Их позициях в том, что Абеляр, согласно взглядам того времени
считал совесть божественным даром, а ее содержание несущест-
Венно отличающимся от библейских заповедей.
Арабская психология
С VIII по XII в. большое количество психологических исследо-
Ваний проводилось на Востоке, куда переместились основные
Психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное
Значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на
Том, что изучение психики должно основываться не только на фи-
Лософских концепциях о душе, но и на данных естественных наук,
Прежде всего медицины.
В то время в халифате, который распространился от Средней
Азии до Испании, были разрешены не только отличные от ислама
Религиозно-философские воззрения, не запрещалось и проведение
Естественно-научных исследований, в том числе изучение работы
Органов чувств и мозга.
Так, известный ученый того времени Ибн аль-Хайсам (965-1039)
Сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприя-
Тия. Его естественно-научный подход к органам восприятия (преж-
Де всего к зрительной системе) определялся первой в истории пси-
Хологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из
Законов оптики. Важно было то, что эти законы доступны опыту и
Математическому анализу. За основу зрительного восприятия Ибн
Аль-Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа
Внешнего объекта. Он доказывал, что этот процесс определяется
Внешними, физическими причинами, поскольку в дальнейшем к
Прямым оптическим эффектам присоединяются, хотя и бессозна-
Тельно, дополнительные психические акты, благодаря которым воз-
Никает восприятие формы окружающих предметов, их величины,
Объема и т.д.
Не ограничиваясь общими соображениями о зависимости яв-
Лений от физических (оптических) факторов и законов, Ибн аль-
Хайсам экспериментально изучил такие важные явления, как би-
Нокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом
Эффекты, явление контраста и др. Он убедительно доказывал, что
Для полноценного восприятия объектов необходимо движение
Глаз - перемещение зрительных осей. Благодаря этому организм
Автоматически производит операции, которые представляют своего
Рода суждения о местонахождении воспринимаемых вещей, их от-
Даленности от человека, их соотношении между собой. В том слу-
Чае, если воздействие предметов было кратковременным, глаз успе-
Вает правильно воспринять только уже знакомые человеку объек-
Ты, оставившие следы в нервной системе. Если же следы былых
Впечатлений еще не накопились, то законов оптики недостаточно
Для того, чтобы объяснить, как возникают впечатления об окру-
Жающем мире. Эти законы следует объединить с законами, по ко-
Торым работает нервная система.
Большое значение для психологии имели и работы другого вы-
Дающегося арабского мыслителя - Ибн Сины (латинизированное
Имя - Авиценна, 980-1037), который был одним из самых выдаю-
Щихся врачей в истории медицины.
Его учение сложилось в эпоху социально-экономического рас-
Цвета Халифата, огромной империи от Индии до Пиренеев, кото-
Рая образовалась в результате арабских завоеваний. Культура
Этого государства впитала достижения многих населявших его
Народов, а также эллинов, индусов, китайцев.
Ибн Сина был энциклопедистом, его творчество не ограничи-
Валось медициной и психологией, но наибольших достижений он
Достиг именно в этих областях.
В своих философских трудах Ибн Сина разработал так назы-
ваемую теорию двух истин, которая имела огромное значение для
Развития не только психологии, но и других наук в средневековый
Период. В психологии эта теория помогала вывести предмет ее
Изучения из общего предмета богословия. Таким образом, перед
Психологией открывалось поле собственных исследований, неза-
Висимых от религиозных постулатов и схоластических силлогиз-
Мов. В теории двух истин доказывалось, что существуют две неза-
Висимые, как параллельные прямые, истины - вера и знание. По-
Этому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие
С религией, имеет право на собственную область исследований и
На собственные методы изучения человека. Соответственно скла-
Дывалось два учения о душе - религиозно-философское и естест-
Венно-научное.
Изучая процесс познания, Ибн Сина подчеркивал, что в каж-