Их позициях в том, что Абеляр, согласно взглядам того времени

считал совесть божественным даром, а ее содержание несущест-

Венно отличающимся от библейских заповедей.

Арабская психология

С VIII по XII в. большое количество психологических исследо-

Ваний проводилось на Востоке, куда переместились основные

Психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное

Значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на

Том, что изучение психики должно основываться не только на фи-

Лософских концепциях о душе, но и на данных естественных наук,

Прежде всего медицины.

В то время в халифате, который распространился от Средней

Азии до Испании, были разрешены не только отличные от ислама

Религиозно-философские воззрения, не запрещалось и проведение

Естественно-научных исследований, в том числе изучение работы

Органов чувств и мозга.

Так, известный ученый того времени Ибн аль-Хайсам (965-1039)

Сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприя-

Тия. Его естественно-научный подход к органам восприятия (преж-

Де всего к зрительной системе) определялся первой в истории пси-

Хологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из

Законов оптики. Важно было то, что эти законы доступны опыту и

Математическому анализу. За основу зрительного восприятия Ибн

Аль-Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа

Внешнего объекта. Он доказывал, что этот процесс определяется

Внешними, физическими причинами, поскольку в дальнейшем к

Прямым оптическим эффектам присоединяются, хотя и бессозна-

Тельно, дополнительные психические акты, благодаря которым воз-

Никает восприятие формы окружающих предметов, их величины,

Объема и т.д.

Не ограничиваясь общими соображениями о зависимости яв-

Лений от физических (оптических) факторов и законов, Ибн аль-

Хайсам экспериментально изучил такие важные явления, как би-

Нокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом

Эффекты, явление контраста и др. Он убедительно доказывал, что

Для полноценного восприятия объектов необходимо движение

Глаз - перемещение зрительных осей. Благодаря этому организм

Автоматически производит операции, которые представляют своего

Рода суждения о местонахождении воспринимаемых вещей, их от-

Даленности от человека, их соотношении между собой. В том слу-

Чае, если воздействие предметов было кратковременным, глаз успе-

Вает правильно воспринять только уже знакомые человеку объек-

Ты, оставившие следы в нервной системе. Если же следы былых

Впечатлений еще не накопились, то законов оптики недостаточно

Для того, чтобы объяснить, как возникают впечатления об окру-

Жающем мире. Эти законы следует объединить с законами, по ко-

Торым работает нервная система.

Большое значение для психологии имели и работы другого вы-

Дающегося арабского мыслителя - Ибн Сины (латинизированное

Имя - Авиценна, 980-1037), который был одним из самых выдаю-

Щихся врачей в истории медицины.

Его учение сложилось в эпоху социально-экономического рас-

Цвета Халифата, огромной империи от Индии до Пиренеев, кото-

Рая образовалась в результате арабских завоеваний. Культура

Этого государства впитала достижения многих населявших его

Народов, а также эллинов, индусов, китайцев.

Ибн Сина был энциклопедистом, его творчество не ограничи-

Валось медициной и психологией, но наибольших достижений он

Достиг именно в этих областях.

В своих философских трудах Ибн Сина разработал так назы-

ваемую теорию двух истин, которая имела огромное значение для

Развития не только психологии, но и других наук в средневековый

Период. В психологии эта теория помогала вывести предмет ее

Изучения из общего предмета богословия. Таким образом, перед

Психологией открывалось поле собственных исследований, неза-

Висимых от религиозных постулатов и схоластических силлогиз-

Мов. В теории двух истин доказывалось, что существуют две неза-

Висимые, как параллельные прямые, истины - вера и знание. По-

Этому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие

С религией, имеет право на собственную область исследований и

На собственные методы изучения человека. Соответственно скла-

Дывалось два учения о душе - религиозно-философское и естест-

Венно-научное.

Изучая процесс познания, Ибн Сина подчеркивал, что в каж-

Наши рекомендации