Психофизическая проблема и ее решение в философии Р.Декарта. Дуализм Декарта.

Декарт развивал собственное учение о сознании в контексте психофизической проблемы, которую сам же поставил. Ввел критерий для выделения психики из существовавшего ранее аристотелевского учения о душе → Психика – внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое бытие (духовное), в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Главный пункт учения Декарта – их абсолютная разнородность.

Тело Декарт отождествил с материей, сознание – с духом. Материя обладает качеством протяженности. Она создана богом. Телу он также приписывал свойства делимости, протяженности и перемещения в пространстве. Дух, напротив, неделим. Каждая из этих субстанций не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Душа может существовать отдельно от тела. Но в действительности существует только в связи с ним. Для различения функций души и тела Декарт использовал субъективный критерий: если то, что мы испытываем, можно объяснить в терминах неодушевленных, то это должно приписываться телу, а что нельзя – душе.

Психика понималась Декартом как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое – духовное бытие. В качестве метода для достижения истины он использовал систематическое сомнение. Отвергал представления о “Я” как о состоящем из души и тела, так как нет теоретических доказательств обладания ими. От сущности “Я”, по мнению Декарта, неотделима лишь особая субстанция сомневающаяся, которой он приписывает акт мышления. Так он отказывается от объективного описания “Я” и вводит метод рассмотрения своих субъективных состояний. Под мышлением он понимал “все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить”. Душа – это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. Собственные проявления души – желания и воля. Они не связаны с телесными процессами. Сюда же относятся внутренние эмоции души, то есть эмоции, направленные на “нематериальные предметы”, например, интеллектуальная радость познания.

Продуктами соединения души и тела, по мнению Декарта, являются страсти («Страсти души», 1649): например, голод и жажда. Тело влияет на душу, пробуждая в ней «страдательные состояния» (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Дословно, страсти – это «восприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением «духов». Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход. Декарт искал в организме орган, с помощью которого эти несовместимые субстанции все же могли бы общаться. Таким органом он предложил считать одну из желез внутренней секреции – шишковидную (эпифиз). Природа страстей двойственна: она включает телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причина страстей – движение животных духов, приводящее к физиологическим изменениям в организме. Источники страстей разнообразны, но главные – воздействие внешних предметов. Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первые появляются в душе при ее соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Они сигнализируют телу, что полезно, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни (например, уважение и пренебрежение – род удивления, а ревность – вид страха). Страсти обеспечивают единство души и тела, но могут стать и источником заблуждения. Поэтому страсти нужно воспитывать, путем развития разума и воли. Среди таких средств – размышление и искусство. Единственное средство против крайностей: следует сдержаться и помнить, что все представляющееся воображению склонно обманывать душу. Когда склонность склоняет к тому, что требует немедленно выполнения, следует воздержаться от того, чтобы сейчас же принимать решение; надо думать о другом, пока не укоротятся волнения. В других случаях воля должна быть направлена на то, чтобы внимать противоположным страсти доводам.

Итог: дуализм Декарта сводится к тому, что человек совмещает в себе две субстанции – душу и тело. С этой точки зрения Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично – материя или сознание, является бессмысленным. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Наши рекомендации