мысли. Примером коллективного монолога может служить известное стихотворение С. В. Михалкова: «А у нас в квартире газ! — А у нас сегодня кошка родила вчера котят...»

Для оценки динамики изменения эгоцентрической речи с воз­растом и, как считал Пиаже, динамики развития мышления он ввел понятие «коэффициент эгоцентрической речи». Коэффициент эго­центрической речи равен отношению количества эгоцентрических высказываний ребенка к общему числу высказываний. Таким об­разом, если коэффициент стремится к единице, то вся речь ребенка эгоцентрическая, если к нулю — эгоцентрической речи вообще нет.

В каждой культуре зафиксирована своя количественная харак­теристика эгоцентриче%кой речи. Например, если культура поощ­ряет индивидуализм и индивидуальные занятия ребенка — коэф­фициент эгоцентрической речи достаточно высок, если коллекти­визм и совместные виды деятельности — достаточно низок. Коэффициент эгоцентрической речи после трех лет постепенно по­вышается, достигает пика в 4-5 лет, затем после семи лет снижает­ся, но никогда не достигает нуля.

Ж. Пиаже считал выявленную динамику эгоцентрической речи достаточным доказательством предложенной им периодизации развития мышления от аутистического к эгоцентрическому и за тем к социализированному.

Л. С. Выготский предложил новую модель, объясняющую фено мен эгоцентрической речи. С этой моделью он и «ворвался» в ми ровую психологию, получив безусловное признание как автор ори гинальной теории эгоцентрической речи.

Критика Выготского замечательна своим конструктивным характером: он не только подверг сомнению взгляды Пиаже, но и предложил свою интерпретацию феномена эгоцентрической речи. Исследователь сформулировал ряд критических положений:

1. Стадия аутистического мышления не может быть исходной
стадией в развитии мышления ребенка. Здесь Л. С. Выготский со­
лидаризировался с рядом критиков теории Пиаже.

2. Недостаточный учет Ж. Пиаже предметной практической
деятельности ребенка в развитии мышления.

3. Л. С. Выготский предложил свою интерпретацию природы,
функций и судьбы эгоцентрической речи. Эгоцентрическая речь
является переходной формой от речи внешней, социальной, выполня-

Лекция 6. Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже ■ 91

ющей функцию коммуникации, к речи внутренней, индивидуаль­ной, выполняющей функцию планирования и регуляции деятельно­сти ребенка, выступающей как внутренний способ мышления.

Гипотеза Выготского является, по сути, конкретизацией общего закона развития высших психических функций, закона интерио-ризации. Для доказательства выдвинутой гипотезы было проведе­но исследование, направленное на эксплицирование того факта, что эгоцентрическая речь в силу своего переходного характера вопло­щает в себе свойства и функции как коммуникативной, так и внут­ренней речи (планирование и регуляция деятельности).

Во-первых, было показано, что коэффициент эгоцентрической речи резко снижается в ситуации, когда ребенок обнаруживает, что находящиеся рядом с ним сверстники не понимают его (иноязыч­ные дети либо стеклянная перегородка, не дающая возможность слышать партнера). Как только ребенок обнаруживал, что его не слышат или не понимают, так количество эгоцентрических выска­зываний резко уменьшалось. Тем самым было доказано, что эго­центрическая речь выполняет коммуникативную функцию.

Во-вторых, было показано, что при затруднениях в деятельнос­ти (например, ребенку не хватало цветного карандаша для изобра­жения какого-либо объекта в процессе рисования) наблюдается всплеск эгоцентрической речи, содержание которой представляет планирование деятельности в условиях помех или трудностей. Тем самым было доказано, что эгоцентрическая речь выполняет плани­рующую и регулирующую функции. Расцвет регулирующей речи наблюдается после пяти лет, когда деятельность ребенка приобре­тает черты произвольности и возникает ее планирование в соответ­ствии с поставленной целью. Такая же речь наблюдается и у взрос­лых, например, при решении трудной задачи в форме рассуждения вслух. Таким образом, эгоцентрическая речь представляет собой переходную форму от коммуникативной речи к планирующей речи.

Судьба распорядилась так, что Ж. Пиаже сумел ознакомиться с критикой Л. С. Выготского лишь в 1960-е гг. В это же время Вы­готский уже ушел из жизни, а сам Пиаже кардинальным образом изменил многие положения своей концепции развития детского мышления. Так, изменилось представление швейцарского психоло­га о том, что речь прямо выражает мысль. Ж. Пиаже согласился с Л. С. Выготским в том, что:

■ аутистическое мышление не есть исходная стадия в развитии;

■ необходим учет практической деятельности ребенка в разви­
тии его мышления, тем более что в операциональной концеп-

Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru 92 • Возрастная психология. Конспект лекций

Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже - student2.ru ции именно взаимодействие субъекта с объектом, по мнении: Ж. Пиаже, является источником развития интеллекта;

■ прямого соответствия между речью и мышлением нет, а речь в
мышление связаны более сложными отношениями.

Пиаже продолжал настаивать на том, что эгоцентрическая речь является прямым выражением познавательной эгоцентрической позиции ребенка, как неспособности его скоординировать различ­ные точки зрения. Хотя к гипотезе, высказанной Выготским, отнес­ся с большим интересом и вниманием.

Принципиальное различие позиций Л. С. Выготского и Ж. Пиа­же в интерпретации природы и судьбы эгоцентрической речи состо­ит в том, что, по Выготскому, эгоцентрическая речь выступает как этап интериоризации речи, выполняющей функцию планирующей речи и ее преобразованное способ мышления ребенка, а по Пиаже — это речь, выражающая особую познавательную позицию ребенка.

В современной психологии полагают, что за феноменом эгоцен­трической речи кроются две различные по природе и функциям формы речи, отдавая должное обоим исследователям. Эгоцентри­ческая речь отражает эгоцентризм как особую умственную пози­цию в познании ребенком мира. «Речь для себя» (РДС) или част­ная речь (private speech) как речь, выполняющая функцию плани­рования и регуляции своей деятельности.

Итак, эгоцентрическая речь и «речь для себя» различаются:

■ природой: эгоцентрическая речь выражает умственный эгоцен
тризм ребенка; РДС является переходной формой от внешней
к внутренней речи, внутреннему способу мышления;

■ условиями актуализации: эгоцентрическая речь не зависит от
условий, а РДС — зависит от трудностей в решении задач, npt
решении трудной задачи коэффициент возрастает;

■ судьбой: эгоцентрическая речь по мере децентрации с возрас­
том «отмирает», РДС сохраняется вплоть до зрелого возраста.

Подлинным открытием Ж. Пиаже в детской психологии ста­ли: выявление качественного своеобразия мышления ребенка и еп феноменологии, эгоцентризма как особой умственной позиции ре бенка в познании. Положение о кооперации ребенка со сверстника ми как условии развития его познавательной позиции от эгоцент­ризма к децентрации является теоретической основой исследова­ния мышления ребенка и разработки развивающих программ в современной психологии.

Лекция 7

Наши рекомендации