Согласно этим взглядам,например, египетскийфараонсчиталсяземным богом, потомком богов небесных. Фараон не умирает, азаходит в свой вечныйгоризонт, становится бо­гом Озирисом.

В законах вавилонского царя Хаммурапи записано: «Бог Мархдух создал черноголовых и поставил меня, Хаммурапи, править черноголовыми».

Теологических взглядов на происхождение и сущность го­сударства и права придерживаются все идеологии, связанные с современными основными мировыми религиями: христи­анством, исламом, индуизмом, иудаизмом. Особенно велико их влияние было в средние века. Вспомним хотя бы теорию двух мечей. Согласно одной из версий этой теории Бог дал папе римскому два меча, один из которых папа передал свет­скому королю. Согласно другому варианту бог дал два меча, но один — папе римскому, другой — королю. В первом случае делался вывод, что власть короля вторична по отношению к власти религиозной, а во втором — независима. Но оба вари­анта исходят из божественного источника власти. Теория «Москва —- Третий Рим» тоже есть проявление божественного обоснования власти русского царя.

Ныне продолжают существовать и действовать религиоз­ные правовые системы (иудейское право, исламское право, индусское право). Источниками этого права являются преж­де всего священные книги каждой религии, и нормы, в них содержащиеся, рассматриваются как божественные откро­вения. Таким образом, теологические взгляды на государство и право — это не только история, но и наша действитель­ность.

Патриархальная теория. Согласно этой теории государст­во возникло из разросшейся семьи. Власть монарха произош­ла из власти отца над членами семьи и подобна отеческой власти. Представителями этой теории были Аристотель, Кон-66

фуций, русский социолог и теоретик народничества И, Ми­хайловский и др. Р. Фильмер с помощью этой теории обосно­вывал в XVII в. неограниченную власть английских королей. С его точки зрения, короли являются преемниками библей­ского патриарха Адама, которому от бога дана не только оте­ческая, но и королевская (царская) власть над своим потом­ством. От Адама эта власть перешла к старшему в семье, а в конце концов — к королям. Эта теория является антиистори­ческой. В действительности же, как мы видели, вначале воз­никает род, а семья складывается гораздб позднее в силу упо­рядочения отношений полов и в связи с изменениями в про­изводственной сфере.

Договорная теория. В соответствии сэтой теорией госу­дарство возникло в результате договора междулюдьми для обеспечения их общей пользы, общих интересов.Зачаткиэтойтеории встречаются уже удревних мыслителей(грече­ские мыслители Эпикур,Микофон, Тразимах. китайскийМо Цзы). В классическомвиде эта теориясложилась в XVII— XVIII вв. и тесносвязана с теорией естественногоправа. Представители этойтеории — Т. Гоббс, Д. Локк,Гуго Гроций, Ж.-Ж. Руссо, в России — А. Н. Радищев.

Одни из них использовали эту теорию для обоснования абсолютной, монархии (Т. Гоббс), другие — для защиты конс­титуционной монархии (Д. Локк), третьи выражали интересы революционной буржуазии, стремившейся к свержению фе­одализма (Ж.-Ж. Руссо).

Представители этойтеории исходили из того, что госу­дарству предшествует естественноесостояние людей,которое понималось по-разному.Т Гоббс описывал это состояние как войну всех против всех, Людиэгоистичны, недоверчивы,но все равны, каждыйимеет право на все, каждый стремится к собственной выгоде, наживе, славе.Люди находятся в посто­янной" вражде, страхе, нет местатрудолюбию, таккак плодытрудане гарантированы от захвата.Здесь нет справедливости, ибо нет закона, нет закона,ибо нет общей власти.Познав же разумом естественный закон,который гласит, чтокаждыйдолжен добиватьсямира. людизаключают договор и создают новую форму общения — государство.При этом они отказы­ваются от части своихестественных прав в пользумонарха,которыйи представляетобщую власть, держит людей о страхе и направляетих к общему благу.

^ 67

Ж.-Ж. Руссо рисуетестественное состояние как«золотойвек» человечества, всеобщегосчастья. Вес равны,свободны,нет частнойсобственности и государства.Причины возник­новения государстваРуссо видитв способностях человека ксовершенствованию и порченравов. Человек изобретает и со­вершенствует орудия труда,переходит к металлическим ору­диям, к оседлости, к земледелию.Появляется частная собст­венность, которой способствует не толькоповышение произ­водительности труда;но и порча нравов, результатомчего сталзахватбезнравственными членами общества общественной земли и т.д. Появляется имущественное неравенство. Бога­тые, не имея достаточных сил длязащиты от большинства бедных, убедили темных и легковерных людей объединиться,установитьправила справедливости и мира. На основе общего соглашения — договора — создается новая ассоциация лю­дей — государство.

Руссо во многом приблизился к историческому объясне­нию происхождения государства, однако излишнее значение придавал порче нравов и сознательным действиям, направ­ленным на создание государства. Руссо делает из своих взгля­дов революционные выводы. С его точки зрения, власть ко­ролей держится уже не на договоре, а на насилии. Они нару­шили общественный договор, узурпировали власть, нарушив права народа, поэтому народ вправе на насилие ответить на­силием и свергнуть монарха. Всякая власть, с его точки зре­ния, может быть основана только на общественном договоре, общественном согласии.

Следует отметить, что идеи общественного договора не утратили своего значения и в наше время. Призывы к обще­ственному договору, общественному согласию раздаются и сейчас. Что же касается теории, то она во многом антиисто­рична, сами представители этой теории выдвигают ее как ги­потезу, даже как вымысел, фикцию.

Теория насилия. Согласно этой теории государство есть ре­зультат войн и насильственных действий. По теории внешне­го насилия (Л. Гумплович, К. Каутский) частная собствен­ность, классы и государство есть результат завоевания одних племен другими, более сильными и воинственными. Племя победителей присваивает их землю, собственность, затем принуждает побежденных работать на себя, платить дань, чо-дати. Вследствие такого насильственного соединения племен

возникает деление на классы, племя завоевателей становится господствующим классом.Принудительный аппарат, кото­рый создают завоеватели, превращается в государство.

Е. Дюринг считалпервичным в возникновении частной собственности и государства принуждение, насилиеодной части общества по отношению к другой (теория внутреннегонасилия). Экономическиеже факторы у него носятвторич­ный характер.

Насилие само по себе неможет создать ни собственности, ни классов. Оно можетсыграть определеннуюроль лишь в перераспределении ужевозникшей частнойсобственности. Но для этого общество должно достигнуть определенной сту­пени развития. Да и само насилие зависит от производства. Производитель наиболее совершенных орудийтруда является производителем и болеесовершенного оружия.Однако наси­лие, завоевание,бесспорно, может быть фактором,который способен ускоритьвозникновение государства, еслиобществоужесозрело для этого,достигло определенногоуровня разви­тия. Заметим, что завоевание территорийДревнего Рима древними германцамиускорило возникновение упоследнихгосударства.

В заключение отметим,что здесьрассмотрены далеко нс все теории происхождениягосударства. Можно назвать и та­кие теории, как психологическая,органическая и до.

Наши рекомендации